30
31
применяемому для двигателя топливуон рассчитан на бензин с октановым числом 78; требования к сорту масла не изменились, сохранено также соотношение масло-бензиновой смеси ( 1 : 33).ДВИГАТЕЛЬ «ТРАБАНТ» Р-60января 1963 года на автомобили «Трабант», выпускаемые народным предприятием Баркас в КарлМарксштадте (ГДР), устанавливается новый двигатель Р-60. пришедший на смену двигателю Р-50/2 модели 1962 года. В новом двигателе значительно увеличен рабочий объем цилиндров (с 500 см' до 600 см 1 ), благодаря чему мощность его возросла до 23 л. с , а максимальный крутящий момент — до 5,2 кгм, при том же числе оборотов (2750 об/мин). Освоив этот двигатель в производстве, коллектив народного предприятия Баркас сделал. важный шаг на пути выполнения задачи, поставленной перед ним Девятым Пленумом Центрального Комитета Социалистической единой партии Германии. В решении Пленума указывалось, что удельный показатель отношения веса легкового автомбиля «Трабант> к мощности его двигателя должен быть доведен до 25 кг/л. с. Ныне при сохранившемся общем весе автомобиля (с заправкой), равном 820 кг. этот удельный показатель снижен с 31 до 27 кг/л. с , что ставит «Трабант> в один ряд с лучшими европейскими микроавтомобилями. В новом двигателе Р-60 сохранены все основные характерные черты конструкции двухцилиндровых двухтактных двигателей «Трабант», имеющих, как известно, возвратную продувку; впускной вращающийся золотник и вертикальное расположение цилиндров поперечно к направлению движения автомобиля. Осуществленные в новой конструкции изменения и нововведения коснулись лишь отдельных узлов и агрегатов, причем частично они были продиктованы не только поставленной задачей увеличения литража и мощности, но и технологическими соображениями. Увеличение рабочего объема, в частности, достигнуто только за счет увеличения диаметра цилиндров с 66 до 72 мм при сохранении хода поршня равным 73 мм. Не изменены также расстояния между осями цилиндров. Чтобы обеспечить сохранение межосевых размеров и достаточные проходные сечения для охлаждающего воздуха (а также из технологических соображений), пришлось уменьшить толщину стенок цилиндров в средней нх части с6 до 3 мм (рис. 1). Это снизило общий срок службы двигателя (два ремонтных размера вместо четырех), но зато позволило значительно улучшить его технические параметры без существенных изменений в технологии производства. Названное выше увеличение мощности (с 20 до 23 л. с.) и крутящего момента (с 4.5 до 5.2 кгм) достигнуто также за счет повышения степени сжатия с 7,2 до 7.6 и изменения фаз газораспределения. В связи с повышением степени сжатия возросли требования кСДостигнутое улучшение в обработке торцовых плоскостей цилиндров и головки цилиндров, а также улучшение формы последней позволило отказаться от алюминиевой прокладки между ними. Связанное с этим уменьшение термических сопротивлений увеличивает долю тепла, отводимого через головку цилиндров. В кривошипно-шатунной группе осуществлены многочисленные мелкие изменения. направленные к повышениюР ис . 2. Коленчатый вал двигателя Р-60. Слева вверху и справа внизу показаны игольчатые подшипники нижних головок шатунов. срока службы двигателя. Конструкция коленчатого вала показана на рис. 2. В нижних головках шатунов вместо двухрядных роликовых подшипников установлены однорядные игольчатые подшипники с сепаратором, изготовленным из прочного алюминиевого сплава. н 17 иглами диаметром 3,5 мм. Это повлекло за собой увеличение диаметра шатунных шеек коленчатого вала с 25.5 до 28 мм. Рабочие поверхности шатунных шеек и игольчатых подшипников подвергаются поверхностной закалке. Заменены также роликовые подшипники коренных шеек коленчатого вала — ширина их наружных колец увеличенавременно радиальную кольцевую прокладку, уплотняющую фланец маховика 5. Шариковый подшипник 6 насажен на коленчатый вал с компенсацией зазора, обеспечиваемой усилием двух Дисковых пружин 7, которые находятся между наружным кольцом подшипника в крышкой. Имеющееся на этом кольце упругое замковое кольцо 8 упирается в картер двигателя. Изменения а поршнях коснулись не только нх размеров <диаметр увеличен до 72 мм), но и конструкции. Так. увеличен диаметр поршневого пальца и устранена его дезаксиальность, характерная для прежних конструкций. Некоторое усовершенствование осуществлено в прерывателе. Здесь введена новая пластинка с неподвижным контактом н регулируемая фильц-щетка, Что увеличило межремонтные сроки службы прибора. Для стабилизации установки зажигания корпус прерывателя опирается дополнительно на специально сделанный прилив в нижней части блока двигателя. С установкой нового двигателя Р-60 значительно повысились динамические качества автонобиля «Трабант». Максимальная скорость автомобиля достигает 100 км/час. Улучшилась динамика разгона: скорость 60 км/час автомобиль развивает через 13 секунд после трогання с места; для достижения скорости 80 км/час ему требуется 23 секунды, в то время как «Трабант» модели 1962 года (с двигателем Р-50/2) достигал такой скорости лишь через 35 секунд после трогання с места. Обращают на себя внимание удельные показатели, характеризующие совершенство конструкции нового двигателя, созданного в ГДР. Так, по литровой мощности (38.7 л. с.) двигатель Р-60 превосходит такие широко известные микролитражные двигатели, как итальянский «Фиат-600» (31,5 л.с./л), западногерманские «Глас-600» {34,2 л.с./л) и НСУ«Принц» (38,4 л.с./л), голландский «ДАФ600» 432,2 л.с./л). французские «СитроенАми» (31,6 л.с./л) и «Рено-4» (30,8 л.с./л). Хотя сравнение здесь дается с четырехтактными двигателями. преимущество «Трабанта» л о этому удельному параметру достаточно очевидно. «Крафтфарцойгтехник», 1962, Mt 10.СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС «ИКАРУС» К-180ВВенгрии построены опытные образцы нового сочлененного автобуса «Икарус» модель 'К-180, который в нынешнем году будет поставлен на серийное производство. Автобус предназначен для эксплуатации в крупных городах с интенсивным уличным движением и массовыми пассажиропотоками. Его вместимость — 160 человек, а в часы «пик» может достигать 190 человек. Установленный на автобусе мощный подпольный двигатель обеспечивает вполне достаточную для городского сообщения максимальную скорость 63,5 км/час и хорошую динамику разгона. Новый «Икарус» оборудован комбинированной подвеской (пневматика и стальные листовые рессоры), обеспечивающей плавность хода. Созданию необходимого комфорта для пассажиров способствует также мощная отопительная установка, которая летом используется в целях принудительной вентиляции салона. Обращает на себя внимание хорошая маневренность автобуса: при общей дли-Р ис . 3. Осевая стабилизация чатого вала двигателя Р-60. с 12 до 15 мм, что улучшило посадку подшипников в картере блока. Конструктивно изменен способ осевой стабилизации коленчатого вала. Вместо применявшегося ранее на коренном подшипнике упругого замкового кольца, устанавливавшегося со стороны сцепления, разработана конструкция, показанная на рис. 3. Она устраняет возможность осевого смещения коленчатого вала, вызываемого различием в тепловых расширениях алюминиевого картера н самого вала. Крышка 1 крепится винтом 2 (с потайной головкой) к картеру 4 через прокладку 3. Крышка 1 центрируется в картере а имеет одноР ис . 1. Цилиндр двигателя автомобиля «Трабант».Р-60 дляСочлененный автобус К-180.«Икарус»,30 невестине автобусного поезда 16500 мм (из них длина прицепа составляет 6500 мм, а переходного тамбура — 1140 мм) радиус поворота равен всего 10.5 метра, что выгодно отличает венгерскую конструкцию от большинства известных в Европе сочлененных автобусов. Максимальный угол поворота колес прицепа в обе стороны — 37 градусов, максимально допустимый угол вертикального склонения сочленения — 10 градусов. Установленный на автобусе двигатель К-619 относится к новому типовому ряду, разработанному недавно венгерским Институтом автомобильной техники (ИАФИ). В . этот типовой ряд входят четырехцилиндровые дизели с вертикальным и горизонтальным расположением цилиндров и шестицилиндровые V-образные подпольные дизели. Все названные двигатели нового типового ряда унифицированы друг с другом и имеют единые размеры цилиндров (диаметр — 125 мм, ход поршня — 130 мм), водяное охлаждение и верхнюю систему газораспределения с подвесными клапанами. В отличие от выпускавшихся до последнего времени заводами «Чепель» форкамерных дизелей, новые двигатели имеют систему прямого впрыска топлива. Наряду с увеличением размерности цилиндров следует также отметить повышение числа оборотов двигателей. Двигатель К-619, установленный на автобусе «Икарус» .К-180. является шестицилиндровым подпольным дизелем из названного типового ряда; рабочий объ3 ем его цилиндров составляет 9.570 см . Двигатель развивает мощность 180 л. с. при 2400 об/мин и расходует при полной нагрузке 180 граммов топлива на 1 л. с. в час. Сухое двухдисковое сцепление автобуса имеет гидропневматический привод. Коробка передач — пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроне первой. Передаточные числа: первой передачи — 6,17, второй — 2,99. третьей — 1,78, четвертой — 1,26. пятой — 1 и заднего хода — 6.68. Скорости движения автобуса в условиях города при этих передачах соответственно равны 10,3 км/час, 21,3 км/час, 35,8 км/час, 46,8 км/час, 63,5 км/час и (задний ход) 9.5 км/час. При изменении передаточного числа главной передачи максимальную скорость можно повысить до 80 км/час. что и осуществлено, например, в междугороднем варианте автобуса (имеется в виду пригородное сообщение на коротком плече). К тормозной системе автобуса относится ножной пневматический тормоз с приводом на все три оси, ручной бесступенчатый тормоз с сервоприводом и моторный тормоз (на выхлопе), приводимый в действие педалью. Электрооборудование автобуса — 24вольтовое. Максимально допустимая нагрузка автобуса (при 190 пассажирах)— 23700 кг. Емкость топливного бака — 250 л. Вместимость, динамические качества и маневренность нового сочлененного автобуса «Икарус» К-180 выдвигают его, по мнению специалистов городского транспорта, в ряд лучших в мире конструкций подобного типа. Отмечается также, что инженерное решение большинства его агрегатов и узлов вполне соответствует современному уровню автомобильной техники и верно отражает тенденции ее дальнейшего развития в области автобусного производства. «Мотор Транспорт», 1962, Mr 12.«КРАКА» — СКЛАДНАЯ ВЕЗДЕХОДНАЯ ТЕЛЕЖКАотороллерные заводы в Нюрнберге (ФРГ), выпускающие мотороллеры ДКВ и «Виктория», начали серийный выпуск легкой транспортной тележки с грузовой платформой на 800 кг полезного груза и открытым сиденьем для водителя и одного-двух подсобных рабочих. Машина получила название «Крака», образованное из двух первых слогов немецкого слова «транспортная тележка». Конструкция шасси состоит из двух маятниковых рам, вращающихся вокруг одной средней оса и опирающихся на рессорные резиновые подушки. В заднюю раму жестко встроены двигатель и трансмиссия с цепным приводом. Передний маятник несет переднюю ось, состоящую в основном из одной верхней и одной нижней поперечных листовых рессор. Он может качаться вокруг оси вращения с амплитудой до 25 градусов.^ШШуТЕХНИКИ1150 мм. Ваза — 2030 мм. колея передних и задних колес — 1100 мм. Радиус поворота — 3.5 м. Сухой вес машины составляет 400 кг, то есть вдвое меньше грузоподъемности. В зависимости от выбора передаточного числа главной передачи максимальная скорость «Краки» может достигать 20, 40 нлн 60 км/час. Машина способна преодолевать подъемы до 60 процентов.М«Крака» на пересеченной местности. Над рамой имеется металлическая площадка размером 1750 V 1400 мм. служащая в качестве грузовой платформы; на ней предусмотрены два откидных сиденья для подсобных рабочих. Сиденье водителя находится в середине и выполнено отдельно от грузовой платформы. Привод «Краки» осуществляется на заднюю ось от двухцилиндрового двухтактного двигателя с воздушным охлаждением. Он имеет рабочий объем цилиндров 400 смЗ и развивает мощность 20 л. с. при 5000 об/мин. Максимальный крутящий момент — 3,2 кгм при 4000 об/мин. Четырехступенчатая коробка передач объединена в одном блоке с дифференциалом. Между коробкой и колесами имеется цепная передача. Машина имеет специальные шины низкого давления, что позволяет ей хорошо передвигаться также и по мягкой кеукатанной почве. Благодаря маятниковой конструкции рам усилия от неровностей дороги почти не передаются на грузовую платформу даже при движении по бездорожью. Возможно также применение и нормальных шин размером 5,6013. «Крака» оборудована механическими тормозами па задние колеса и рулевым управлением с зубчатой рейкой (максимальный угол поворота колес — 45°). Габаритные размеры машины: длина — 2630 мм. ширина — 2420 мм, высота —Конструкция «Краки». Вверху — вид сбоку, внизу — вид в плане. «Крака» в сложенном виде.*?Особой чертой конструкции «Краки» является возможность ее складывания вокруг центра вращения передней и задней маятниковых рам. При атом задняя часть шасси откидывается под балку передней рамы. В этом случае общая площадь машины снижается до 1750 мм (длина) ж 1400 мм, а высота уменьшается до 950 мм. В сложенном состоянии «Крака» уже не способна к передвижению, так как рулевая колонка и сиденье водителя должны быть сняты. Но она зато легкотранспортабельна на платформе грузового автомобиля. «Моторвельт», 1962, № 11УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИа последней автомобильной выставке в Лондоне было показано новое устройство для разгрузки задней подвески от воздействия большого тормозного момента, возникающего при торможении автомобиля. Устройство представляет собой обычный гидравлический цилиндр с поршнем и запорным клапаном, установленный между осью и поперечиной рамы автомобиля. При движении без торможения поршень при колебаниях задней оси вободио перемещается в цилиндре, pafan в качестве дополнительного аморатора, что улучшает ездовые качества 5иля. При включении тормозовНклапан гидравлического цилиндра, связанный с тормозным приводом, закрывается, в результате чего поршень жестко блокируется в цилиндре и возникающий на оси автомобиля крутящий момент воспринимается не рессорами, а поперечиной рамы. В результате рессоры освобождаются от излишних напряжений, не происходит отрыва колес от земли и сокращается тормозной путь. На рисунке показана установка гидравлического цилиндра на ведомой задней оси трехосного автомобиля, однако он может быть установлен и на любой другой оси. «Сервис Стейшн», 1962, Ml 1031