20
21
В ОТРОГАХни — долины и склоны гор — все это придавало особый интерес первенству, которое на этот раз длилось не шесть, а пять дней. В программу, как и всегда, входили основные дорожные испытаниям регулярность движения с соблюдением за ­ данных скоростей и ряд дополнительных соревнований. В этом году количество их и «ассортимент» были полностью приведены в соответствие с программой шестидневных соревнований ФИМ. Кроссы, скоростные подъемы протяженностью от 3 до 10 км, разгонторможение, состязания на мастерство вождения (трайл), когда надо, не касаясь ногами грунта, преодолеть труднопроходимый участок, наконец, заключительная шоссейно-кольцевая гонка — все это превратило минувшее первенство в настоящее мотоциклетное многоборье. Команды комплектовались так: союзной республики — 4 водителя на любых машинах (но не более двух машин в классе); завода — 4 водителя на машинах любых классов, выпускаемых заводом; Д СОи ведомств — 4 водителя на любых мотоциклах и мотороллерах; клуба — 3 водителя на любых машинах.тяньшаняДля розыгрыша первенства в мотоциклетном многоборье выставили свои команды 14 союзных республик, 22 мо ­ токлуба, 4 добровольных спортивных общества и5 мотозаводов (Киевский, Минский, а также заводы, выпускающие мотоциклы «Ковровец», И Жи мотороллеры «Вятка»). Всего на старт вышло 133 машины. Трасса первых двух дней была не слишком тяжелой. Но все же 35 гонщиков не смогли с нею справиться. Дальше стало труднее, так как дорога поднялась на перевалы, где местами прошли ливневые дожди . J Вечером стало известно, что в горах, где намечена трасса следующего дня, идут дожди, град и снег. Пришлось ме ­ нять и этот участок. Хорошо была организована заключительная шоссейно-кольцевая гонка. Трасса проходила прямо по улицам города. Начиналась и заканчивалась она на площади перед республиканским стадионом. Множество зрителей наблюдали за спортсменами, стоя по обеим сторонам двухкилометрового кольца. Закрытие соревнований состоялось на республиканском стадионе, где вНа участке дополнительных соревнований на мастерство вождения.Выиграв вОрджоникидзе шестидневку, спортсмены Казахской республики внесли предложение провести следующие многодневные соревнования на первенство страны в окрестностях своей столицы. И вот Алма-Ата. Что ни улица, то стройный ряд вековых зеленых деревьев, у подножия которых в арыках жур ­ чит холодная прозрачная вода. А вдали, на юге, раскинулись горы со снеговыми шапками на вершинах. И спортсмены и судьи очень рады случаю побывать здесь. Протяженность всей трассы, выбранной еще задолго до соревнования, составила 1564 км. Разные покрытия — асфальт, гравий, булыжник, разные уров-Как бы ни были интересны спортивные результаты, они никогда не могут заслонить другой стороны многодневных соревнований — проверку качества спортивных мотоциклов. Только машины, выдержавшие тяжелый режим многодневных соревнований, могут быть признаны надежными. Показательно, что все заводы, которые принимали участие в первенстве 1963 года, заявили мотоциклы с новыми конструктивными решениями основных узлов, повысившими износоустойчивость и прочность. Вот краткие характеристики новых машин. Класс тяжелых машин был представлен мотоциклом К 750 (рис. 1) киевского завода. Этот мотоцикл с облегченной коляской выполнен специально для многодневных состязаний; команда завода стартовала на этих машинах еще в первенстве 1962 года. Однако тогда подвел поршень. На этот раз заново разработанная поршневая группа зарекомендовала себя хорошо. Д вигатель двухцилиндровый, имеет мощность 40 л. с. Рубашки цилиндров выполнены изК ОНСТРУКЦИИ НОВЫЕ. А НАДЕЖНОСТЬ?алюминиевого сплава с запрессованными в них гильзами. Диаметр цилиндра и ход поршня 78,0 мм. Рабочий объем цилиндров 742 смз. Эта машина, оборудованная телескопическими вилками, подвеской заднего колеса и гидравлическими амортизаторами на колесе коляски, показала хорошую комфортабельность. На международных соревнованиях в сентябре 1962 года были выявлены недостатки конструкции спортивного мотоцикла ИЖ-СМ. Новая модель ИЖ-60СМ (рис. 2), выпуска 1963 года как будто от них избавлена. Ее ходовая часть осталась без изменений, зато на смену двигателю ИЖ-347 пришел более современный — ИЖ-349. Это двухтактный, одноцилиндровый двигатель, рабочим объемом 342 смз, а максимальная мощность его 23 л. с. при 5500—6000 об/мин. то есть на 10 — 12 процентов выше, чем у ИЖ-347. Диаметр цилиндра 76 мм, ход поршня 75 мм. Цилиндр двигателя иг алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой крепится к картеру четырьмя анкерными шпильками. Головка выполнена из того же материала, имеет сферическую камеру сгорания и присоединяется к цилиндру теми же шпильками. Для надежной герметизации и снижения механических потерь с правой стороны установлены специальные уплотнения типа поршневых колец. Картер двигателя и коробки передач представляют собой моноблок, состоящий из двух половин. Коробка передач — шестиступенчатая, двухвальная с общий; диапазоном 3,7. Для сниже ния механических потерь свободно вращающиеся шестерни установлены на игольчатых подшипниках. Привод от коленчатого вала к коробке передач осуществлен цилиндрическими шестернями. Диски сцепления армированные. Двигатель ИЖ-349 весит на 6 — 7 кгменьше, чем его предшественник. Рама мотоцикла одинарная, трубчатая, сварная со специальным раздвоенным в подседельном узле для установки воздушного фильтра Бумажный, фильтрующий элемент обеспечивает исключительно высокую очистку воздуха. Размер шин: передней 3 , 2 5x19 , задней 3 , 5 0x19 . Сухой вес мотоцикла ИЖ60СМ — 149 кг. Мотоцикл «Ковровец-175 СМ» модели 1963 г. (рис. 3) имеет двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 175 смз. Степень сжатия — 9,5. Максимальная мощность его 13 л. с. при 5200 — 5500 об/мин. Генератор переменного тока Г-401. Коробка передач четырехступенчатая, рама трубчатая, сварная. Телескопическая штоковая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами имеет ход 150 мм. Ход маятниковой подвески заднего колеса с гидравлическим гасителем колебаний равен 90 мм. Размер шин: передней 3 , 0 0x21 , задней 3 , 5 0x19 . Вес машины — 105 кг. «Ковровец-175 СМ» поРис. 1.Рис. 2Рис. 3. это время проходил финал спартакиады Казахстана. Соперничество за личное и командное первенство было на редкость упорным. Достаточно сказать, что в классе 175 и 350 см3 все победители пришли к финишу без единого штрафного очка. Судьбу золотых, серебряных и бронзовых медалей решили дополнительные соревнования. Команду Узбекской ССР,~" занявшую второе место, от победителей — коллектива Казахстана — отделяло всего 15 очков. Только в розыгрыше приза заводской марки лидер — команда «Ковровец» — намного оторвалась от своих конкурентов. Организаторы соревнований — республиканский комитет ДОСААФи его автомотоклуб — приложили много энергии, чтобы первенство прошло празднично. Яркий парад открытия, т орже ­ ственный финал на стадионе, шоссейная гонка в городе — все это послужило благородному делу пропаганды мотоспорта в Казахстане. Но было бы неправильным закрывать глаза на те досадные недочеты, которые иногда пор• тили настроение участникам. Мы имеем "в виду прежде всего «таинственные» исчезновения указателей на трассе. Н е ­ которые спортсмены сбивались с пути, опаздывали на KB и получали штрафные очки. Естественно, что в привилегированном положении всякий раз оказывались местные гонщики, которые легко ориентировались на трассе и без указателей. Не на высоте были и некоторые судьи. Многодневные соревнования в АлмаАте показали недостаточную подготовленность местного судейского аппарата к столь ответственным состязаниям. Не случайно на собрании, где подводились итоги первенства, все единодушно вы-о • о н й- yfff^ о но "9 НЗаключительная шоссейно-кольцевая гонка на улицах Алма-Аты. Фото Ю. Прелова Казахской ССР, МИФИ-2, Киевский автомотоклуб. П ервенствоДСОиведомств : «Труд-2», Советская Армия, «Енбек». ЛичныеРЕЗУЛЬТАТЫ многодневных соревнований 1963 годасказались за необходимость организации недельного семинара с местными судьями по порядку проведения многодневки.а о •о нОКомандные Первенство союзных респ ублик : Казахстан, Узбекистан, Белоруссия. П ервенствозаводскоймарки : Команда «Ковровец», Киевский завод, Минский завод. П ервенствомотоклубов : республиканский клубК ласс 125 см 3 : Р. Мухамедов (АМК, Алма-Ата), А. Хлебников, В. Матвеев (МИФИ, Москва]. К ласс 175 см 3 : Г. Крюченко (СКА, Ташкент), В. Шиляев (АМК, Кишинев), А. Руденко (АМК, Фрунзе). К ласс 350 см 3 : Б. Дарвин (АМК, Алма-Ата), В. Татаринов (МИФИ, Москва), Г. Завьялов («Труд-2»). К ласс 750 см 3сколясками : А. Романчук и В. Ятченко (Киев), А. Раутенфельд, В. Иванов (ЦСКА), В. Янюк, Р. Кац (АМК, Киев).а о •v ноао -о ноаонсравнению с мотоциклом 1962 года претерпел ряд конструктивных усовершенствований. Вместо масляного воздухоочистителя также поставлен фильтр с бумажным фильтрующим элементом. На карбюратор К28Б установлена регулировочная игла жиклера. Изменена конструкция глушителя, поставлена малогабаритная фара от мопеда «Рига». Металлические кож ухи передней вилки заменены резиновыми чехлами, подобрана более приемлемая конструкция седла, обеспечивающая легкий доступ к воздухофильтру, изменена конструкция крепления вкладышей резиновой муфты заднего колеса. Два новых мотоцикла М-206М минского завода (рис. 4), созданных на базе М-204М, были представлены на многодневке. Новая модель имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 123 смз. Диаметр цилиндра 52 мм, ход поршня 58 мм. Мощность 9' л. с. при 5400 — 5600 об/мин. Степень сжатия 8,5. Мотоцикл снабжен четырехступенчатой коробкой передач в одном блоке с картером двигателя. Генератор переменного тока. Для большей надежности применено сдвоенное зажигание (две свечи с переключателем). Рама трубчатая, закрытого типа с облицовкой. Передняя вилка телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Колеса и седло легкосъемные. Размер шин: передней 2 , 7 5x21 , задней 3,00 X 19. Соединение колеса с приводом шлицевое. Масляный воздухоочиститель установлен в раздвоенной части рамы под седлом. Его фильтрующий элемент также легкосъемный, что очень важно при обслуживании. Вес машины 90 кг. Мотороллерный завод выставил на соревнования два новых мотороллера В-175 (рис. 5), располагающих совершенно иной компоновкой, чем ВП-150. Двигатель новых машин, унифицированный с двигателем «Ковровец», имеет мощность 8,5 л. с. при 4500 — 5200 об/мин. Диаметр цилиндра 61,75 мм, ход поршня 58 мм. Степень сжатия 6,75. Воздухоочиститель сухой, также с бумажным фильтрующим элементом. Осевой вентилятор, приводящийся в движение клиновидным ремнем, забираетвоздух с боковой стороны. Карбюратор К-36. Сухой вес машины 107 кг. Конструктивные улучшения новых мотоциклов несомненны. Но надежность... В первый же день отказ в работе механизма переключения передач заставил выбыть оба новых мотоцикла ИЖ-60СМ из соревнований. Большую неудачу потерпел завод, выпускающий «Вятку» — победитель первенства заводской марки 1962 года. В первый же день выбыло из борьбы пять мотороллеров, в третий — оставшиеся три. Команда заняла последнее место. У серийных мотороллеров ВП150 на тяжелых участках трассы выходил из строя механизм сцепления, как только водители прибегали к вынужденной пробуксовке. При мощности 5 л. с. мотороллеры не могли преодолеть крутые подъемы. Новые машины В-175 сошли в результате неисправностей двигателей. Два мотоцикла с колясками Киевского мотоциклетного завода выбыли в третий день. Оставшиеся две машины успешно выступали до конца соревнований. Новый минский мотоциклРис. 4.Рис. 5.М-206М подвела все та же «надежность». Только одна машина «отработала» пять дней, а остальные выходили из строя поочередно в первый, третий ив пятый день соревнований. Поломки шестерен коробки передач и подшипников коробки — вот причины схода машин. •о Первое место среди заводских команд заняла команда «Ковровцев». В пятый день соревнований сошла лишь одна машина из-за поломки пера вилки. Но считать эти мотоциклы абсолютно бездефектными также нельзя. Воздухоочистители с бумажным фильтрующим элементом требуют серьезной доработки. •я Надежность и сохранение мощности двигателей в течение всего периода соревнований — вот нынешнее основное требование для всех «многодневных» мотоциклов. К этому должны быть направлены основные усилия мотоциклостроителей. В нашем коротком обзоре не упомянуты мотоциклы ирбитского завода и мотороллеры «Тула». К стыду руководителей этих предприятий, они не смогли подготовить машины и команды для А участия в розыгрыше пер- ™ венства заводской марки.о но нн. однолько, осудья всесоюзной категории, «д председатель технической Q комиссии, фн