18
19
НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМЧЕГО НЕТ В СПРАВОЧНИКАХМОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МОТОЦИКЛЕ ИЖ-49 МО ­ ДЕРНИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ: ГЕНЕРАТОРЫ Г-36М И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ КОРОБКИ П-37? Да, можно. Вот что для этого надо сделать. Генератор Г-36М, который устанавливается на мотоциклы ИЖ-56 и «ИЖ-Планета», отличается от применявшегося на ИЖ-49 генератора Г-36 только тем, что имеет дополнительное сопротивление поверх одной из катушек возбуждения статора. Поэтому, чтобы использовать его на мотоцикле ИЖ-49 с распределительной коробкой П-35, необходимо исключить из схемы генератора (рис. 1) дополнительное сопротивление 4. Для этого по-другому подсоединяют выводы, идущие из корпуса статора к его клеммовой колодке. Вывод 6 обмотки сопротивления отсоединяют от «массы» генератора, а затем изолируют. Вывод 3 обмотки возбуждения, который помещен вместе с выводом 5в одной изоляционной трубочке, отсоединяют от клеммы Ши подключают на «массу». Вывод 2 переносят на клемму Ш. К клемме Я остается подключенной только щетка генератора, не показанная на схеме. Теперь о том, как применить распределительную коробку П-37 с генератором Г-36. В этом случае в схему (рис. 2) придется вводить дополнительное сопротивление (оно, как и выводы обмотки возбуждения, подключается согласно рис. 1). Для намотки его целесообразно изготовить катушку из текстолита или эбонита, эскиз которой представлен на рис. 3. Величина дополнительного сопротивления должна быть 6—7 ом. Ориентировочно такая величина получается при использовании нихромового провода диаметром 0,5 мм и длиной 120 см или диаметром 0,55 мм и длиной 134 см. Можно применять и другой провод — манганиновый, константановый и т. п. При намотке провода на катушку не должно быть межвитковых замыканий. Надо также учитывать, что во время работы он нагревается. Г^sМногих мотолюбителей интересуют особенности эксплуатации и технического обслуживания самых популярных в нашей стране мотоциклов производства Ижевского машиностроительного завода. В письмах, адресованных редакции и заводу-изготовителю, мотоциклисты задают различные вопросы не только о машинах последних выпусков, но ио старых моделях, в частности ИЖ-49 и ИЖ-56. Ответам на некоторые из этих вопросов посвящается данная статья.Монтаж дополнительного сопротивления на генератор Г-36 изображен на рис. 4. Однако не исключены и другие варианты его изготовления и установки. КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА ФАР? Здесь может быть несколько вариантов. Например, мотолюбитель Н. Короткое из Воронежа предложил на мотоциклах ИЖ и других, имеющих аналогичную систему освещения, подключить к клемме П центрального переключателя в фаре дополнительно провод, идущий к лампе стояночного света и отсоединить его от клеммы СС После этого переключатель на руле в двух своих крайних положениях включает, как обычно, дальний и ближний свет. При среднем же его положении будет гореть лампа стояночного света. Такое изменение в системе освещения позволяет переключать свет, не отрывая руки от руля мотоцикла. Недостаток схемы заключается в том, что при всех положениях рычажка переключателя горит лампа стояночного света. Это, естественно, несколько сокращает срок ее службы. Другой воронежский мотоциклист — В. Валуйский — предложил более совершенную схему. Она дает возможность переключателем на руле, имеющим три фиксированных положения, включать отдельно ближний, дальний и стояночный свет. На рис. 5 показано, как подключить лампы 1, 2, 3 к переключателю. В нем необходимо убрать перемычку 4, то есть клеммы 5и6 изолировать друг от друга. Надо также изолировать от «массы» (фары) лампу стояночного света.Из схемы видно, что в двух положениях рычажка переключателя — левом и среднем — горит дальний и ближний свет. В правом положении лампа 3 стояночного света и нить ближнего света соединяются последовательно. Гореть же будет только лампа 3, так как сопротивление ее нити значительно больше, чем сопротивление нити накала лампы 2. Недостаток этой схемы — необходимость переделки переключателя света. Можно рекомендовать еще один способ: когда переключатель на руле в двух крайних положениях включает дальний и стояночный свет, а ключ центрального переключателя фары •— ближний свет. Для этого необходимо поменять местами провода, идущие к лампе стояночного света, и нити ближнего света большой лампы. Все эти варианты усовершенствования переключения света применимы на мотоциклах ИЖ-56, «ИЖ-Юпитер» и «ИЖПланета», а первый и третий могут быть использованы и на ИЖ-49. КАК УРАВНОВЕШИВАЕТСЯ ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ? В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БАЛАНСИРОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ИЖ-56? ПОЧЕМУ НА ОТДЕЛЬНЫХ МО ­ ТОЦИКЛАХ ИЖ-56 НАБЛЮДАЕТСЯ ВИБРАЦИЯ? КАК ЕЕ УСТРАНИТЬ? Все эти вопросы во многом взаимосвязаны. Прежде чем ответить на них, несколько слов о силах, действующих в шатунно-кривошипном механизме одноцилиндрового двигателя при его работе. Центробежная сила инерции вращающихся масс всегда направлена по радиусу кривошипа. Она постоянна по величине и уравновешивается двумя противовесами, расположенными на щеках коленчатого вала. Сила инерции от возвратно-поступательного движения масс действует вдоль оси цилиндра. Ее величина изменяется в зависимости от угла поворота кривошипа. Уравновесить действие сил инерции от возвратно-поступательно движущихся масс можно с помощью добавочных противовесов. Для этого необходимо, чтобы два валика, на которых они размещаются, вращались с угловой скоростью коленчатого вала, аР ис 1. Схема статора генератора Г-36М.Рис. 2. Схема статора •. генератора Г-36. •ЪооЯ ШП мя шп м18А Р ис . 3. К атушка для намотки дополнительного сопротивления.Р ис . 4. Монтаж дополнительного сопротивления на генератор Г-36.кает в результате совпадения частоты вынужденныхколебаний двигателя ( и з за сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс шатунно-кривошипного механизма) и собственной частоты коле ­ баний рамы . П риэтом наступает явление резонанса, р езко возрастает амплитуда колебаний отдельных узловмотоцикла , что иощущает водитель. Ч тобыликви ­ дировать явление резонанса, н ужноиз ­ менить частоту колебанийрамы . Исследования показали, что жесткостьрамыможно увеличить, о тжав ее подсе ­ дельный узел от защитных кожуховкар ­ б юратора . Такое конструктивноереше ­ ние иприменено на мотоцикле «ИЖПланета». Владельцам мотоциклов ИЖ-56, на ко ­ торых ощущается вибрация, м ожноре ­ комендовать данный способ. Для этого нужно изготовить два болта, планку и две пластины, согласно эскизам на рис. 6. Болты и планку желательно за ­ калить. Для монтажа подседельного устройства (рис. 7) с нимают защитные кожухикарбюратораиприклепываюткним пластины заклепками из алюминиевой , м ед ­ н ой или мягкой стальной проволоки диам етром3 — 4 мм . Болты служат не только для креплениятопливного бака, но и . для распорарамы . Поставив под их го ­ л овкинабор шайб толщиной 0,2—0,4 мм ( 2 — 3 штуки ) , п родевают болты вотвер ­ стия на топливномбакеираме , а затем ввертывают в планку. Установив изакрепив защитные кожу ­ хи карбюратора , о тжимают от них бол ­ тами подседельныйузелрамы . О дновре ­ м еннокрепяттопливный бак, п ричем , если понадобится, п одпиливаютторец болта. После сборкимотоциклапроверяют — исчезла ли вибрация . В случае повторно ­ г о ее возникновения следует усилить за ­ т яжку болтов, сняв одну или двешайбы , а также проверить, как закреплен двигатель на раме . МОЖНО ЛИ НА ДВИГАТЕЛЬ ИЖ-49 УСТАНОВИТЬ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ИЖ-56? М ожно , п ричем это не отразится на регулировках карбюратора и зажигания. Увеличение объемакривошипнойкаме ­ р ы приведет к незначительному сниже ­ н июмощности двигателя (на 0,2—0,3 л. с.) и практическине повлияет на эксплуатац ионные качества мотоцикла . ДОПУСТИМО ЛИ ПРИМЕНЕНИЕ НА МОТОЦИКЛАХ ИЖ ГЛУШИТЕЛЕЙ ДРУГОЙ КОНСТРУКЦИИ, НАПРИМЕР МОТ ОЦИКЛА «ЯВА», И МЕЮЩЕГО СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ШУМ ВЫПУСКА? П ривыпуске отработанных газов в глушителе возникают колебательные про ­ цессы, х арактеркоторых существенно влияет на наполнение цилиндра. Д ля каждой модели мотоцикла тщательно подбирают глушители не толькосточкизрения их шумопоглощающих качеств, но и показателей мощности двигателя. П оэтому нельзя рекомендовать использовать на ИЖ-56, « И Ж - Ю питере » , «ИЖПланете» глушители мотоцикловдругихмоделей . Если это допустить, ухудшатся параметры двигателя ( м ощность , э коно ­ м ичностьи т. д.), что подтверждаюти результаты испытаний.Ч)Sicsa"ТчЭГ1.5x4-5'<Шш£от6.ФЗ£*Ь.З<£ 4Ьподседельного устройства, предотвращающего вибрацию на мотоциклах ИЖ-56е щедва валика — с удвоеннойугловой скоростью. Однако это значительно усложняет конструкцию двигателя, и обычно поступают иначе. За счетдопол ­ нительных противовесов на щеках ко ­ ленчатого вала добиваютсятого , что действие сил инерциипервогопорядка (приблизительно 50 процентов ее величины) переводится из вертикальной плоскости вгоризонтальную . Такое конст ­ р уктивноерешениеприменено на одно ­ цилиндровых двигателях ИЖ-56 и ИЖ-49. К онструкцияи балансировка их коленчатых валов одинаковы . Н еправы те, к то считают, что вал двигателя ИЖ-49 лучшеуравновешен . Ч емжетогда объяснить вибрацию на отдельных мотоциклах ИЖ-56? О напо ­ является вузкомдиапазонескоростейдвижения , приблизительно 70—80 км/час, и придальнейшем увеличении скорости исчезает. Водитель ощущаетвибрацию , к актряскусопределенной частотой. Это, естественно, вызывает неприятное ощущение и быструю утомляемость. На заводе были исследованы причинывибрации . Установлено, что она возни -Рис. 6. Детали# 4сП ри установке глушителей «Ява» на двигатель « И Ж - Ю питер » е гомаксималь ­ ная мощность уменьшается на 1,5 л . с. В. АБРАМЯН, инженер, общественный корреспондент «За рулем» на Ижевском машиностроительном заводе; В. Р ОЖНОВ , инженер, начальник центральной заводской лаборатории по испытанию мотоциклов.г. Ижевск.щзОР ис . 7. М онтаж подседельного устройства.Подключение ламп н переключателям при изменении схемыпереключения света.Рис. 5.19