12
13
зянки. Командир подразделения докладывал: «Пакет шолучил, пакет получил, пакет получил». Красная стрела на карте сместилась резко влево, и командир тепло сказал: — М олодец Севостьянов. У него сердце настоящего бойца. Кончатся учения — представить к награде. ...Николай даже не помнит, когда его первый раз потянуло к мотору. Отец — известный в Ростове автомобилист, и сынишка, кажется, с тех пор, как научился ходить, всегда был возле машин. У жев школе пришла любовь к мотоциклу, к спорту. Ее укрепил и развил первый и,фаворитом, его не принимали всерьез. Пришлось потерять добрый десяток ми ­ нут, затем — вперед. Это была яростная, стремительная гонка. Позади оставались один за другим соперники. Николай пришел третьим. Севостьянов был так рад, что кинулся обнимать друзей — третье место в чемпионате СССР давало ему заветное звание мастера спорта, о котором он, если говорить честно, мечтал уже давно. М астером спорта он и Пришел на воинскую службу в прославленную Кантемировскую дивизию. М олодой воин увидел, что мотоциклетный спорт нужен для за-sz>Николай СевостьяновТапки шли в прорыв. Бронированная лавина прогромыхала по полевым дорогам, подняла к безоблачному июльскому небу тучи пыли и растеклась по негустым, вытянувшимся к западу лесам. В штабе их путь отмечали на шуршащих картах. Красная стрела бежала по зеленому полю и ныряла в голубую ленту реки у поперечной линии, которой отмечена переправа. Захват ееи был главной целью рванувшегося вперед подразделения. Танки были уже далеко впереди, когда на зеленую площадку у блиндажа командира сел маленький «По-2». Летчик передал офицеру последние данные разведки. На пути отряда «противник» успел создать мощный заслон. Н уж ­ но было срочно менять план «боя». О нуже созрел в голове начальника. Но как передать и объяснить его тем, кто, закованный в сталь, н еудержимо несется сейчас навстречу опасности. По радио? Открытым текстом нельзя, к одом — долго. — Вызвать ко мне Севостьянова, распорядился командир. —Прошло несколько мгновений, и по неровным дощатым ступеням в блиндаж буквально скатился коренастый солдат в форме танкиста. Его открытое лицо вызывало доверие. — Товарищ Севостьянов, — сказал командир, пригласив его к карте, — нужно догнать танки не далее чем на этом рубеже . Сможешь? — Когда танки вышли? Командир посмотрел на часы: — Два часа тридцать семь минут назад. — Догоню, — немного помолчав, ответил солдат. Через несколько минут, прижавшись к холодному телу мотоцикла, гвардии ря ­ довой Севостьянов мчался вдогонку танкистам. В штабе ждали, волнуясь. Знали: только стокилометровая скорость могла обеспечить доставку пакета. А путь тяжел — овраги, измятые тяжелыми гусеницами лесные дороги, крутые спуски, размытые дождями подъемы. Но за двадцать минут до предполагаемого срока забила в радиоприемнике дробь мор -м ожет быть, самый любимый тренер — мастер спорта Алексей Васильевич Степанов. У тренера был сын, Ю рка . И Алексей Васильевич Кольку Севостьянова иЮрку «гонял» нещадно, сильнее других. Время показало — не зря гонял. И Николай, и Юрий сейчас — заслуженные мастера спорта. Но тогда до цели было еще очень далеко, Мальчишки просто любили кататься, а Алексей Васильевич хотел воспитать из них бойцов. Выезжал за город, выбирал, как он сам говорил, «дьявольские» дороги, тяжелые препятствия. Мальчишкам все это поначалу не нравилось. Мотоцикл был для них лишь забавой, а тут — тяжелый труд, неудачи. Однажды, пошептавшись, ребята вместо загородной тренировки решили прокатиться «с шиком» по улицам Ростова. На проспекте Ленина их увидел Алексей Васильевич. — Наездниками решили быть? Мальчишки стояли, опустив головы. — Д а поймите же вы, — с жаром говорил им Степанов, — прокатиться по городу — легко. Иное дело, когда за что-то приходится долго бороться. В так ом пути человек до последа его бинтика проверяет себя, все без остатка отдает победе — силу, мужество, волю. Тренер посмотрел на виноватые лица мальчишек и сказал, будто ничего не произошло: — Ну, переодевайтесь — и на тренировку. Ч ерез час ждуу Васильевой балки. В тот день они много раз преодолевали препятствия и так увлеклись, что и домой не хотелось. Вероятно, именно тогда начала в их сердцах пробуждаться настоящая страсть к мотоциклетному спорту. А там уж пошло. Упорный труд открывал дорогу вперед. Николай стал сильнейшим в городе, а в 1948 году на состязаниях гонщиков профсоюзов завоевал первый жетон чемпиона. Этот жетон хранится дома, напоминая о большой победе. Через год Севостьянов уже участвовал в первенстве Советского Союза по кроссу. Но в начале состязаний его ИЖ застрял в болоте, мотор заглох. Никто этого и не заметил, ведь Николай не былщиты Родины. И от этого любовь к мотоциклу стала еще сильней. В богатой многими спортивными победами биографии Севостьянова особое место занимает 1952 год. В Таллине, на кроссовой трассе в районе Пирита, он стал тогда чемпионом страны в классе мотоциклов до 350 см3 . Затем Николай завоевал вторую золотую ме ­ даль — на этот раз в соревнованиях по шоссейно-кольцевой гонке. Шоссе И кросс — долго делил он меж ­ ду ними свою любовь и страсть. Но за последние годы достижения спортсменов шагнули так далеко, соревнований стало так много, что нужно было сосредоточиться на чем-то одном. Николай Се ­ востьянов выбрал шоссейно-кольцевые гонки — гонки на самых больших скоростях. Это и нужно было ему, человеку ссердцеми отвагой солдата. Николая Севостьянова всегда отличали жажда творчества, умение смотреть далеко вперед. О н сразу же начал думать о нозой отечественной машине, которая поможет ему и его товарищам перечеркнуть существующие рекорды, и зме ­ нить понятие предельной скорости на трассах гонок. Николай крепко подружился с работниками Центрального конструкторского бюро. Святослав Юрьевич Иваницкий, Дмитрий Васильевич Киселев, Борис Сергеевич Карманов, Константин Иванович Матюшин и другие энтузиасты создавали новый мотоцикл, а опытный спортсмен Николай Севостьянов помогал им в решении этой трудной задачи. В прошлом году водитель и его мо ­ тоцикл держалТг^один из самых серьезных экзаменов. В Таллине, на той же самой трассе, где десять лет назад пришла к Николаю слава сильнейшего гонщика страны, проводились междуна ­ родные соревнования. На старт вместе с советскими гонщиками вышли неоднократный призер чемпионатов мира, сильнейший гонщик Европы чехословацкий спортсмен Франтишек Счастный, его товарищ Станислав Малина, немецкие гонщики X. Ф ишери В. Музиоль, финны, венгры, поляки. Интерес к встрече был огромен. В тот день чуть ли не весь Таллин высыпал на трассу. «Болели» за на-!2 ших, но большинство сходилось на том, что победит Счастныи, опытный и волевой спортсмен, которому принадлежали рекорды кольца Пирита. Прозвучала команда, и гонщики, толкая свои машины, взяли старт. Первым завелся мотоцикл Счастного, почти сейчас же прыгнул в седло Севостьянов. Сразу вырвавшись, они помчались с нарастающей скоростью по бетонному кольцу Пирита—Козе—Клоостриметца. С непостижимой, е ще недавно фантастической скоростью, превышающей на прямых 200 километров в час, шли спортсмены по дистанции. Сначала взгляд не мог уловить ничего, кроме мелькания номеров. Но и не дождавшись голоса диктора, зрители видели, что Счастныи прилагает все усилия к тому, чтобы оторваться от своего соперника. Гонка в разгаре! Гудит многотысячная толпа, ревут моторы. — Победит тот, у кого нервы крепче, — тоном знатока говорит какой-то парнишка своему приятелю. Видимо, парнишка считает, что дело только в нервах. Конечно, выдержка и отвага играют в соревнованиях первостепенную роль. Но от гонщика требуются ещеи огромное тактическое мастерство, математический расчет, выносливость. Круг, е ще круг, еще... Счастныи и Севостьянов идут, словно привязанные. И за канатами, где расположились зрители, усиливается волнение: достанет или не достанет? Десятки тысяч таллинцев подбадривают соотечественника с такой страстью, которой могли бы позавидовать самые отчаянные футбольные болельщики. Лидеры входят в поворот. На какое-томгновение Франтишек раньше Николая наклоняет машину влево, все круче и круче, и она с непостижимой точностью по. наименьшей кривой начинает вписываться в вираж. Лег в крен и Севостьянов. Переднее колесо машины советского гонщика почти касается выхлопной трубы соперника. На прямой мотоцикл Севостьянова еще больше приблизился к тому, идущему впереди всех. И хотя знали, что он не услышит, все закричали: — Давай, Севостьянов1 — Ж ми , Коля! Армейский спортсмен вплотную подошел к своему грозному и, казалось, непобедимому сопернику. А на последнем круге, на отчаянном вираже Севостьянов ушел вперед, к манящей ленте финиша. Первым его сердечно поздравил Счастныи. — Молодец! Молодец! — повторял без конца чех. Победив Счастного, Севостьянов тогда установил новый абсолютный рекорд скорости на трассе. На другой день — снова победа в классе машин 350 см 3 , снова рекорд. За два дня пали прежние рекорды таллинского кольца, принадлежавшие Счастному. Это рассказ об одной победе. А в послужном списке Севостьянова их теперь многие и многие десятки. Четырнадцатикратный чемпион СССР, победитель и призер многих международных состязаний в нашей стране и за рубежом — всего и не перечислить. Для многих мастеров многолетнее лидерство Севостьянова «а мотоциклетных трассах страны представляется какой-то«загадкой». Но для тех, кто знает его лично, в этом нет ничего удивительного. Николай Севостьянов все свободное от службы время отдает любимому спорту. Севостьянов вот уже десять лет член Центрального спортивного клуба армии. Именно этому славному коллективу он обязан замечательными победами, Недавно я побывал у Николая Севостьянова дома. Мы беседовали о будущ ем . С увлечением говорил прославленный ас шоссейных дорог о том, какие перспективы открываются перед его любимым видом спорта; о том, что в 1963 году советские гонщики примут участие в пяти этапах чемпионата мира; о том, что намечается строительство новых кольцевых трасс в предместьях крупных городов страны; о том, что гонки на мо ­ тоциклах рождают смелых и сильных людей. — Мечтаю, — задумчиво сказал армеец, — чтобы выросли у нас десятки тысяч хороших гонщиков. Но Николай Севостьянов не только мечтает. Он сам многое делает для того, чтобы мотоциклетный спорт стал всенародным. В воинских частях, пионерских отрядах, в учреждениях часто можно увидеть этого замечательного спортсмена. Он увлекает словом и личным примером — примером человека, прошедшего путь от новичка до заслуженного мастера спорта. Он агитирует за спорт и сам упорно готовится к ноеым спортивным битвам, потому что у коммуниста офицера Севостьянова — неугомонное сердце настоящего бойца. Л. ГОРЯНОВ.Николай Севостьянов на трассе.•""•ЧЬИ".