эволюцияЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ| оявление первых советских мотоциклов расценивалось в свое время как крупное достижение отечественного машиностроения. И это было справедливо. Но сейчас старые машины представляются нам тихоходными, недолговечными и, конечно, малокомфортабельными. Колесо крепилось непосредственно к раме без подрессоривания. Смягчали удары от неровностей дороги только шины и пружины седла. Опыт эксплуатации выявил несовершенство такой конструкции. Поднять скорость движения и увеличить надежность ходовой части без подрессоривания заднего колеса было невозможно, и конструкторы учли это. Как известно, первые подвески заднего колеса на мотоциклах ИЖ-49 (рис. 1) и М-72 (рис. 2) были свечными и имели очень большую жесткость, а на М-72 — к тому же весьма короткий ход (см. таблицу). Такое сочетание обеспечивало безударную работу при движении на неровной дороге, но водитель утомлялся очень быстро. Ведь жесткая подвеска передает на подрессоренную часть мотоцикла большие силы, вызывающие неприятное ощущение во время движения. Сказывалась также и высокая собственная частота колебаний подрессоренной массы. У мотоциклов ИЖ-49 и М-72 она составляла 158—238 кол/мин. Граница же так называемых приятных ощущений, соответствующая частоте колебаний при ходьбе человека, лежит в пределах 65—125 кол/мин. В связи с этим на мотоциклах новых Моделей «ИЖ-Планета», «ИЖ-Юпитер» (рис. 3) и К-750 (рис. 4) свечные подвески были заменены маятниковыми. Преимущества их заключались в меньшей жесткости и увеличенном ходе оси колеса относительно рамы (см. таблицу). Снижение жестокости привело к сокраР ис . 3. Маятниковая подвеска «ИЖ-Планеты» и «ИЖ-Юпитера». Р ис . 4. Маятниковая подвеска К-750. Р ис . 5. Подвеска, регулируемая по нагрузке. щению собственной частоты колебаний подрессоренной массы в 1,5—2 раза. На ИЖ-56 она равна 118-S-146 кол/мин, а на К-750 — 106-*«134 кол/мин. Однако здесь таилась опасность. Такая частота близка к так называемой «возмущающей» частоте, которая влечет за собой резонансные колебания. А когда, они возникают, водителя может сбросить с мотоцикла. Чтобы избежать таких явлений, в подвески ижевских и киевских мотоциклов ввели гидравлические гасители колебаний. Новые подвески улучшили плавность хода, но недостаточно. У них при различных нагрузках (см. таблицу) в значительных пределах изменяются статические прогибы, поэтому обеспечить их безударную работу не удается. Подсчитано, что когда в мотоцикл помимо водителя садятся пассажиры, то нагрузка на заднее колесо увеличивается на 50-7-60 процентов, а если он имеет боковой прицеп — на бО-т-70 процентов. В результате статического прогиба подвеска при полной нагрузке близка к буферу и стучит об него даже когда неровности дороги незначительны. Плавность хода, естественно, становится худшей, чем при неполной нагрузке (с одним водителем). Если изменить статический прогиб, предварительно поджав пружины подвески, то получится обратная картина. Как устранить этот существенный недостаток? Есть два пути. Первый — устанавливать пружины прогрессивной жесткости. Второй, наиболее эффективный, — применять подвески, регулируемые по нагрузке (рис. 5). Они имеют одинаковый статический прогиб при полной и неполной нагрузках. В таблице представлены характеристики регулируемых по нагрузке задних подвесок для перспективных мотоциклов класса 350, 500 и 650 см 3 . Их жесткость должна быть в пределах 20—25 кг/см. Величина предварительного сжатия пружин равна 50 мм. Рабочий ход — 160 мм. Обычно предварительное сжатие и рабочий ход пружин уменьшают путем крепления амортизаторов на рычаге подвески на плече меньшем, чем плечо оси колеса. Если соотношение этих плеч сделать равным 1,5, то предварительное сжатие и par бочий ход пружин уменьшается в 1,5 раза, а жесткость двух амортизаторов будет в 2,25 раза больше, чем жесткость подвески. Мотозаводы приступили недавно к разработке конструкций новых регулируемых подвесок, Н. ПОЛЯКОВ, начальник лаборатории стендовых испытаний ЦКЭБ мотоциклостроения. Собственная частота колебаний подрессоренной массы (кол/мин)3 < ч 2кПредвариСтатический тельное сжапрогиб в мм тие пружины в кгМарка мотоциклаАPiл) Й Xя«>Оо «•°1§• о М-72 К-750 ИЖ-49 «ИЖ-Планета» «ИЖ-Юпитер» ИЖ (перспективная модель): одиночка с коляской Киевский и Ирбитский (перспективная модель) 120 36Яо XX 65 97 90 90 90 110 1105«| | 8°С и 238 134 196 145 135 109 1030 в >и 3>> в аR и.Щ гаи §£16 25 23 37 43 50 50в вО «Вв 181 105 158 116 109 * 93 88о ав се 0) к, в яJ §й27 58 35 61 70 60 60В гаВ а. К -7 оК Пио а си ай > вa 0 95 0 20 20 50 70 70J 8*а вК t-оа вв 0 95 0 20 20 110 140 165Рис. веска1. Свечная подИЖ-49.Р и с. 2. Свечная подвеска М-72.во 3434 20 20251101С8854860