ИЗУЧАЕМШШМШГ А 3-5 3ФАвтомобили ГАЗ - 5 3Фи ЗИЛ-130 оди наково пригодны для работы каквгороде , так ив сельской местности, на магистралях и на грунтовых дорогах , а в сухое времягодаи вне дорог . К омпо н овка их принята по схеме кабина за двигателем. Такие автомобили без наг рузкивкузовеимеют наилучшее распределение веса по осям . Рациональность принятой компоновки достигнута за счет возможнобольшегопродвиже ния кабинывпереди значительного со к ращения расстояний от передней оси до задней стенки кабины, что позволи ло увеличить длину платформы. П родвинув кабину и платформу вперед, конструкторы приняли меры к предотвращению перегрузки передней оси, с тем чтобы избежать ухудшения проходимости автомобиля на грунте и улучшить преодолениескользкихподъе м ов на автомобиле без груза. Длина ЗИЛ-130 практически не отличается от длины автомобиля ЗИЛ-164А, а ширина равна 2500 мм . Платформа автомобиля ЗИЛ-130 по своим габаритам значительно первышает платформу ЗИЛ-164А и объем ее составляет 5,1 м3 вместо 3 4,6 м . Собственный вес автомобиля ЗИЛ-130 вснаряженном состоянии, н есмотря на повышение егогрузоподъёмности , равен весу автомобиля ЗИЛ-164А. ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-53ФЗИЛ-130стоит из двух кольцевых дисков (верхн егоинижнего ) , о севогои радиального расширителя. К ольцодолговечноиобе спечивает полноеудаление масла со стенок цилиндров при движениипорш ня вниз. ( В ременно ставится чугунное.) Шатуны симметричные взаимозамен яемые , вкладыши нижнейголовки такж е взаимозаменяемы. Сборка шатунно-поршневой группы производится следующим образом: п оршень нагревается в чистом нейтральн ом масле до 55 градусов и соединяется поршневым пальцем с верхней голов к ой шатуна, при этом в группах, п ред назначенных для левого ряда цилиндр ов , выступ на стержне шатуна и лыска на днищепоршнядолжны быть обраще ны воднусторону , а для правогоря да — в противоположныестороны . С о бранные шатунно-поршневые группы устанавливают вцилиндрылевогоипра вого рядов так, чтобы лыска на днищепоршня была обращенавперед — -в сто рону вентилятора. Соблюдение этих правил позволяет избежать стука иза клинивания поршневого пальца, а такжеуменьшает износ поршня , так какраз резанная сторонаюбкипоршняобраще на всторону , п ротивоположнуюбоко вому усилию. Коленчатый вал стальной, кованый. Выполнен заодно с противовесами. Имеет пять коренныхи четыре шатунных шейки ( ч ерез 90 градусов). Они под вергнуты поверхностнойзакалкес наг ревомтокамивысокой частоты. Ш атун ные шейкиимеют грязеуловители для центробежнойочистки масла. В клады ш и — т онкостенные триметаллические. Коленчатый вал всборесмаховикомисцеплениемдинамически сбалансирован. В качестве уплотнения на переднемкон це вала установлен самоподвижной сальник из армированнойрезины , а на заднемконцеимеются маслосбрасываю щийгребень , маслосгонная резьба, маслоотгонная спиральная накатка и установленный на ней сальник из асбестовой набивки. Во вкладышезаднегокоренногоподшипника находится дре нажная канавка сотверстием для слива масла, а подкрышкойэтогоподшипни ка установлены резиновые уплотнители. С каждой шатунной шейкойколенча т ого вала соединено по две шатуннопоршневых группы: одна от левого, д ругая от правогоряда цилиндров. Крестообразное расположение колен на валу при угле развала цилиндров 90 градусов обеспечивает наиболее равно м ерную работу двигателя, а также его полное уравновешивание только с пом ощью противовесов коленчатого вала. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН, инженеры. г. Рязань.Г орьковскийиМосковский имени Ли хачева автозаводы дают народному хозяйству страны два новых грузовых автомобиля: ГАЗ-53Ф (взамен ГАЗ-51 А) и ЗИЛ-130 (взамен ЗИЛ-164А). Чтобы облегчить изучение этих машин , редакция решила опубликовать ряд методических статей. Первая из них предлагается нашим читателям.ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-130 Двигатель ЗИЛ-130 (см. в кладку ) с о здан на Московском заводе имени Лихачева и предназначен для установки на автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации , а также на автобусы ЛикинскогоиЛьвовского заводов. На раме автомоби ля ЗИЛ-130 двигатель крепится , к акобыч но, в трех точках: сзади — в двух точ ках (специальные приливы картерамахо вика) в переди — в одной (два близкорасположенных прилива на крышекар тера распределительных шестерен). К репление во всех трех точках эластичное — на резиновыхподушках . П реимуществаV - о бразного типа дви гателя вегокомпактности , м алом весе, долговечности и экономичности. Кривошипно-шатунный механизмЭтот двигатель создан на базе широ к оизвестного двигателя ГАЗ-51 путем форсировки , повышения долговечности и надежности отдельных деталей иприбо ров. Ф орсировка (увеличение мощностии крутящего момента) двигателя ГАЗ - 5 3Ф достигнута благодаря увеличен ию степени сжатия (за счет уменьше ния камеры сгорания), п овышениюко эффициента наполнения цилиндров с помощью двухкамерного карбюратора К-84М, н овымфазамгазораспределения . Д ля повышения долговечности и раб отоспособности двигателя были использованы новые триметаллические вкладыш и шатунных икоренныхподшипников , клапаны из более жаропрочной стали, п оршни из высококачественного сплава и т. д. В этих же целях применены высокоэффективная система вентиляции кар т ерасотсосом картерных газов в атмосферу, водяной радиатор сгофрирован н ымиохлаждающими пластинами, в ко л енчатом вале введены грязеуловители, для лучшей очистки масла. Двигатель ГАЗ - 5 3Ф , как и весь автомобиль ГАЗ - 5 3Ф , является переходным . О н будет заменен более мощнымV - о б разным восьмицилиндровым карбюрат орным двигателем, предназначенным для основных моделей ГАЗ-53.Блок цилиндров чугунный со вставным имокрыми гильзами. В верхней части гильз запрессована короткая сухая гильза. Гильзы вблоке уплотняются: внизу — д вумярезиновымикольцами , а вверху — з ажимом бурта гильзы меж ду головкой и блоком цилиндров. Плоскость разъема снижней частью картераопущена на 66 ммнижеоси коленчатого вала. Такая конструкция обеспечивает высокую прочность, и зно соустойчивость ижесткостьблокаци линдров, С менные гильзы облегчаютиудешевляютремонт двигателя. К аждыйрядцилиндров имеет отдельнуюголов к у блока, отлитую из алюминиевого сплава. К амерысгорания , выполненные в головках блока, — к линовиднойфор м ы , что обеспечивает имвысокие антидетонационные качества, а такжепозво ляет удобно расположить впускныеи выпускные клапаны. Седла клапанов вставные из жаростойкого чугуна. П ри изучении подвижных деталей кривошип но-шатунного механизма необходимо обратить внимание на следующиеосо бенности их устройства. В головкуалюминиевогопоршня залито чугунноекольцо , и меющее канавк у для верхнего компрессионногоколь ца. Чугунная вставка повышает проч ность поршняи улучшает условия рабо ты верхнего, наиболее нагруженного поршневого кольца. Уменьшается воз м ожность заклинивания кольца в канавке. Ю бкапоршня овальная. М аслосъемноекольцо стальное, с о 16