22
23
ВПЕРЕДИГАРЕВЫЙ ОЛИМП„Несмотря на короткий стат..." он снова выступал в финале и попал в«И вот они приехали. И где бы ни стартовали, всюду сразу же завоевывали сердца болельщиков. Смелость, стремительные атаки, борьба на протяжении всех четырех кругов — таковы характерные черты спортивного мастерства наших гостей. Несмотря на короткий стаж езды, советские спортсмены продемонстрировали необычайно высокую технику вождения машин, мощную спортивную форму и чрезвычайно чистую манеру езды». Так- писал популярный польский журнал «Мотор» о выступлении наших гонщиков на гаревых дорожках Варшавы, Познани, Лодзи, Вроцлава и других городов. Столь же высокую оценку мастерства советских мотоспортсменов можно было встретить на страницах спортивной прессы Чехословакии, Югославии и других стран, где хоть раз стартовали гонщики с эмблемой «СССР». Триумфально закончилось в прошлом году выступление советских спортсменов в Швеции. В трех гонках из четырех наша команда в составе уфимцев И. Плеханова, Б. Самородова, Л. Дробязко и ровенского спортсмена В. Трофимова нанесла поражение сборной Швеции — чемпиону мира 1962 года. Не только старты в Скандинавии, весеннее и осеннее турне наших гаревиков по Чехословакии и Польше, летние встречи с зарубежными гонщиками на советских треках, наконец, выступление в чемпионате мира свидетельствуют о растущей силе советских мотоциклистов в новых для них соревнованиях. Эту силу ощутили еще в 1961 году участники личного чемпионата мира в гонках по гаревой дорожке, когда никому не известный спортсмен из Уфы Игорь Плеханов стал третьим призером неофициального первенства Европы и участником финальных соревнований. Уфимец — единственный спортсмен, которому за последние двадцать пять лет удалось пробиться в финал с первой попытки. Даже самые способные гонщики тратили по нескольку лет, чтобы завоевать это право. В минувшем сезоне Плеханов доказал, что взлет его был не случаен — десятку сильнейших. Уверенные выступления советских мотогонщиков явились результатом продуманной системы тренировок, разработанной тренером сборной команды страны заслуженным мастером спорта В. Карнеевым. . Успехи наших гаревиков особенно почетны потому, что они достигнуты в необычайно короткие сроки. Мне довелось присутствовать при рождении у нас этого вида соревнований в 1958 году. Почти пустые трибуны, неуверенные действия гонщиков, с трудом укрощающих своих пятидесятисильных «коней». Как не похоже это на ту картину, которую можно наблюдать сейчас: переполненные стадионы, захватывающие поединки зрелых мастеров, владеющих всем арсеналом средств борьбы на гаревой дорожке. А ведь прошло всего четыре года! Срок, прямо скажем, небольшой, если учесть, что в Англии, Швеции и Польше «спидвей» и «жужель» культивируются тридцать—сорок лет. первенство стало не только личным, но и командным. По итогам первых пяти этапов определялась команда-победительница, а также выявлялись 32 лучших гонщика. В двух заключительных турах (полуфинале и финале) они разыгрывали медаль чемпиона. Несмотря на то, что командная часть первенства прошла далеко не гладко (об этом пойдет речь ниже), именно она сделала соревнования значительно интереснее и содержательнее. Нововведение, продиктованное ростом популярности гаревых гонок, открыло доступ на мототреки большой группе молодых спортсменов, что сразу же дало заметный эффект. Они оживили соревнования, внесли в них свежую струю. Среди молодых, подающих надежды прежде всего хочется назвать представителей Уфы Г. Куриленко, Г. Кадырова и юного Ю. Чекранова. Геннадий Кадыров лишь в прошлом году впервые сел на мотоцикл ЭСО, но в его активе уже отличная победа над И. Плехановым, четвертое место в полуфинале первенства страны. «Гаревый» ветер подул ис Карпат. Создание мототрека во Львове заметно повлияло на расстановку сил в заключительных турах первенства: среди 16 финалистов оказалось 4 львовских спортсмена: В. Овчинников, В. Шило, К. Крышталь, А. Грузинцев. Правда, никому из них не удалось потеснить признанных мастеров, но у львовчаН все впереди. Успех выпал на долю и гонщиков Московской области во главе с Валентином Моисеевым. Он занял в финале шестое место, уступив только известному уфимскому «квартету» — Б. Самородову, И- Плеханову, Л. Дробяэко и Ф. Шайнурову. Однако постичь все Тайны гонок и овладеть передовыми приемами вождения машин, не располагая гаревыми дорожками, — дело почти непосильное. Несомненно, успехи москвичей В. Моисеева, Б. Захарова, А. Оленева были бы большими, если бы в районе Москвы имелись гаревые дорожки. Из-за отсутствия их не могут пока конкурировать с сильнейшими и гонщики Ленинграда, Таллина, Владивостока, Минска, хотя чемпионат страны стал для них отличной школой. Как и следовало ожидать, победа ивПо новой формулеКак бы ни были интересны и полезны встречи с зарубежными соперниками, они все же не могут заслонить главного события сезона — первенства. страны. В прошлом году оно разыгрывалось в четвертый раз, причем по новой формуле, значительно отличавшейся от прежней. Принятая в 1959, 1960 и 1961 годах система розыгрыша в известной мере явилась уступкой молодому виду мотоспорта. В самом деле, можно ли было считать полноценным первенством такие соревнования, в которых уча-. ствовала без предварительного отбора одна и та же небольшая (около 30 человек) группа мастеров гаревых гонок? Сохранение такой системы могло только затормозить дальнейший рост мастерства, привести к тактическому однообразию и шаблону, так как соперники за эти годы досконально изучили друг друга. Вот почему порядок проведения первенства в прошлом году претерпел коренную реформу. В основу ее был положен принцип чемпионата. Кроме того,22 •JjЗаключительный этап первенства СССР в гонках по гаревой дорожке проходил в Уфе. На снимке : упорная борьба в одном из заездов. Фото Р. Гайнуллина командных ив личных гонках досталась представителям Уфы. Команда «Башкирия» в составе все тех же И. Плеханова, Л. Дробязко, Ф. Шайнурова и Б. Самородова набрала наибольшее количество очков в пяти турах и стала первым обладателем командного приза. Уфимская четверка разыграла между собой и медали. Борьба была на редкость напряженной. Достаточно сказать, что после первого дня соревнований три участника — Л. Дробязко, И. Плеханов и Б. Самородов — набрали равное количество очков, причем трудно было отдать кому-нибудь из них предпочтение. Эту тройку отличали не только высокое мастерство и большой опыт, накопленный в трудных международных встречах. Уфимцы умели предельно мобилизоваться в самые сложные моменты соревнований и изменить ход борьбы в свою пользу. Вот почему те заезды, где встречались лидеры, проходили в необычайно остром соперничестве. Исход их решила доведенная до совершенства техника старта Бориса Самородова. Именно она принесла ветерану гаревых гонок победу во всех пяти заездах второго дня соревнований, а вместе с ней и золотую медаль чемпиона. Успех Б. Самородова радует всех, кто знает этого мужественного гонщика. Несколько лет назад автомобильная катастрофа, казалось, навсегда закрыла ему путь в мотоспорт. Но долгие месяцы, проведенные в больнице, не могли погасить в спортсмене страстного желания вернуться на дорожку. Дебют после годичного перерыва не был обнадеживающим. Зимой в гонках по льду Б. Самородов должен был довольствоваться скромным местом во второй пятерке. Но от соревнования к соревнованию, от тренировки к тренировке укреплялся и мужал талант спортсмена. Зимой прошлого года он стал обладателем двух золотых медалей в ледяных гонках (класс 350 и 500 см 3 ), а в конце сезона прибавил к ним еще одну медаль чемпиона страны в гонках по гаревой дорожке. Лишь одно очко проиграл ему финалист чемпионата мира И. Плеханов и два — Л. Дробязко. Четвертое место занял Ф. Шайнуров.Ухабы на гаревой дорожкеМастерство четырех уфимцев, умело сочетающих высокую технику езды со скоростью, атлетизмом и продуманной тактикой, общепризнано. Но достаточен ли этот короткий перечень мастеров мирового класса для всего нашего мотоспорта? Конечно, нет. Давно известно: высокие стабильные результаты достигаются там, где происходит постоянное пополнение первой шеренги спортсменов способной молодежью. У нас процесс такого пополнения идет чрезвычайно медленно, ибо мы не достигли подлинной массовости в этом виде соревнований. Разве нормально, что в стране, где мотоспортом занимаются многие тысячи людей, в гонках по гаревой дорожке специализируется менее ста спортсменов? Среди 16 команд заявленных для участия в чемпионате, четыре представляли Уфу, а из 16 финалистов личного первенства было девять уфимцев. Конечно, чемпионат — это соревнование сильнейших, независимо от их места жительства, но если все замыкается на одном городе или республике, то его «всесоюзность» может быть легко поставлена под сомнение. В Польше, например, действует свыше 20 гаревых клубов, в Чехословакии построено более 40 дорожек. У нас же, чтобы пересчитать гаревые центры страны, хватит пальцев на одной руке. Самородовы и Плехановы есть не только в Уфе, но и во многих других городах. К сожалению, там нет ни гаревых дорожек, ни специальных машин. В гаревых гонках особенно ощущается прямая связь между спортивными базами, массовостью и мастерством. Вопрос о строительстве своими силами гаревых дорожек не сходит с повестки дня. Он — вопрос вопросов развития нашего мотоспорта, Об этом, в частности, идет речь в письме судьи всесоюзной категории Н. Качанова, которое помещено в этом номере журнала. Но далеко не все замыкается на дорожках. Мы уже ощущаем острую нехватку специальных мотоциклов для гаревых гонок. А что будет, когда войдут в строй новые треки? Об этом нужно думать сейчас и безотлагательно принимать решение. Ориентироватьсятолько на импортные машины — значит поставить под угрозу развитие мотогонок на гаревой дорожке. Видимо, нужно идти другим путем — организовать выпуск специальных (кстати говоря, весьма простых по конструкции) мотоциклов на своих заводах. Мы испытываем также острую нужду в тренерских кадрах. Те, кто числится в тренерах, за редким исключением заняты больше самоподготовкой к гонкам, чем тренерской работой. Настала пора собрать в Центральном автомотоклубе семинар тренеров и активистоворганизаторов соревнований, специально посвятив его гоНкам по гаревой дорожке. И еще об одном, что мешает развитию гаревого спорта. Это — недооценка его значения как средства пропаганды и полной самоокупаемости мотоспорта со стороны руководителей ряда республиканских и областных комитетов ДОСААФ. Вспомним, что произошло в минувшем сезоне. Руководители , Майкопской и Ровенской организаций ДОСААФ незадолго до начала соревнований отказались проводить встречи на своих полях (случай почти невиданный в спортивной практике), мотивируя это тем, что гонки не окупятся. Пришлось на ходу ломать расписание встреч, что чуть не привело к срыву розыгрыша командного кубка. После второго этапа неожиданно вышли из чемпионата команды «Кубань» (Краснодар), «Мотор» (Майкоп) и «Сибирь» (Иркутск, Красноярск). Все это могло произойти только в результате безответственности тех лиц, которые руководят мотоспортом на местах. Ведь никто же не поверит, что, скажем, в Краснодарском крае нет любителей мотоспорта и потому там нельзя организовать соревнования. Все дело в умении и желании. В заключение несколько слов об организации первенства. В Уфе, Львове, Салавате научились проводить соревнования, что называется, с блеском. Но возникает вопрос: нужны ли для этого такие громоздкие судейские коллегии, какие мы видели в Уфе? Старая истина гласит: чем больше лишних людей, тем меньше порядка. В Польше, Чехословакии такие же встречи судит в два, а то ив три раза меньше арбитров, и это нисколько не отражается на уровне судейства. Нужно ли назначать на каждый день новую судейскую коллегию, если гонки проходят в течение двух дней? Нужен ли главный судья всего первенства, помимо главных судей этаnoei Думается, это ничем не оправданные излишества.* **Итак, прошло четыре года. Мы можем по праву гордиться успехами наших гонщиков. Но им нельзя ни останавливаться, ни топтаться на месте. У нас есть все условия, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути развития этих увлекательных и очень нужных соревнований, и двигаться к вершинам гаревого Олимпа еще более быстрыми шагами. Б. ШЕЙГАМ, член президиума Федерации мотоспорта СССР, судья всесоюзной категории.23