10
11
СЧЕТГ. СОЛОВЬЕВ, председатель комиссии ралли и кроссов Федерации автомобильного спорта, судья всесоюзной категории S3 ) д орожныхсоревнованиях ралли наи••** б ольшиешансы на победу имеет тот спортсмен, который следует по заданной трассе, н еотклоняясьотрас ­ писания. И опозданиеипреждевремен ­ ная отметкаконтрольнойкартымогут быть как на секретном , т аки на основ ­ н омпунктеKB , если режимдвижениякнему задан ввидесреднейскорости , а она неточновыдержана , или зачетноерасстояниедопункта KB участникомсо ­ ревнований определено неправильно. Как возникают такие ошибки , видно из приведенной ниже таблицы. П редположим , что «а автомобилеуча ­ стника Аодометрпоказываетувеличен ­ н оерасстояние , а он считает приборточным . П рибыв на пункт KB точновназначенноевремя (9-30), А, о пределивпоодометрурасстояниев 183 км , р ас ­ считал поизвестнойемусреднейскоро ­ сти нормувремени3 : 03 иастрономиче ­ с коевремяотметки 9-33. П редполагаявозможное расхождение в показаниях часов — е гоисудей , — о нрешил выж дать1минутуи сдал карту для отмет ­ к ив9 - 3 1 , т о есть в пределах двухми ­ нут льготы из (положенных трех. Впоследствии секретариатоштрафовалАоднимочкоми изменил ему расписание на + 1 минуту . С портсменнезнает этог о , рассчитывает последующеедвиже ­ ние, и сходяизошибочногорасписания 9-33. В дальнейшемошибкаможет нарастать доконца участка, п окане станут известными не объявленныеранее параметры. Участник Б, п ревысивсреднююско ­ рость 60 км/час, п рибылнапункт KB в 9-26. О н считал расстояниепокиломет ­ р овым знакам, но проглядел один переход (ниже будет приведен конкретный примертакого просчета) и врезульта ­ те ошибочных расчетов получил 178 км , отсюда и неправильное время отметки 9-28. И мея , к акему казалось, о переже ­ ние, л ежащеев пределах трехминутнойльготы , Б в 9-26 отметилсвоюкартуу судей, а секретариат впоследствии оштрафовалего на 1очко . П оложениеуБ ничуть не лучше , ч емуА : д вухми ­ н утноеопережениеприбытия на все последующиепункты KB сохранится доконца участка. О шибкивопределении расстояний наРАССТОЯНИЙтрассах допускают многие раллисты. Вот почемунеобходимоподробно расс мотретьориентировку по схемам , к ар ­ там идорожнымпутевымзнакам .Маршрутные схемы и географические картыУ словиемдорожногозадания является маршрутнаясхема , с оставляемаяна ­ чальником дистанции, к ак правило, в масштабе официальныхгеографическихкарт ( ч ащевсего 6, 7 или 10 кмводном сантиметре). Пользуясь схемами и «поднятыми» по ним географическими картами, надо иметь в виду, что на картах могут быть обозначеныдалеко не все дороги , с уще ­ ствующие «а местности. А иногда показ анные на картахдорогидавнонеис ­ пользуются дпя движения транспортных средств и их подчас не удаетсяобнару ­ жить на местности. На картах масштаба 1 : 600.000 имель ­ че дороги на пересеченияхиразветвле ­ ниях часто обозначеныкакпродолжаю ­ щ иеся на перекресткевпрямом направл ении ; в действительности же прямо идет второстепеннаядорога , а главная поворачивает направо или налево. П ере ­ к рестки , п оказанные на картахввиде четырехсторонних крестообразных , на поверку оказываются многосторонними инеравноугольными . В ряде случаев продолжения пересекающихся дорог удаленыодноотдругого , т о есть по существу вместо одного четырехстороннего перекрестка обнаруживаются два трехсторонних, отстоящих на несколько километров. Со смещением перекрестк овнередко сочетается и несоответствие направления главной дороги . Следовательно, г еографическиекарты , особенно многолетней давности, м огут помочь лишь в общей ориентировке. Д ляуточнения трассы необходимополь ­ зоваться путевыми знаками (ГОСТ 5071—49 « З накидорожные путевые»), среди которых наибольшее практическое значение имеютуказатели на перекрест ­ ках, у казатели направлений и, г лавным образом, километровые знаки.г ой . Ч тобыопределить , к акая из них включенавтрассу ралли, надо изме ­ рить курвиметромпокартерасстояниеоттого или иногоориентирадонуж ­ ного поворота. Н ужнотакже учитывать, ч то названия пунктов на указателяхнаправлениймо ­ г ут не совпадать сназваниями на указа ­ телях на перекрестках . В первом случае, как правило, начертаны наименования конечных пунктов пересекающихся до ­ р ог , а во втором — б лижайшегокруп ­ ного населенного пункта. Ориентируясь в направлении движе ­ ния поуказателям на перекрестках , не всегда следует приниматьв расчет обо ­ з наченное на них расстояние . Д еловтом , что водних случаях оноуказывает ­ ся доадминистративногоцентра населенного пункта, в других — только доегограницы , в третьих — д одороги , выехав на которуюпредстоитповер ­ нуть, ч тобы следовать к населенному пункту . Т акимобразом , р асстояние на указателе может оказаться и меньше и больше зачетного.Километровые знакиСогласно «Общим условиям проведения ралли» д истанциюизмеряютвос ­ новном по официальным километровым знакам. Определение зачетного расстояния большой протяженности только по автомобильному одометру неприемлемо для судейских коллегий, п о ­ скольку показания приборов могут давать отклонениядо4процентовв ту идругую сторону. Сопоставляя показания одометра с километровыми знаками, иногда наблюдают расхождения в расстоянии как междусмежнымизнаками , т аки на участках большойпротяженности . На старых дорогахонимогливозникнутьпризаменеверстовых столбов километ ­ р овымизнаками на основе пересчета саженей вметрыбез измерения расстояний. Наибольшие несоответствия бывают на реконструируемых участках дорог ; з десь , в предьИ ryi доновогоизмерения всей ма ­ гистрали, п ереносяткилометро ­ вые указателисостаройдоро ­ ги потраверзам . Вот почемуза счет спрямления извилистых участков действительные расстояния между двумя знаками оказываются короче на не ­ сколько десятков, а иногда и , сотен метров. Это наглядно илл юстрируетсхема 1. П римерами искажения действительных расстояний из-за спрямления дорогии временного переноса километровых знаков по траверзам могут слу-Указатели на перекресткахi Их располагаютпонаправлениямдо ­ рог, расходящихся от перекрестка. С ледует иметь ввиду , что кнаселен ­ н ымпунктаммогут вести несколько дорог, ответвляющихся отглавной на значительном расстоянии одна от дру Время прибытия по расписанию Расчеты секретариатаX , XНе известные участнику параметры Обоснование расчета Решение судейской коллегии Ошибка участника А: увеличение зачетного расстояния Ошибкаучастника Б: уменьшение зачетного расстояния расстоянорма врение вкм мени 180 183 178 3:00 3:03 2 ! 58Заданная скорость движения в км/часФ актическое времяR XXX3 оsасiS 0о « Xх у- и оX85ft*0. о я33 X60,0 9-30 9-26 9-31 9-269-30 9-33 9-28 +1 - 41 1 Схема 110 НДТРДССДХПримеры подсчета зачетных расстоянииПример 1. Этап КВ-9 ВяйкеМаарья — КВ-10 Йыгева (схема 2). По одометру от КВ-9 до ближайшего ки ­ лометрового знака 1км . О н располож ен на правой стороне дороги с числами 28/47. Следовательно, место пункта KB в Вяйке-Маарья можно принять за «нулевую точку» с ознаком 27/48. Поскольку через 17 км должно быть пересечение дорог около Симуны, д е ­ лается «привязка» к знаку 42/53, а в 800 метрах за ним оказывается перекресток. Расстояние Вяйке-Маарья — Симуна составляет: ( 4 2 — 2 7 ) + 0,8 = 15,8 км . После поворота налево в 100 метрах знак по правой стороне дороги с числами 54/14. В 15 км ожидается выезд на основную дорогу. Поэтому делается «привязка» к знакам 3/65 и 2/66. От последнего знака до перекрестка 2,4 км ; м ожно предположить, что знак 0/68 находится в 0,4 км до перекрестка. Расстояние Симуна — Пасевере будет равно 0,1 + 14 + 0,4 = 14,5 км. На перекрестке с левой стороны новой дороги знак с числами 37/97, дающими сумму 134. Ориентируясь по кар ­ те в расстояниях до предстоящих пере ­ крестков, надо «привязываться» к зна ­ кам 52/82 и 71/63. В 400 метрах за последней «привязкой» перекресток, в 600 метрах после него на левой стороне дороги знак с числами 129/62 — новая сумма 191. Однако пересчета пока не требуется, так как изменился только «концевой» ряд чисел (72 к Раквере сменилось на 129 к Нарве), а «начальный» продолжается; на обеих разветвляющихся дорогах начало отсчета в Тарту. Вблизи следующего перекрестка «привязка» к знаку 135/56, а в 300 метрах за ним оказывается поворот на рокадную дорогу к Йыгеве. Расстояние Пасевере — Торма составляет: ( 9 7 — 5 6 ) + 0,3 = 41,3 км. В 500 метрах за поворотом на левой стороне новой дороги знак с числами 1/83, дающими сумму 84. Вблизи Йыгевы «привязка» к знаку 25/59, и ровно че ­ р ез2км пункт КВ-10. Хотя в городе и нет километровых знаков, следует принять, что KB находится у предполагаемого знака 27/57. Расстояние Торма — Йыгева равно: 0,5 + ( 2 7 — 1 ) = 26,5 км. Суммарное расстояние КВ-9 ВяйкеМаарья — КВ-10 Йыгева составляет: 15,8 + 14,5 + 41,3 + 26,5 = 98,1 км ; в качестве зачетного оно принимается с округлением 98 км. Следует отметить, что спид-пилот показал расстояние 98,8 км, а одометр — 99,4 км. П ример 2. Часть этапа КВ-10 Йыгев а — KB-11 Тарту (схема 2). После КВ-10 через 1,9 км — в ыезд на одну из магистралей Таллин — Тарту. По карте 'продолжение дороги на Пыльтсамаа смещено по магистрали к северу. После поворота направо в 100 метрах наРДЛЛИBHPJIлевой стороне магистрали знак с числами 50/154 (новый счет ссуммой 204), далее знак 51/153 ив 600 метрах за ним ответвление налево (на указателе на перекрестке обозначено «Пыльтсамаа 27 км»), а затемв 600 метрах на левой Схема 2ШшЯЯшшШКЯЯШШШИНКшшШЯШШЯшШшшшШШШЯШШшшвшшШШШШЯШшшжить два участка магистрали Каунас — Даугавпилс, на которых пролегала трасса ралли одного из первенств СССР. На перегоне Утена — У кмерге километровым знакам 73/133 и 134/72 соответствовали показания спид-пилота 390,7 и 450,5. Действительное расстояние составило: 450,5 — 390,7 = 59,8 км , тогда как официальное было принято: 133 — 72 = 61 км. На перегонеУкмерге — Каунас у знаков 139/67 и 180/26 фиксировались показания спид-пилота соответственно 3,3 и 43,9. Официальным принималось расстояние: 67 — 26 = 41 км , в то время как действительное было на 1км меньше: 43,3 — 3,3 = 40 км , Несмотря на временные местные несоответствия действительных расстояний указываемым, километровые знаки сохраняют свое официальное значение. По ним планируют обслуживание дорог, фиксируют местные предметы и сооружения, определяют и зачетные расстояния ралли. Для того чтобы безошибочно ориентироваться в расстояниях'по километровым знакам, нужно периодически фиксировать показания одометра и очередные числа на знаках или, как говорят, «привязываться» к ним. При длительном движении по магистрали де ­ лать это следует через 20 — 3 0км пути, а на коротких расстояниях — « е реже , чем через каждые 10 км . Приближаясь к перекресткам, на которых предстоит перейти на другую дорогу, «привязку» надо участить с тем, чтобы не пропустить последний знак. П рикаждой «привязке» необходимо проверять сумму чисел на километровом знаке. Это нужно делать для того, чтобы своевременно выявить новый счет километров после перехода на другую дорогу итем самым получить подтверждение правильности выбора направления или обнаружить отклонение от маршрута. На всех дорогах, выходящих из Мо ­ сквы, отсчет расстояний ведется от Красной площади. В других городах он начинается также от центральной части города, где расположены административные здания. Д о сих пор во многих населенных пунктах начало отсчета, так называемая «нулевая точка», совпадает с местом нахождения почтовых учреж ­ дений. Важно уметь правильно опреде ­ лить «нулевую точку» в городе. Ведь при выезде из него на первом же столбе чаще всего будет не нуль, а число, указывающее расстояние от «нулевой точки». Зачетное расстояние рекомендуется определять по единому цифровому ряду километровых знаков. Но при выезде на дорогу с новым отсчетом надо иметь в виду показания одометра. Наиболее сложно определять расстояния, если трасса ралли часто переходит с одной дороги на другую и пересечения не совпадают с расположением ки ­ лометровых знаков. Приведем несколько конкретных примеров решения этой задачи, взяты>: из практики проведения всесоюзного зим ­ него ралли 1962 года. 2*стороне дороги знак с числами 31/53. Согласно записям расстояние от КВ-9 до последней «привязки» должно было бы составить: 1,9 -f 0,1 + (154 — — 153) + 0,6 + 0,6 = 4,2 км . Н о эти расчеты оказываются ненужными, поскольку стало очевидным, что на дороге от Тормы, несмотря на почти двухки-примера 1 счет километров с суммарным числом 84. Вблизи Пыльтсамаа «привязка» к знаку 55/29, а в 700 метрах за ним пункт КП - 1 . Принимая, что расположение КВ-10 соответствовало знаку 27/57, расстояние КВ-10 Йыгева — КП-1 Пыльтсамаа будет равно (55 — 27) + 0,7 = 28,7 км . Надо,II