17
18
ЭКЗАМ ЕН НА ЗРЕАОСТЬраво, м ы ничего не преувеличим, если скажем , что уходящийсе ­ | з оноткрылновую страницу в истории нашего мотоциклетного спорта. Впервые вэтомгоду на кроссовых -» трассах «Майоровка» во Львове и «Ле9 нинские горы» в Москве состоялись этапы чемпионатов мирав классах мо ­ т оциклов 500 и 250 см3 . То, что гроссмейстеры по мотокрос ­ су приезжают соревноваться кнам , — событие само по себе примечательное, свидетельствующее орастущеммежду ­ н ародном авторитете советских мото ­ циклистов. Но гораздо важнее дру ­ г ое — результаты этих соревнований. П режде всего мыимеемв виду итоги московского тура чемпионата (класс 250 см3 ) , где наши гонщики заявили о себе, что называется, во весь голос. К томувремени , к огда эти строкипо ­ падут к читателям, чемпионат будет за ­ в ершени медали обретут своих хо ­ зяев. О дну из них — б ронзовую • — з акрепит на лацкане пиджаказаслужен ­ ный мастер спортаинженерИгорьГри ­ г орьев . Путь к пьедесталу славы отк рылаему трасса «Ленинские горы » . , В памяти тех сорока тысяч мо ­ сквичей, к оторые побывали на соревно ­ вании, наверное, надолго сохранятся эпизоды этого поединка сильнейших кроссменов мира. К одиннадцатому (московскому) туру имя победителя первенства было уже известно. Ш вед Торстен Хальман, о держав семь чистых побед, во второй раз стал чемпионом / м ира . Не вызывала сомненияи судьба серебряного трофея. Чех Властимил Валек был досягаемразве только тео ­ ретически. Зато никто не решился бы назвать имя третьего призера . Ш вед ­ с кийспортсмен Я. Иохансон, ч емпион Европы 1961 года англичанин Д . Бикерс, ч ешскийгонщик К. Пилар, наконец, И. Григорьев имели примерно равные возможности . И именновМоскве началось решающеесражение за каждый метр и секунду, за каждое очко.Призеры 11-го этапа первенства мира (слева направок И. Григорьев, В. Валек, К. Пилар. Фото И. ГорсковаК итогам выступления советских мотоциклистов в чемпионате мира по кроссуП!разительный рывоки переместился из второго десятка на второе место. Но ободноммыдолжны все же сказать: м осковскийтурс полной очевидностью показал, что время , к огда на трассе безраздельно господствовали шведы и англичане, теперь прошло , Вспомним результаты одиннадцатого этапа. Победитель — талантливый чеш ­ ский гонщик В. Ввлек, второй призер — И. Г ригорьев , третий — чех К. Пилар. За ним советский спортсмен В. А рбековиспортсмениз ГДР Ф . Вилламовских. В заветной шестерке, дающей право на зачетные очкив чемпионате, лишь один швед — Я. Иохансон ( ш е ­ стое место). А дальше, в десятке лучших, е ще два наших спортсмена — к ов ровчане В. Г орулькои Б. Д инабург . Совсем неплохо, если учесть, что на старт кросса вышли околосорока лучших гонщиковмира из 14 стран. Результаты московского этапа чемпио ­ ната были для нас отнюдь не случайн ымэпизодом , В двенадцатом этапе (он проходилв Польше) картина повторилась снебольшимизменением . С но ­ ва впереди были Валек и Григорьев, четвертым стал Горулько (Арбеков в соревнованиях не участвовал). Итак, в одном из основных видовмотоспорта — к россе — у нас наступил долгожданный перелом. В одном из номеров английского жур ­ нала «Моторсайклинг Ньюс» п одкруп ­ н ымзаголовком «Сенсационное выступление русских в Гран-При Швейцарии» было напечатано следующее : «В во ­ скресенье, в Пейерне (Швейцария) русские гонщики добились первогокруп ­ н ого успеха в чемпионате мира по мо ­ т окроссув классе 250 см3 . Сенсационн ым было выступление в этом этапе чемпионата мира советской звезды Игоря Григорьева, к оторый , стартуя всего лишь второй раз на «Чезете», н е ­ о жиданно занял второе место». Автору отчета в «Моторсайклинг Ньюс» было, к онечно , чему удивляться. Советские спортсмены год назад тольк о пробовали свои силы на нескольких этапах чемпионата. Тогда это были роб ­ к ие шаги новичков. Теперь жекоррес ­ пондент увидел их уверенную поступь. П опробуем разобраться в причинах этого отрадного явления. Сейчас про ­ исходит процесс омоложения нашего, мотоспорта, и это идет ему на пользу! В. А рбеков , Б. Д инабург , В. Т юрин , А. Романов, А. Яковлев — вот те, к ому , видимо, предстоит еще сказать свое слово в чемпионатах мира. Правда, ж е -Он оао"0и оаоо ао • ч нВсе флаги в гости к нам...Фото Л. БородулинаНе будем возвращаться ктемдвумполным внутреннего напряженияидра ­ матизма заездам на Ленинских горах, хотя рассказать о них можномногое . О том , н апример , как «король трасс» — так назвали чемпиона мира падкие догромких эпитетов западные журнали ­ сты — в ынужден был впервомзаезде оставить поле боя , н евыдержав дуэли сзадористымВикторомАрбековым . Или отом , к ак радостно забились сердца зри ­ телей, к огдаИгорь Григорьев сделал по ­ eо.лания и энтузиазма у них порой больше, чем умения. • Иногда они проявляют непонятную застенчивость и нерешительность (это особенно было заметно на старте первого заезда в Москве), иногда не умеют распределить силы на дистанции. Показательно в этом отношении выступление бесспорно одаренного молодого мастера В. Арбекова. Для своих 22 лет он обладает превосходными данными — атлетизмом, отличной реакцией. В обоих заездах Арбеков был лидером. Но каждый раз к середине дистанции «сжигал» свои резервы скорости. Чувство дистанции — дело наживное, оно придет с опытом. Гораздо хуже, что наши молодые еще отстают в технике «высшего пилотажа» на кроссовых трассах. Нет у них той поразительной легкости, которая так подкупает у чемпиона мира Хальмана. Стоит сказать еще об одном положительном явлении в нашем мотоспорте. Ведущие гонщики выступают теперь значительно чаще, чем прежде. Зрители, дружно аплодировавшие Григорьеву и Арбекову, видимо, не подозревали, что к призовым местам их привела кроссовая трасса длиною примерно в четверть земного экватора. Успех наших мотоспортсменов очевиден. И все же было бы просто вредно утверждать, что на этом участке «мотоциклетного фронта» дела у нас обстоят благополучно. И если сезон 1963 года дал сдвиги, то все же не настолько большие, чтобы по этому поводу бить в литавры. Сделать предстоит гораздо больше, чем было сделано. Нельзя забывать, что завоеванная медаль — это не золото и даже не серебро, а бронза. Да к тому же спортсменов, которые могут на равных состязаться с победителями, можно пока сосчитать по пальцам. А нам нужны десятки, сотни. И здесь придется повести речь о вещах не очень приятных. Общеизвестно, сколь важны для подготовки мастеров мотоспорта умелая организация учебной работы, глубокие знания, культура и педагогический талант тренеров. Между тем очень настораживает то, что на трассе «Ленинские горы» выступали воспитанники всего лишь двух тренеров. Всего два тренера высокой квалификации! Не маловато ли для нескольких десятков тысяч мотоциклистов, выступающих в кроссе? Каждый юноша, как бы он ни был одарен, нуждается в искусном тренерском руководстве. Руководители Федерации мотоспорта и Центрального автомотоклуба уповают на небольшую группу студентов Института физической культуры. Но ведь выпуск ее произойдет в 1965 году, да и группа эта крайне малочисленна. Здесь нужны иные, кардинальные меры. Если бы на мотоспорт распространили систему подготовки и оплаты тренеров, существующую в других «нетехнических» видах спорта (футбол, бокс, легкая атлетика), то проблемы этой не существовало бы. Однако, не дожидаясь коренной реформы, можно кое-что сделать, дабы уже сейчас улучшить подготовку мастеров высокого класса. Мы имеем в виду предложение Ю. Трофимца о разработке для кандидатов в сборную нормативов, включающих сложные элементы вождения машины (разнообразные прыжки, повороты, преодоление трудных участков и т. п.). Такие нормативы могут стать основой спортивного совершенства, стимулом роста техники езды. Нормативы необходимы и для воспитания юной смены. Мы обязаны думать не только о сегодняшнем дне, но и смотреть вдаль, видеть перспективу. Все на словах признают необходимость создания юношеских мотошкол, шефства маститых гонщиков над мальчиками. А практически сдвигов нет. Никак не могут изжить распространенный предрассудок, будто двенадцати-тринадцатилетнему пареньку нельзя доверить руль мопеда (разумеется, не для езды по улицам, а для тренировок и выступлений на закрытых трассах). Опыт современного кросса учит, что высоких результатов добиваются, как правило, спортсмены в 18—20 лет. А наши чемпионы за некоторым исключением достигают вершин гораздо позже, нередко на возрастном пределе, когда дальнейший рост их результатов исключен. Чтобы советские гонщики выступали завтра лучше, чем сегодня, надо вооружать их и отличными отечественными мотоциклами. Никто не станет бросать тень на все положительное, что сделано за последнее время конструкторами «Ковровца». Тот факт, что мы имеем свои кроссовые 3 машины класса 250 см , говорит сам за себя. Однако бронзовая медаль завоевана Григорьевым не на «Ковровце», а на чехословацком «Чезете». Думается, конструкторы много теряют из-за того, что не привлекают к созданию машин лучших спортсменов. Собрать бы их на завод, посоветоваться. Ведь это так несложно, а вместе с тем так важно, чтобы избежать просчетов и ошибок. И, наконец, еще об одном. Вряд ли найдется человек, который станет отрицать важность наших выступлений в чемпионатах мира. Чем же тогда объяснить равнодушие к этому делу со стороны иных спортивных руководителей? А тем, что при нынешней постановке дела, хорошее выступление на первенстве страны в мотоспорте ценится, как это ни парадоксально, выше, чем самый большой успех на чемпионате мира. Вот пример. Виктор Арбеков после* удачного старта в Москве получил первые зачетные очки. В оставшихся трех турах он мог увеличить их запас и выйти в пятерку сильнейших. Еще больше ему нужна была поездка на заключительные этапы первенства для знакомства с трассами и спортивного роста. Но руководство ЦСКА направило его не в Польшу, ЧССР и ГДР, а в Краснодон за «верной» медалью в классе 125 см3 Наши неудачи в первенстве мира на пятисоткубовых машинах во многом также объясняются удивительно прохладным отношением к этим соревнованиям. И руководители и сами гонщики уклонялись от участия в чемпионате. Для них, оказывается, «выгоднее» выступать на внутрисоюзных соревнованиях. У нас есть возможность рассчитывать на успех ив этой кубатуре, хотя гегемония шведов и англичан здесь значительно сильнее. Смог же И. Казаков, занявший шестое место во Львове, прийти к финишу вторым на международном кроссе в Польше и третьим в ГДР. А ведь на первенстве страны он даже не вошел в тройку призеров. Значит, резервы у нас есть. Пора, наконец, рассматривать выступления наших гонщиков в чемпионате мира со спортивных, а не узковедомственных позиций. Спортивная общественность ждет от федерации мотоспорта решительных действий в этом направлении. Чемпионат мира — самое ответственное соревнование. Нужно строго спрашивать с тех руководителей клубов, которые задерживают членов сборной команды. Следует стабилизировать состав участников чемпионата, Нельзя бесконечно тасовать их, делать поспешные выводы о пригодности или непригодности спортсмена на основе двух-трех выступлений. Не будем называть другие меры, необходимые для завоевания мировых вершин в мотоспорте. Они достаточно хорошо известны. Хочется верить, что, осуществив их, мы приблизим то время, когда наши мотоциклисты еще больше прославят советский спорт и завоюют золотые медали. М. ТИЛЕВИЧ.Бо н о. ен совоь а. оБ ОА. ОБ Он Й. онО. О БОЛучше всех прошел дистанцию чехословацкий гонщик Властимил Валек. Фото В. Бровка