УСПЕХ на ВИСЛЕозыгрыш кубка имени Рафала Прага, учрежденного варшавской газетой «Экспресс вечорны», — одно из самых больших европейских соревнований по водно-моторному спорту. О но всегда проходит в Варшаве, на Висле, и включает две гонки по 10 ки лометров в четырех классах судов: классе «А» (здесь разыгрывается главный приз — переходящий кубок), классах «J», «В» и «С», что соответствует классам СА-250, СИ-175, СВ-350 и СС-500 по нашей классификации. Восемьдесят пять гонщиков из ГДР, Венгрии, Польши, СССР, ФРГ, Чехословакии и Швеции участвовали в заездах. Жесткие правила позволяли попасть в зачет лишь тем, кто финишировал вте чение трех минут после лидера.. В итоге завершили соревнование только 49 спортсменов. Необычайно сильный состав участников, среди которых были чемпионы и призеры первенства мира и Европы, наличие у ведущих спортсменов ГДР, ЧССР, ФРГ новых гоночных моторов — все это ставило перед нашими гонщиками сложные технические и тактические задачи. Несмотря на это, шесть советских спортсменов (из восьми) финишировали, причем четверо заняли призовые места. Заслуженный успех выпал на долю советского скутериста Владимира Ко чергина, занявшего первое место в классе «J». У него было равное количество очков с гонщиком из ГДР Клаусом Марксом , но наш спортсмен превзошёл его в скорости. Третье место в этом классе заняла единственная женщина, участвовавшая в соревнованиях, мастер спорта Галина Жирова. Переходящий кубок в классе «А» завоевал чемпион Европы Ганс Шульц (ГДР). Вторым в этом сильнейшем за е зде , г де стартовало 36 участников, был советский спортсмен Анатолий Добры нин. Четвертое место досталось Валентину Степанчикову.. Прогресс наших водномоторников очевиден. В прошлом году на этих соревнованиях лишь один В. Ж иров смог занять третье место. Успех Пришел прежде всего потому, что спортсмены учли опыт встречи 1962 года. Ни один из них не допускал ошибок ни на старте, ни на дистанции, хотя условия соревнований были очень сложные. Хорошая подготовка сказалась ив умелом маневрировании на узкой водяной дорожке , и в четком (по правильно выбранному радиусу) прохождении поворотных буев. М ы уступали только на прямых участках, да и то лишь темза рубежным соперникам, у которых были современные мощные моторы. Н е будь этого неравенства, преимущество советских скутеристов стало бы ещеза метнее. Ю . ЕМЕЛЬЯНОВ, руководитель спортивной делегации, председатель Федерации водно-моторного спорта СССР.РТри рекордатало доброй традицией — ежегодно проводить матчи сильнейших по водно-моторному спорту. На этот раз на Химкинском водохранилище в Москве собралось большое число участников — лучшие гонщики из 10 городов страны. Важнейший итог матча — три новых рекорда Советского Союза. Два из них принадлежат мастеру спорта досаафов! цу Владимиру Слинкову (Воронеж). На глиссере класса «ГВ» (до 350 кг ) 1 он прошел дистанцию 1 километр со скоростью 101,226 км/час. Это почти на 10 км/час превышает прежний рекорд, установленный им жев прошлом году. В тоннах на дистанi цию 50 километров в классе глиссеров «ГА» i (до 250 кг ) В. Слинкоа показал скорость 67,89 i км/час, что на 6 км/час превышает рекорд мастера спорта Э. Индрицана. В. Слинков выступал на глиссере «Мечта-4» собственной конструкции. Судно обладает отличными гидродинамическими качествами, легко выходит на редан, быстро набирает скорость.СГонщик немало поработал над тем , чтобы облегчить двигатель («М-21») и повысить его мощность. Сейчас глиссер весит 235 кг , мощность его мотора — 70 л. с Для выступления в классе «ГВ» спортсмен добавлял ГРУЗ 25 иг. Третий ренорд установлен мастером спорта В. Кочергиным (Центральный водно-спортивный клуб Военно-Морского Флота). В классе скутеров «СИ» он прошел дистанцию 1 километр со скоростью 89,775 км/час (прежний рекорд 88,542 им/час). В. Кочергин выступал на скутере типа «Пфенниг» с мотором «Дельфин». Столь высокую скорость гонщик получил за счет форсировки подвесного мотора. Удачно решена также конструкция глушителя, который имеет сужения в задней части. Хорошую конструкцию скутера создал эстонский гонщик Раудва. Во время испытаний его скутер с мотором «Кениг» (250 смЗ) достиг скорости 90 км / ч ас Снутер имеет хорошую остойчивость даже на крутыхповоротах. К сожалению, из-за неисправности мотора он не вышел на старт соревнований. Представляет интерес и скутер мастера спорта ленинградца А. К и пина, рассчитанный для гонок на скорости порядка 100 км/час и более. Судно построено с кокпитом; спортсмен в нем располагается лежа. Спортсмен-конструктор нашел оригинальное решение отдельных узлов. Длина судна несколько больше, чем у обычных скутеров, причем его кормовая часть нороче по сравнению с носовой. Углы атаки спонсонов уменьшены до 4 градусов. Тем самым снижается сопротивление встречному потону и повышается скорость. «Всхожесть» на волну обеспечена увеличенной высотой скулы. Скутер рассчитан на мотор мощностью 30 — 3 5 л. с. с полупогруженным винтом. На состязаниях скутер показал хорошие ходовые качества. Он остойчив на больших скоростях, хорошо входит в повороты, не боится волны. М. М АШИНСКИН .КАТЕРИЗСТЕКЛОЦЕМЕНТАатер, который вы видите на фото, внешне мало отличается от других судов такого рода. Но это особый катер. Он сделан из стеклоцемента. Многие, наверное, слышали о стеклянном волокне. По прочности на растяжение оно в два-три раза превосходит лучшие сорта специальной стали, т ак вот, если цемент армировать стекловолокном, то получится новый материал, обладающий высокой прочностью и упругостью,— стеилоцемент. Он в полтора-два раза легче алюминия, очень прост в изготовлении ив30 — 4 0раз дешевле стеклопластиков. Стеилоцемент выгодно отличается высокой стойкостью против коррозии, загнивания и огня, водонепроницаемостью. Из него можно делать бесшовные конструкции, его можно пилить, строгать, сверлить, шлифовать и красить. В общем, новый материал обладает качествами, которые, к ак нельзя лучше, подходят для легких судов. Достаточно сказать, что толщина обшивки колеблется (в зависиКмости от размеров судна) от 4 до 10 мм. Впервые в СССР в 1959 году из стеклоцемента была построена трехместная моторная шлюпка, которую может переносить один человек. За ней последовали катамаран длиной 5,3 м, парусио-моторная яхта длиной 5,7 мс палаткой на два спальных места, катер, несколько рыболовецких судов. Все они хорошо зарекомендовали себя на воде. Стеилоцемент представляет практический интерес и для автомобилистов как материал для постройки гаражей. Это будет легкое и дешевое сооружение, неприхотливое в обслуживании. Любопытно также , что из стеклоцемента были сделаны некоторые детали мотоцикла (а частности, крылья) взамен металлических. Они оказались легче и прочнее. Подробнее об использовании стеилоцемента для постройки судов можно прочитать в специальных журналах: «Судостроение» ( I * 1 1 , 1960; J * 4 и 10, 1961) и «Бетон и железобетон» (М> 6, 1961).27