Широкий отклик у читателей нашли опубликованные в № 3 нашего журнала за 1962 год статьи В. Романца «Таким он представляется мне» и А. Ясакова «Мотороллер-мотоцикл». Они положили начало большому разговору о мотоцикле недалекого будущего. Некоторые из многочисленных писем (В. Привезенцева, Г. Возлинского, Б. Морозова, Э. Ганова, Д. Давыдова и др.) были помещены в № 11 журнала за прошлый год ив № 3 за текущий год. Обобщить отклики на эти статьи и высказать свои соображения о мотоцикле будущего редакция попросила одного из ведущих специалистов в области мотоциклостроения, в прошлом рекордсмена страны по мотоспорту инженера A. Абросимова.Живой интерес советских людей к будущему нашей мотоциклетной промышленности закономерен. Они хотят, чтобы отечественные мотоциклы были самыми быстрыми, надежными, экономичными, удобными. Заботой об этом проникнуты все предложения и замечания читателей. Их советы весьма разнообразны, они касаются конструкций как машин в целом, так и отдельных узлов. Ленинградец Э. Ганов, например, высказывается за мотоцикл-амфибию. В. Рогалев из села Красноярска Свердловской области — за мотоцикл высокой проходимости с двумя ведущими колесами и большим дорожным просветом. Минчанин О. Пермяков полностью согласен с авторами обеих статей, напечатанных в журнале. Военнослужащий B. Обрезан не разделяет это мнение. Он считает, что мотоцикл, о котором пишет В. Романец, слишком сложен и может быть с успехом заменен микролитражным автомобилем типа «Запорожец». Конечно, в предлагаемых читателями конструкциях не все выполнимо. Но одно несомненно: их пожелания продиктованы стремлением видеть наши мотоциклы лучшими в мире. Многие советы и замечания представляют большой практический интерес. Так, В. Скрыпник из Липецка предлагает использовать для будущего мотоцикла вместо обычного сцепления, коробки передач и задней передачи гидростатическую передачу. Севастополец Е. Малахов ратует за отказ от мотовелосипедов и мопедов. Вместо них, по его мнению, следует создать микролитражные мотоциклы с двигателями рабочим объемом 75 и 100 см 3и мощностью соответственно 2,8 и 4,5 л. с. К сожалению, Е. Малахов не высказывает своих соображений о всех машинах недалекого будущего. Кроме того, он не всегда последователен в своих суждениях. Приведенные в его письме технические данные мотоцикла класса 100 см 3 близки к классу 125 см 3 , а зарубежные модели микролитражных мотоциклов, на которые ссылается автор, имеют двигатель рабочим объемом 50 см 3и по сьоим параметрам аналогичны предлагаемой им машине класса 75 см 3 . В1 то же время в письме правильно указывается на необходимость более широкого использования пластмасс, высокопрочных сплавов и различных новых материалов в конструкциях мотоциклетных узлов и агрегатов. Все это повысит комфортабельность и надежность мотоциклов. Интересны схемы, предложенные Н. Киселевым со станции Березит Свердловской области, В. Привезенцевым из Москвы и некоторыми другими читателями. По их замыслу, коляска должна быть не отдельным элементом, а одним целым с машиной. Такие схемы, видимо, заинтересуют конструкторов, и не исключена возможность, что в будущем они найдут практическое применение. Москвичи Г. и В. Ивановы предлагают выпускать открытый автороллер, составленный как бы из двух мотороллеров, с использованием их узлов. Идея создания такой машины на базе узлов мотоциклов или мотороллеров весьма заманчива. Многие иностранные фирмы пытались выпускать аналогичные конструкции, но, как показал опыт эксплуатации, работоспособность их очень низкая, а цена почти равна (в некоторых случаях она даже выше) цене микролитражного автомобиля. Поэтому микролитражные автомобили вытеснили машины такого типа. Разделились мнения читателей о передаче на заднее колесо: одни из них высказались за цепную, другие • за кар— данную передачу. Москвич А. Юдин предлагает осуществить передачу на заднее колесо шестернями по типу мотороллера ВП-150. Думается, что все типы передач могут получить распространение, если они будут работать надежно и не требовать большого ухода.В письмах читателей встречаются и прямо-таки фантастические предложения (например, об использовании топливного насоса в качестве компрессора для передачи горючей смеси в цилиндры двигателя под давлением), но большинство высказывает вполне реальные пожелания. Они сводятся к тому, что надо расширять ассортимент выпускаемых в настоящее время мотоциклов и мотороллеров, на базе их основных узлов создавать новые модели. Некоторые мотоциклисты попытались осуществить эту идею своими силами (см. «За рулем», 1962 г., № 11). Удачна, например, конструкция мотоцикла «Малютка» чебоксарского слесаря В. Шарабина, экспонировавшаяся на ВДНХ СССР. Менее оригинален разработанный Б. Морозовым мотогрузовичок на базе мотоцикла М-1А. Он повторяет схемы машин, выпускаемых промышленностью (грузовые мотороллеры ТГ-200, МГ-150) и широко используемых в народном хозяйстве. Кстати, мотозаводами созданы мотогрузовички такого типа для внутризаводского транспорта. Какой же, на наш взгляд, должна быть перспективная конструкция мотоцикла недалекого будущего, и прежде всего мотоцикла с коляской, который пользуется наибольшей популярностью у мотолюбителей? Можно согласиться с теми читателями, которые считают, что мотоцикл с приводом на колесо коляски технически сложен ив будущем вряд ли целесообразен. Нам представляется, что машина недалекого будущего должна иметь двухцилиндровый четырехтактный карбюратор3 ный двигатель с рабочим объемом 650 см , мощностью 3035 л. с. Он в сочетании с четырехступенчатой механической коробкой передач позволит на асфальтовом шоссе развивать скорость до 125 км/час. Для разгона до 60 км/час мотоциклу понадобится всего 7,5—8 секунд. Отойдет в прошлое пуск двигателя кик-стартером. Как и заводная ручка на автомобилях, он будет служить только для аварийного пуска. На смену ему придет электрический стартер (возможно, совмещенный с генератором — династартер). Достаточно будет одного нажатия на кнопку, расположенную на руле, чтобы пустить двигатель. Применение стартера, естественно, потребует перевода системы электрооборудования мотоцикла на 12-вольтовое напряжение и установки двух малогабаритных стартерных аккумуляторных батарей. Возросшая мощность генератора позволит заменить в фаре лампочку дальнего света мощностью 32 вт лампой-фарой. Прерыватель с центробежным автоматом опережения зажигания и вакуум-корректором избавит водителя мотоцикла от необходимости беспрерывно передвигать манетку и подбирать наивыгоднейший угол опережения. И, конечно, конструкторы позаботятся о том, чтобы мотоциклы имели электрические указатели поворота. Значительно повысится надежность и долговечность двигателя. Вместо подшипников качения найдут применение подшипники скольжения (по типу автомобильных) со стале-алюминиевыми или триметаллическими вкладышами. Сменный фильтр тонкой очистки в системе смазки и эффективный воздухоочиститель с бумажным элементом, пропитанным специальным составом, обеспечит срок службы двигателя без ремонта минимум до 50 тысяч километров пробега. В' наследство от старого мотоцикла, видимо, останутся два карбюратора. Но и их конструкция, несомненно, улучшится: будут введены плоские золотники и насос-ускоритель. Коробка передач представляется нам четырехступенчатой с ножным переключением. Механизм переключения передач полностью закрыт в картере коробки и сблокирован с механизмом выключения сцепления. Рычаг сцепления на руле служит только для трогания мотоцикла с места и остановки. Передача на заднее колесо будет осуществляться кардан-16 ным валом через пару конических шестерен. Колеса мотоцикла взаимозаменяемые, но вместо спиц, вероятно, будут устанавливаться штампованные диски. Мотоциклистам понравятся и новые шины с продольным расположением нитей корда и съемными кольцами протектора. Их размер будет несколько меньшим, чем применяемые в настоящее время (4X17 или 5X16), Достоинства такой «обуви» мотоциклов не исчерпываются повышением комфортабельности езды и увеличением срока службы в два-три раза по сравнению с обычными шинами. Она даст возможность водителю менять сменные кольца протектора, выбирать их рисунок в зависимости от дорожных условий, а в случае надобности (например, во время гололеда) устанавливать металлические шипы. А вот какой будет тормозная система. Тормоза действуют на все три колеса, имеют гидравлический привод от ножной педали. Только как аварийный останется ручной привод на переднее колесо. Зазоры между тормозным барабаном ико лодками выбираются автоматически, что избавит водителя от необходимости часто регулировать тормоза. Новые конструктивные решения появятся в экипажной части мотоцикла. Пружинная задняя подвеска с гидравлическими амортизаторами уступит место пневмогидравлической. Такая же подвеска найдет применение и для колеса коляски. Передняя телескопическая вилка также будет иметь пневмогидравлические амортизаторы, Непременной принадлежностью станут ветровые щитки на коляске и мотоцикле, причем они могут быть выполнены в виде полуобтекателя. Для удовлетворения различных нужд потребителей мотоцикл будет выпускаться с прицепными колясками нескольких типов. Среди них — и легкая комфортабельная одноместная коляска для города, и средняя для перевозки малогабаритных грузов, и большая со взрослым и детскими местами, и коляска-лодка для рыбаков и т. п. Работы по техническому обслуживанию мотоцикла резко сократятся. А пробег между техническими осмотрами увеличится. Применение новых материалов (специальной пластмассы, металлокерамики и т. п.) позволит смазывать узлы мотоцикла не чаще, чем через 5—6 тысяч километров. Более легкие мотоциклы-иодиночки» также претерпят изменения. Вот, например, каким нам представляется мотоцикл 3 класса 125 см , наиболее простой по конструкции и доступный для начинающих мотоциклистов. Небольшого веса (70—75 кг) машина с одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 7—7,5 л. с. позволит на хороших асфальтовых дорогах развивать скорость до 95 км/час. Четырехступенчатая коробка передач с механизмом блокировки и переключения передач выжима сцепления даст возможность не только улучшить динамику мотоцикла, но и передвигаться по проселочным дорогам с большими средними скоростями и малым расходом топлива. Этому же будут способствовать хорошие гидравлические амортизаторы передней и задней подвесок, Задняя передача у такого мотоцикла — цепная, с полностью закрытой цепью, а тормоза колодочные с механическим приводом. Размеры шин 3X 16 или 3,21 X 16. Электрооборудование мотоцикла, так же как и сейчас, будет базироваться на генераторе переменного тока, позволяющем пускать двигатель без аккумулятора. Но для того чтобы обеспечить работу указателей поворотов, ламп стояночного света и стоп-сигнала, на мотоцикле будет установлен малогабаритный аккумулятор емкостью 2—2,5 ампер-часа. Его подзарядка будет осуществляться тем же генератором через кремниевый (или германиевый) выпрямитель, встроенный в корпус генератора. Мощный глушитель шума всасывания с бумажным воздухоочистителем и глушитель выхлопа сделают работу двигателя почти бесшумной. Глушитель шума всасывания, аккумулятор, инструментальный ящик так же, как и задняя часть рамы с подвесками, будут закрыты защитными легкосъемными кожухами. Таковы основные черты мотоциклов недалекого будущего. Может быть, они отражают не все пожелания читателей. Может быть, конструкторы найдут новые решения тех или иных узлов. Но несомненно одно: в недалеком будущем наши мотоциклы станут удобными и надежными, лучшими в мире. А. АБРОСИМОВ, инженер. В таком направлении работает фантазия конструктора и художника Г. Возлинского, когда он думает о мотоциклах будущего. В центре изображена машина с рабочим объемом 650 см», вверху справа — отдельно ее руль и щиток приборов, вверху слева — тот же мотоцикл, но с двумя вариантами коляски.