Притирка клапана.нормальное давление, обрабатывая гнездо клапана шарошками, весьма скоро вновь придется прибегать к притирке. Обработку начинают ко нической шарошкой с угл ом 45°. Ею снимают ме талл с рабочей фаскй. Затем срезают верхний пояс гнезда шарошкой с углом 75° и нижний с углом 15° так, чтобы получить рабочую фаску нормальной ши рины ( 1 — 1 , 5 мм). Клапан притирают с абразивной пастой, вращая в ту и другую сторону. П од него ставят слабую пружину из проволоки диаметром 1мм . Для притирки применяют или специальную ручную дрель, которая, автоматически вращая клапан, постепенно поворачивает его в гнезде, или обычную сверлильную дрель небольшого размера. Ручку ее нужно перемещать вперед на 120 и назад на 90°, а при изменении направления вращения приподнимать. П ри этом Вследствие некратного отношения ее шестерен положение клапана в гнезде будет меняться. М ож но притирать клапан коловоротом или отверткой. Н о такой способ отнимает много времени. Первая стадия — так называемая грубая притирка. На клапан наносят спичкой тонкий слой пасты из смешанного -с автолом и керосином карборундового порошка. Периодически ее заменяют свежей. Притирочную пасту можно приготовлять из различных абразивных порошков. Важна только их однородность, так как даже одна бо лее крупная частичка может поцарапать притираемые поверхности, и тогда придется долго выводить риски. Притирку производят до стирания всех раковин. После этого тщательно обтирают клапан и гнездо тряпками. Следующая стадия — притирка пастой из мелкого порошка до тех пор, пока поверхности не станут равномерно матовыми. После ее окончания таким же способом полируют, клапан маслом, разведенным в керосине. Чтобы ускорить полировку, пользуются пастой ГОИ .Из нашей почтыНЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!орогая редакция! Я врач, акушергинеколог, работаю в могилевской областной больнице. Никогда не писала в редакцию, но сейчас молчать не могу. 11 января 1963 года в два часа ночи в больнице раздался телефонный звонок из г. Шклова, который находится в сорока километрах от Могилева. Требовалась срочная помощь и кровь беременной женщине. В опасности была жизнь женщины и ребенка. Я на «Москвиче» выехала в Шклов. На беду километрах в восемнадцати от Могилева в машине порвался вентиляторный ремень, закипела вода в системе охлаждения. Водитель неоднократно связывал ремень, но он снова рвался. Машина находилась в лесу, селений поблизости не было, мороз около 22—25 градусов, попутных машин нет. Но после 5—6 часов утра стали появляться машины. Мы пытались их остановить. Некоторые водители вообще не останавливались; три водителя остановили свои машины, выслушали нас, но помочь отказались. Разве это не возмутительно? ОтказатьДв помощи врачу, который спешил к больному человеку! Я не записала номера машин, да это и не имеет большого значения. Третья машина была из могилевского автобусного парка. Водитель сказал, что его машина рейсовая и он не может задерживаться. О таких людях можно сказать: черствые люди. Дорогая редакция! С опозданием, но кровь была доставлена и перелита женщине. Врачи произ' вели операцию. Женщина поправилась, ребенок здоров. Так что, кажется, все обошлось благополучно. Но точку ставить рано. - В печати поднимался вопрос о том, чтобы врач имел право использовать проходящий транспорт при оказании помощи людям. Неужели в Правилах движения по улицам и дорогам Союза ССР нельзя предусмотреть такую статью, чтобы водитель не имел права отказать в помощи медработнику? Врач Ю. МАРТЫНОВА. «. Могилев.ОтредакцииПисьмо врача Юзефы Константиновны Мартыновой нельзя читать без волнения. Она ехала в ночь, в мороз, чтобы спасти жизнь женщины и ребенка, а когда случилась беда — водители не оказали ей помощи. Одни равнодушно проезжали мимо, другие находили отговорки. Водитель! Гордое это имя уважаемо • нашей стране. В памяти, возникают фронтовые дороги, образы героев, не выпускавших руля из рун под жестокими бомбежками, под артиллерийским огнем. В январском номере нашего журнала рассказывалось о водителе «дороги жизни» Стасюке, его верности долгу, мужестве, его презрении к смерти во имя спасения ленинградцев, которым он вез по льду Ладоги хлеб и снаряды. Если бы Стасюк или тысячи других шоферов-Фронтовиков оказались на пути доктора Мартыновой, мы наверняка получили бы иное письмо — это была бы искренняя благодарность за товарищескую помощь. По всей стране, от Кавказа до Камчатк и , раскинулись леса строек коммунизма. И нет ни одной, где не было бы водителей — представителей славного отряда— т*Ь*1л > I I * I ^ яф*т*т^,т ^,»<nifc»*w литсоветского рабочего класса. И для них, солдат мира, к аки для солдат Великой Отечественной войны, взаимопомощь — нерушимый заной. И вдруг такой мерзкий случай. В боевой семье шаферов нашлись, прямо скажем, уроды, отказавшиеся помочь врачу в минуту, когда от него зависела жизнь двух человек — матери и ребенка. Нельзя без гнева думать об этом позорном поступке! жаль, что тов. Мартынова не запомнила номера проехавших мимо машин. Их водители заслуживают самого строгого осуждения. Редакция надеется, что читатели журнала помогут найти нарушителей кодекса чести советских шоферов. И пусть они сами, эти люди, не оказавшие помощи врачу, крепко задумаются над своим поведением. От суда совести им никуда не уйти. Врач Мартынова ставит вопрос о том, чтобы в Правилах движения по улицам и дорогам СССР была предусмотрена статья, обязывающая водителей помогать медицинским работникам в эистрениых случаях. Но разве только в этом делоТ Никто из водителей и без таного пункта не имеет права отказать врачу а помощи. Это требование всей нашей жизни , заной дружбы, братства, товарищества советских людей, требование кодекса строителей коммунизма.т » т\т\щлщшш%лщ^тл%^щтп^щ щтщвш т т\ щттещлт/шъ т. т чПроверка притирки клапана по карандашным черточкам: а — карандашные черточки не полностью стерты по окружности фаски клапана (клапан изогнут); б — карандашные черточки не полностью стерты по окружности фаски гнезда (отверстие направляющей втулки сделано косо).Для предварительной проверки на притертых фасках клапана и седла наносят карандашом поперечные черточки. Если от вращения на пол-оборота с легким нажимом клапана в седле они сотрутся •— все в порядке, а если нет, то следует продолжить притирку. М ожет случиться так, что. после длительной притирки черточки не стираются полностью. Когда черточки остаются на клапане, значит, его головка ке перпендикуляриа ножке; а когда на гнезде — направляющая втулка перекошена. В первом случае выпрямляют и шлифуют клапан. Во «тором — заменяют направляющую и обрабатывают гнездо шарошками, но в обоих случаях повторно притирают клапан. После притирки тщательно промывают клапаны и головку цилиндра керо сином, смазывают стержень маслом. Ставя клапан на место, не прикасаются пальцами к притертым фаскам, так как из-за малейшей посторонней частицы, оставленной на них, нельзя, будет проверить герметичность. Далее надевают пружины, сжимают их и устанавливают запорные сухарики. Герметичность собранного с пружинами клапана проверяют так: в течение 15 минут он не должен пропускать налитого сверху керосина. Но вот притирка и проверка завершены. Если и все остальное в порядке, водитель может быть уверен: двигатель не подведет ни при пуске, ни а пути.М. ГИНЦБУРГ.25