ПРОДИКТОВАНО жизньюОБСУЖДАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПРАВИЛАХ ДВИЖЕНИЯ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ СОЮЗА ССР.ель нашей второй статьи* — познакомить читателей журнала с теми изменениями , к оторые предполагается внести в один из основных разделов Правил движения — «Общие правила движения транспортных средств». В этом разделе 10 частей. П ер вая из них — «Предупредительные сигналы водителя». Основное требование Правил движения в этой части осталось прежним : пер ед началом движенияс места остановки или стоянки, а такжепередизмене нием его направления должны быть заблаговременно включены соответствующие указатели поворота. Это положениедополнено специальным указанием на то, что предупредительные сигналы водитель обязан подавать, д аже если он ине видит приближающихся транспортных средств. Это небольшое замечание заслуживает самогосерьезного внимания, если учесть, что значительная часть дорожных происшествий является ре зультатом того , что водители не разо брались в намерениях другдруга , не сигнализировали вовремяопредприни м аемом маневре. Подача предупредительных сигналов должна производиться заблаговременно. Что же касается цифровых данных, к о т орые содержались в этих статьях преж де, то в новой редакции они отсутствуют. В зависимости от конкретно складывающейся обстановки необходимое расстояние для подачи предупредительн ого сигнала должен определять сам водитель. Об обгонесвыездом из занимаемого ряда водители обязаны сигнализировать не только перед началом обгона, но и возвращаясь впрежний ряд при завер шении его . Некоторые изменения внесены ив 39 статью Правил. П режде сигнал рукоймог быть прекращен за пять метров до поворота, сейчас эта цифра увеличена до двадцати. Как ипрежде , пользоваться звуковым сигналом водителям механических транспортных средств всех видов запрещено : а) в непосредственной близости от санаторно-курортных учреждений , а такж ев городах — в любоевремясуток ; б) в населенных пунктах других катег орий — с 00 часов до6 часов. Скорость движения . Немало нареканий вызывала 41 статья Правил движе ния. Слова отом , что водитель вкон к ретносложившейся обстановке должен быть способен замедлить движение или остановиться, н ередко получали неверное толкование. С овершеннонеправо м ерно их относили вообщеклюбой возникшей на дороге ситуации. В то жевремя иногда даже правильно выбранная скорость не позволяет остановить машинув силу грубого нарушения пра* Продолжение. Начало см 1963, Х° 5. "За рулем»,ивил движения со стороныдругих участников его . Н едоумение вызывало также упоминание об «общепринятых приемах управления». Ведь остановить машину можно только торможением . О каких же еще приемах могла идти речь? Если же при этом имели в виду возможность объезда, то к чему тогда указание на обязательную остановку автомобиля? Сейчас решеноизменить эту статью, придав ей рекомендательный характер. рассказав в ней о тех условиях, в зависимости от которыхдолжна выбираться скорость движения . Скорость движениявконкретно слож ившейся обстановке должна выбираться водителем сучетомдорожных условий, интенсивности и характера движе ния транспортных средств и пешеходов, видимости иобзорности . Такова в новой редакции 41 статья Правил движения . Были рассмотрены так же многочисленные предложения установить верхний предел скоростидвижения на дорогах для грузовыхи легковых автомобилей. О днако найти здесь какие-либо общиенормы для автомобилей различных мар оки типов не представляется возмож н ым . В одном случае они оказались быниже тех, что установлены заводами-изготовителями, а других случаях — выше. Надо учесть также , что автомобили непрерывно совершенствуются, д ороги становятся лучше , а потому было бы неправильным на много лет вперед определить для транспортных средств пределы скоростей . Решено пойти по иному пути. Раздел дополнен новой статьей, у казывающей , что скоростьдвижениялюбого трансп ортного средства не должна превышать максимальной скорости , установленной для него заводской технической характеристикой, а при перевозке пассажиров вкузовегрузовых автомобилей — 50 км/час. Ограничения скоростидвижения транспортных средств в городах и населенных пунктах остались восновномпреж ними, о днако предполагается скорость движениямотоциклови автобусов увеличить до 60 км/час. В примечании к этим статьям определено , что клегко вым автомобилям относятся также все автомобили со специальными кузовами , изготовленные на шасси легковых автомобилей. Ряд новых положенийсодержат правила обгона транспортных средств. П режде они относились лишь кобгонусвыездом из занимаемого ряда, в то времякак это лишь частный случай. В новой редакции этот раздел рассматривает такой маневр вцелом , не проводя различия междуобгономсвыездоми без выезда из занимаемого ряда. Новые правила обгона отражают и учитывают достижения современного градостроительства идорожныхсоору ж ений . Улицы наших городов стали ши ре, просторнее, в ряде мест созданы такие мосты и путепроводы, которые позволяют транспорту двигаться не только в два, но ив большее число рядов. Поэтому 52 статья Правил разделена теперь на две части. Первая из них запрещает обгонбезоговорочно : к огда скорость движения не должна превышать 20 км/час, если транспортное средство подает сигнал поворота налево или самопро изводит обгон , на обозначенных нерегулируемых пе шеходных переходах при наличии пешеходов, трамвая — б лиже 20 метров до обо значенной остановки. Вторая часть содержит перечень случаев, когда обгон запрещен не вообще, а лишь свыездом на полосу встречного движения: на мостах (путепроводах, эстакадах), в тоннелях, на перекрестках улиц идорог , на железнодорожных переездах, в местах опасности, перед ко т орыми установлены предупреждающие сигнальные знаки. В самостоятельный раздел выделены теперь правила проезда нерегулируемыхперекрестков . Они во многомупрощеныи выглядят так: п равомпреимуществен ного проезда независимо от направления движения пользуется водитель транспортного средства, движущегося по главкой улице или дороге . На перекрестках равнозначных улиц идорог установлена следующая очередность проезда : п ервым движется трамвай, зат ем весь механический транспорт ивпо следнюю очередь —• немеханические транспортные средства. Нетрудно уаидеть, что теперь все ме ханические транспортные средства ( к ро ме трамвая) на нерегулируемых перекрестках равнозначных улиц идорог не имеют преимуществ другпереддругоми разъезжаются по принципу «правой стороны», то есть первым проезжает тот, кто не имеет помехи справа. Причем при встречном движении транспортных средств, и меющих равное право на проезд, д вижущийсявпрямом направлении имеет преимуществопро езда передповорачивающимтранспор том, а поворачивающий направо — перед созершающим левый поворот. И по следнее: на нерегулируемом перекрестке при видимости менее 20 метров прав омпреимущественного проезда пользуется лишь не имеющий помехи справа. Нет сомнениявтом , что все эти нововведения сыграют значительную роль в повышении безопасности дзижения транспортных средств при проезде перекрестков. В Правилах движения предполагается также запретить остановку и стоянку транспортных средств на левой стороне улицы или дороги , за исключением улиц с односторонним движением, и меющих застройку по левой стороне.2S