В выполнении больших задач, выдвинутых июньским Пленумом ЦК КПСС, видное место принадлежит повышению технической культуры трудящихся и, прежде всего, молодого поколения. Эту огромной важности работу в организациях ДОСААФ ведут сотни и тысячи преподавателей и инструкторов автодела, целая армия энтузиастов-общественников, воспитателей будущих специалистов. Среди них немало мастеров своего дела, настоящих маяков учебной работы. Мы хотим сегодня познакомить читателей с Александрой Васильевной Замотиной — преподавателем Бакинского автомотоклуба ДОСААФ.В0ШИТШ1,, АРУ ГСвердловской области техником-механиком в гараже. Ремонтировала трактора, грейдеры, катки и автомобили разных марок. Нередко приходилось садиться и за руль. Этот период самостоятельной работы дал мне многое. Закрепила на практике книжные знания, с людьми научилась работать. Но, честно говоря, завидовала я одной своей знакомой, которая из гаража ушла преподавать в автошколу. Когда после войны я переехала в Баку, то сразу пришла в автомотоклуб. И вот уже больше пятнадцати лет здесь... Нелегко ей было вначале. Учебной литературы не хватало, подробно разработанная методика проведения занятий отсутствовала. Мешало и незнание азербайджанского языка. По шесть часов в день Александра Васильевна готовилась к занятиям в Центральной республиканской библиотеке и уходила оттуда последней. А улучив свободную минуту, отправлялась в автохозяйство, где работала дежурным механиком подруга, и с ней вместе на практике разрешала все неясные вопросы. Тогда же, на заре своей педагогической деятельности, Александра Васильевна твердо поняла: если хочешь добиться успеха, надо прежде всего сплотить учащихся в единый коллектив, постоянно опираться на него в работе. Этому правилу она следует неукоснительно: нередко бывает дома у своих курсантов, посещает фабрики и заводы, где они работают. Редкое комсомольское собрание проходит без ее участия. — И все наши преподаватели, — говорит Александра Васильевна, — стараются сделать так, чтобы клуб стал родным домом для курсантов, чтобы они приходили к нам не только по расписанию занятий «от» и «до», но и вместе со специальными знаниями приобретали умение правильно жить и трудиться. Педагог не ограничивает свою работу стенами клуба. Замотина непременный судья всех соревнований по устранению технических неисправностей автомобиля и мастерству вождения, которые проводит автомотоклуб. Вместе с друзьями по работе она много делает для того, чтобы каждый курсант вышел из клуба) имея, помимо удостоверения шофера-профессионала, и спортивный разряд по автомобильному спорту. Богатый производственный опыт Александры Васильевны, ее глубокие теоретические знания и хорошие организаторские способности известны во многих автохозяйствах столицы Азербайджана. Не раз приходилось ей выслушивать заманчивые предложения. Но Замотина остается на своем посту, остается там, где, по ее мнению, она нужнее всего. В. ГРИНМАН.полгог.jfКаждое утро из домика, расположенного на одной из окраинных улиц Баку, выходит средних лет белокурая женщина и торопливо шагает к трамвайной остановке. Мимо проносятся юркие «газики», комфортабельные «Волги», мощные самосвалы. Часто водители их, поравнявшись и приоткрыв дверцу, тепло, как со старой знакомой, здороваются с ней, предлагают подвезти. Вот и сегодня: не успела выйти на дорогу, догоняет ее почтовый «Москвич». — Здравствуйте, Александра Васильевна! Не узнаете, наверное? А она действительно не узнает. Да и как запомнить всех! Ведь сотни водителей выпустила А. В. Замотина за пятнадцать лет работы в Бакинском автомотоклубе ДОСААФ. — Четыре года назад учился у вас, — напоминает шофер. — Алиев я. Да что мы стоим! Вы, наверное, в клуб? Садитесь, подвезу. Несколько вопросов, и она вспомнила вихрастого непоседливого паренька с улицы Камо. Немало хлопот доставил он ей. На уроки опаздывал, домашних заданий не выполнял, а перед самым выпуском вдруг вообще перестал посещать занятия. Сколько раз приходилось с матерью его разговаривать, на завод к нему ходить. Все же добилась своего — в армию Алиев ушел с правами шофера. А теперь рассказывает: демобилизовался, на второй класс сдал, женился... И радостно Александре Васильевне за человека, гордостью наполнилось ее сердце: ведь в успехах «трудного» курсанта чуточку «повинна» и она. ...Прозвенел звонок. Начался урок, такой же, как вчера, позавчера, третьего дня. Впрочем, это неверно. Уроки Александры Васильевны отличаются именно своей непохожестью друг на друга. Любой, самый, казалось бы, скучный материал она умеет преподнести интересно, живо, увлекательно... В ее педагогическом арсенале есть немало средств для этого. Один урок она проводит непосредственно в каком-либо автохозяйстве; на другом — опрос ведут сами курсанты (под ее наблюдением, разумеется!); в ходе занятий по правилам движения она ставит перед ними такие хитроумные вопросы, предлагает решить такие усложненные схемы, что можно верить: за рулем ее воспитанники не растеряются в любой обстановке. А сегодня она решила раздать всей группе индивидуальные письменные'вопросы. Короткие, но конкретные. Ответить можно за несколько минут, если, конечно, знаешь материал. Задумались курсанты... Быстро собрать и разобрать генератор мало. Надо еще и рассказать о назначении обмотки возбуждения, коллектора, щеток. Начинается оживленная беседа. Не все отвечают четко и правильно, некоторые разобрали узел, а собрать не смогли. Им на помощь приходят товарищи, и лишь в крайних случаях нужные советы дает преподаватель. Повседневно связывать обучение с практикой, с жизнью, делать каждое занятие предельно наглядным, добиваться активного участия в нем всей группы, индивидуально подходить к каждому курсанту — вот тот фундамент, на котором строится вся работа А. В. Замотиной. Однако есть еще одно условие, без которого ни одна, даже самая лучшая система методических приемов не дает же лаемого результата. — Обучить человека — это только полдела. Его надо еще и воспитать, — говорит начальник автомотоклуба И. К. Зейналов. — Александра Васильевна, как и многие другие наши преподаватели и инструкторы, умело сочетает в себе эти два драгоценных качества советского педагога. Сама Александра Васильевна рассказывает: — Еще в детстве очень любила играть «в школу». В школе и позже, в автодорожном техникуме, с удовольствием помогала отстающим, организовывала самостоятельные занятия, если кто-нибудь из преподавателей был болен. Окончание техникума совпало с началом войны. Четыре года работала вг. Баку.А. В. Замотина готовитея к очередным занятиям по автоделу. Фото О. Гцськова