СОА44ЕЧНАЯ&k,ТРУД^ЧЕСТЬ»ПСРНЗРЫВНЫчто живутдлятого , ч тооы строить ком м унизм , чтобы делать хорошие , н ужныелюдям вещи. — А длячегояживу на земле? — задал сам себе вопросНиколай . И ответил: — И меннодля этого. Николай подробно рассказал отом , как работает, к ак учится. С коро на Ялтинскую автобазу пришла газета из Франции. Василию былочуточку завидно, что не ему, а Николаю выпала честь рассказать французским шоферамо своей жизни . Н о это не так ужважно . М ногоемогбы поведать о себе и Василий. О том , к акего , с емилетнегомальчишку , г итлеровцывышвырнули из родной хаты на мороз ; о том , к актяж к о досталось отцу вфашистскомкон центрационном лагере; о том, как безу сымпаренькомвпервые сел за руль колхозного грузовика. И потом — д ороги . Сначала колхоз ные — в кузове девичьи песни, з олотоезерно , яблочный аромат. П отомвоен ные. З аспиной солдатские песни. М аши ну ведет командир отделения трансп ортного взвода Василий Савченко . Теперь Крым . М читсяпо Ялте на веселом, м ногого л осном автобусе ударниккоммунистиче с коготруда Василий Савченко. Так длячегоон , С авченко , ж ивет на земле? Д а для того , чтобы вовремяпо спела на работу нянечка из детского сада, чтобы посмотрели на этот чудесный уголок нашей страны туристы, чтоб ы возить золотоезерноиароматныеяблоки , чтобы читать книжки , чтобы хо дить в театр, дышать соленымморским ветром. Жалеет ли он что не стал летчиком , с толяром или агрономом ? Нет! О ченьхорошо быть шофером , очень нужная это на земле специальность! ...Автобус, урча, лезет вгору . Сто пять метров подъема, и снова солнце впылающем небе, солнце всверкающемморе , солнце всюду . Все четырнадцать тысяч шестьсот метров пути — с плош ное солнце . Л. ШИШКИНА.е реполненныйЛАЗ , у рча , лезет вгору . Сто пять метров подъема, к рутойповорот вправо, пятьдесят метров вдоль каменногозабора , п рижатьтормоз — спуск восемьдесят метров, знак «Школа»... А вот иконецпятнадцатикилометровой трассы. Теперь обратно на Вэсильевку. Снова знак « Ш кола » , п одъемвосемьде сят метров вдоль каменного забора... И так восемь развсмену : д ошколыи обратно. На кабине табличка: «Водитель В. В. Савченко, кондуктор...». К ондуктора нет. Ялта боретсяза звание городакомму н истическоготрудаи быта. З ачемкон д уктор , если сознательнее стали люди? На остановке нетерпеливо поглядывает на часы пожилая няня издетского сада. Д а , м ноговатовремени — б ез двух минут четыре. Опаздывает няня на работу. Еще выговор от начальства получит. Поднажать. И шь , п овеселела Побежала. В Ялте многоприезжих . Ц елыймир за спиной водителя Савченко . Бегут кило метры, дорожные знаки, перекрестки, бегут мысли . Н е полагается это — за рулем думать опостороннем , да самумысли лезут: ж ивой ведь человек! На остановке ждутдевушкаи два молоденьких летчика. Вошли. Д евушка рассказывает, к ак сдавала экзамены , к ак была на практике . Василию взгрустну лось. Подавал в пятьдесят четвертом воПльвовскии политехнический, д а недобрал пару баллов. Сошли летчики со своей спутницей. К онечная остановка. Большая посадка. За спинойвосторженныйженскийго лос: — Это чудо ! От Симферополя до Ялты — т роллейбус ! С ловновМоскве . А шоссе ! Ш ирина ! И почти безповоро тов... Василий улыбается. Ему приятно слышать это . Ведь иегоруки расстилали средигор эту широченную асфальтовую ленту. У Василия есть другНиколайКуликов . Тоже шофер. Однажды к Николаю обратился корреспонденткакой - т озагра н ичной газеты. Говорит: — К намвредакцию написал шоферрейсового автобуса Жан Буше из Пар ижа . П росит рассказать, к акживутшо феры в Советском Союзе. Разговор происходил в завкоме. К ор р еспондентаиКуликова обступила вся бригада : «Давай, К оля , рассказывай!» Начал он издалека. Во дворе , г деживетКуликов , есть мальчонка-школьник. О днажды Николай увидел умальчишкикнигу «Для чего человек живет на земле » . Д еловтом , что несколько лет назад в газете «Пион ерская правда» б ыло напечатано письм остакимвопросом . Ответов иа этот вопроспришло так много , что их издали отдельнойкнижкой . Ребята писали,«^Чел&^е/е дм£р<ш сеуйцяКЭ аботаю я завхозом вбрагинской • 8-летней школе . Возвращаясь ску рорта, где находился на излечении, прочитал статью вжурнале «За рулем», где говорилось о людях нелегкой шоферской профессии. Может, я и не написал бывредакцию , если б не случай, о котором хочу рассказать. Ехали мы автобусом ПАЗ-651 № 51-68 ХАА Лозовского автопарка Харьк овской области по маршрутуЛозовая — 4-е отделение совхоза имени XVII партсъезда. Водителем автобуса был молодой парень лет двадцати пяти , в ежливыйиспокойный человек — это я заметил, когда он производил посадку на автостанции. И вот мывпути . Неожиданно поднялась большая буря , предвещавшая грозу. А дороги-то у нес грунтовые , в дождь, к акговорится , н и проехать, н и пройти. Автобус мчится на большой скорости , водитель сосредоточен, а мы , п ассажиры , волнуемся: ливень вот-вот настигнет, и придется добираться пешк омс детьми и вещами. Водитель посматривает на небо, которое все сильнее затягивается тучами . Вечернюю мглу прорезала молния ударил гром . До конечной остановки осталось еще 6—8 километров, когда пошел дождь. Сначала небольшой, затем все больше, больше. А автобус, не останавливаясь, шел и шел дальше. Все боялись — вдоуг шофер остановится искажет : «Освобождайте автобус, дальше не поеду, погода неблагоприятна». Т ак еще делает кое-кто в подобной обстановк е . Но он уверенно держал руль, и его лицо , такое симпатичное , в ыражало полное спокойствие . Я сам шофер, в ожу автомобиль, но, честное слово, завидовал этому человек у , его ловкости иумению управлять машиной . Когда автобус занесло по гря зи и поставило поперек дороги , водитель толькоулыбнулся , плавно выровнял машинуи поехал дальше. Вот инаша конечная остановка. Ждать, п ока перестанет дождь, не было смысла, т аккак дорога совсем раскис нет, и тогда шоферу придется «загорать», м ожет , целую неделю. Мы наскоро собираем вещи испешим освободить автобус. Но что делать с мал енькими детьми, в спешке мать не захватила одежды . И что вы думаете? Водитель снял свою новенькуюкурткуи отдал ее незнакомой женщине . Та разволновалась, спрашивает, к ому передать куртку7 — На автостанцию , Павлу, — ответил водитель и уехал. На этом можно было бы поставить точку , но в общей суматохе я забыл свой чемодан ив нем вещи идокумен т ы . Через несколько дней я приехал на станцию . Все было мне возвращено. Х очу передать через журнал Павлу Ивановичу Псюнало (имя его я узнал в Лозовой) б ольшую благодарность от себя лично, от пассажиров , от детей, сог ретых шоферской курткой , и пожелать ему счастья втрудной , но почетной шоферской жизни . Ю. БЕЛОВ4с. Хороме Днепропетровской области.8