10
11
Испытывается первенец унификацииз № 10 журнала читатели уже знают, что наши специальные корреспонденты Р. Данелян и В. Егоров на новом унифицированном мотоцикле К-750М совершили трехнедельный испытательный пробег по дорогам России и Украины протяженностью свыше 3700 километров. О результатах этого пробега рассказывают они в публикуемом репортаже. ще задолго до отъезда мы целиком были захвачены мыслью о предстоящем пробеге. Часами просиживали над атласом автомобильных дорог, выбирая маршрут, знакомились с отдельными его участками по дорожным справочникам, рассказам бывалых испытателей. «Пробег, — сказал начальник Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения В. Рогожин, передавая нам экспериментальную машину, — должен пройти на высоком техническом уровне. Надо тщательно вести записи, анализировать их. Ваше заключение мы пошлем на заводы». Речь шла о двух мотозаводах — киевском и ирбитском. И сознание того, что мы являемся по существу полпредами не только редакции, но и ведущего конструкторского бюро мотоциклетной промышленности страны, заставляло нас еще и еще раз взвешивать всю меру ответственности за исход этого задания.ПУТЬ на конвейерные посадочные размеры, которые впредь нельзя менять без согласования с ЦКЭБ. Было определено также, какие узлы следует унифицировать в первую очередь. Прошло немногим больше года, и — вот он создан, первенец унификации К-750М. лице. Но как будет выглядеть мотоцикл, когда на его спидометре прибавится еще 4000 километров?ИЗдравствуй, простор дороги!Настроение торжественное и деловое. Пытаемся не смотреть на затянутое хмарью небо,, а целиком сосредоточиться на своих необычных обязанностях испытателей. Через несколько километров выходим не автомагистраль Москв а — Симферополь. Погода проясняется, и дорога, словно отполированная сталь, отражает солнце. В испытаниях дорога — серьезный, мы бы сказали придирчивый, экзаменатор. Только она может деть ответы на множество вопросов — и о средней скорости движения, и о качестве машины, прочности ее отдельных узлов, расходе топлива, масла... Дорога, протяженностью свыше 3700 километров, поведала нам многое, одарила нас не одной волнующей встречей с людьми, столкнула с интересными событиями. Между Орлом и Хомутовкой навстречу нам неслись новые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, на которых рядом с номерными знаками было выведено то же слово, что и на нашем мотоцикле: «испытания». Один из нас в кабине ЗИЛа берет интервью у шофера первого класса Е. Савина, проработавшего водителем 27 лет. Он с похвалой отзывается о новой машине. «Очень сильная, устойчивая, легкая в управлении», — говорит он. Водители будут рады новому ЗИЛу. Стершееся от частого употребления сравнение дороги с артерией, пульсом страны и т. д. приобрело для нас первоначальную яркость, хотя прожили мы одной с дорогой жизнью всего лишь неполный месяц. Фото авторовЕУговор есть уговор— Давайте договоримся так, — сказал нам в ЦКЭБ начальник лаборатории дорожных испытаний К. Матюшин, показывая опытный образец нового мотоцикла.— Машина уже прошла 15 тысяч 750 километров, но будет лучше, если о наших выводах мы пока умолчим. Пусть они не довлеют над вами. Приедете — обсудим. Договорились? Последовало рукопожатие, означающее согласие. Что же представляет собой К-750М? Двигатель внешне не претерпел пока серьезных изменений. Рабочий объем его остался прежним — 746 смз, а мощность 26 л. с. Лишь головки цилиндров имеют более сильное оребрение. Существенные изменения произведены в коробке передач — здесь применено мелкошлицевое зацепление. Изменена также система электрооборудования. Вместо распределителя зажигания установлена двухискровая катушка зажигания, а ручное управление опережения заменено автоматическим. На смену генератору Г-11 пришел Г-414 повышенной мощности (65 ватт), работающий в паре с релерегулятором РР-302. Новый мотоцикл можно отличить от старого наличием телескопической передней вилки по типу выпускаемой Ирбитским мотозаводом. Унифицированы колеса: размер шин — 4—17: для улучшения герметизации тормозов использовано лабиринтное уплотнение. На руле применены рычаги управления открытого типа и катушечная ручка управления карбюраторами. Установлен переключатель света, объединенный с кнопкой сигнала. Технический осмотр мотоцикла перед пробегом выявил следующие дефекты: покрышки всех колес почти полностью изношены; не работает стопИнтервью сигнал; трещина на ветровом щитке коляски; порван тент на коляске в правом углу. Кроме покрышек, все это, разумеется, пустяки, нечто вроде веснушек на Напряженно трудятся шоферы на Михайловском железорудном комбинате. Водитель мощного самосвала оказался большим любителем мототехники.Несколько строк историиВопросы унификации особенно остро встали перед нашей промышленностью после ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС. В статье «Унификация в мотоциклостроении», опубликованной в начале этого года в журнале «За рулем» (№ 2), говорилось, в частности, и о тяжелых дорожных мотоциклах с колясками. Мотоцикл М-72 вначале выпускали только на Ирбитском мотозаводе. Позднее по его чертежам такие мотоциклы стали изготовлять ив Киеве. Затем на Киевском мотозаводе было организовано конструкторское бюро, которое занялось разработкой собственных конструкций узлов. После ряда модернизаций узлы двух родственных мотоциклов утратили всякую взаимозаменяемость. В прошлом году Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению совместно с Центральным конструкторским бюро мотоциклостроения, Киевским и Ирбитским мотозаводами установил основна дорогах10 Есть своя жизнь — напряженная, трудная — и на обочинах дорог. Всем хорошо знакомы фигуры «загорающих» мотоциклистов или шоферов, хлопочущих у машин с перепачканными в масле руками. Эта участь миновала нас до самого Николаева, пока на одном из железнодорожных переездов колесо мотоцикла не напоролось на гвоздь. Обочина на время стала мастерской. Поставили колесо с ирбитского мотоцикла, которое было у нас запасным.Оптимист. Увеличение мощности за счет степени сжатия сокращает жизнь машины на грунтовых дорогах. Поэтому важнее увеличивать крутящий момент при малых и средних числах оборотов. Мы смогли убедиться в том, что этот путь верен. Наш К-750 М выбрался на дорогу, не подвел. ...11 сентября. Киев. На спидометре 19 452 км. Пробег закончен. Из общей протяженности трассы около 200 километров пройдено по грунтовым дорогам, свыше 250 — по булыжным. 300 километров составили горные серпантины, 1000 километров — дороги Интервью на дорогах с черным покрытием (гравийные, улучшенные битумом). Трасса проходила чел ШЩИЩЦМНИМИЯЯМИ рез Серпухов, Орел, Калиновку, Киев, Умань, Одессу, Николаев, Херсон, Новую Каховку, Красно-Перекопск, Севастополь, Симферополь, Мелитополь, Запорожье, Днепропетровск, Александрию, Кременчуг, КорсуньШевченковский, Киев. Средняя скорость движения 75—80 км/час. Расход бензина при одном пассажире и 30—40 кг груза в коляске составил в среднем 10 литров на 100 километров пути. Расход автола достигал 250 граммов на 100 км . Хотя температура воздуха доходила до 30 Разговор с автоинспектором был не из «неприятградусов, перегрева двиных» — состоялся дружеский обмен мнениями о мо гателя. не наблюдалось. тоциклах-близнецах:- нашем К-750М и его М-62.и масла при движении со скоростью свыше 75 км/час; выброс масла из сапуна при движении свыше 80 км/час; неудобно расположено заливное отверстие для масла в картере двигателя; затруднен демонтаж заднего колеса (размер 4—17) из-за узкого маятника; недостаточна мощность нити дальнего света лампочки в фаре (32 свечи); неудобно пользоваться переключателями света, расположенными на фаре и на руле; в работе двигателя наблюдалась повышенная шумность поршневой группы. Каких-либо более существенных недостатков за время пробега обнаружено не было. Следует упрекнуть Ленинградский шинный завод. По заключению ЦКЭБ, покрышки всех колес после 15 тыс. к м пробега имели почти стопроцентный износ. Рисунок протектора шины, быть может, и хорош, но качество резины и каркаса оставляет желать лучшего.*Так, в этом в общем-то заурядном дорожном случае мы практически ощутили на собственном опыте пользу унификации.«Рассказывайте, с чем приехали!»Выдержки из путевого дневника...22 августа. Орел. Спидометр показывает 16 011 км. Широкое, выложенное бетоном полотно дороги позволяет двигаться со скоростью 80 км/час. Хорошо, что краник был включен на резерв, иначе пришлось бы выпрашивать бензин у попутных водителей. Мотоцикл оказался прожорливым. На 100 км пути при скорости 80 км/час расход бензина составил 10 литров. Одновременно возрос и расход масла. Приходилось доливать его через каждые 250 километров. ...30 августа. Новая Каховка. Спидоч . метр показывает 17 025 км. Машина ведет себя безупречно. На горные серпантины Крыма можно выйти по асфальтированному шоссе, но мы направляемся через Красно-Перекопск по проселочной дороге, где нам предстоит тряская езда в пыли. Движемся, не убавляя скорости — 80 км/час. Подвеска мягкая, даже на плохой дороге она обеспечивает большую плавность хода и комфортабельность. Короткая передышка у Турецкого вала. Вокруг выжженные солнцем равнины Северного Крыма. Вскоре по строящемуся Северо-крымскому каналу сюда хлынет живительная влага. Желание на самом что ни на есть «стопроцентном» песчаном грунте испытать проходимость новых шин и одолеть при выходе из русла крутой песчаный склон завело нас на дно канала. Пришлось в поте лица вырываться из песчаного плена. Мощностью всех своих двадцати шести лошадиных сил. напрягался двигатель. Заднее колесо зарылось в песок. И тут, словно шпаги, скрестились оптимизм одного из нас и пессимизм другого: П ессимист . Собственными мощностями отсюда не выбраться. Оптимист. Выберемся! Двадцать шесть лошадей — это сила! П ессимист . Это мы еще посмотрим. 2*Этими словами, которые выдавали и глубокую заинтересованность и нетерпение, встретили нас и на Киевском мотозаводе, и в Центральном конструкторском бюро мотоциклостроения, и в редакции. Ну, что ж, расскажем о самом существенном. Мотоцикл, прошедший ни много ни мало — 20000 километров (вместе с испытаниями, проведенными в ЦКЭБ), находится в хорошем состоянии, на ходу, без каких-либо поломок или серьезных неисправностей. К-750М — это и есть та машина, на надежность которой можно рассчитывать в самых различных условиях эксплуатации. Он обладает повышенной проходимостью, комфорта• бельностью и износоустойчивостью. Автомат опережения зажигания, примененИз Киева в Москву предстояло возный на мотоцикле, значительно упровращаться в вагоне поезда: К-750М щает управление работой двигателя и оставался на заводе. Кажется: что моповышает его надежность. Телескопичежет быть лучше после долгой тряски ская передняя вилка позволила избапод палящим солнцем и проливными виться от заедания поршней гидроамордождями? Но читатели нас поймут — тизатора и значительно увеличила устойрасставаться с мотоциклом было грустчивость машины на больших скоростях. но... Применение на тормозных барабанах Р. ДАНЕЛЯН, лабиринтного уплотнения, исключающее В. ЕГОРОВ, попадание грязи на тормозные колодки, спец. корреспонденты «За рулем». повысило долговечность Интервью на дорогах тормозной системы. Унифицированному К-750М будут рады во всех концах страны, и прежде всего специалисты сельского хозяйства, для которых он в первую очередь предназначается. А недостатки? Это — повышенный расход бензина Не только взрослые, но и дети проявляли интерес к испытываемому мотоциклу.Наш К-750М неизменно оказывался в центре внимания мотолюбителей во всех городах и селах, в которых мы только побывали. И все они говорили об унификации, как об очень нужном, полезном деле. Из множества вопросов, которые задавали нам, чаще других мы слышали один: — Когда начнется серийное производство унифицированного мотоцикла? В Киеве главный конструктор мотозавода' П. Мухин сообщил нам, что начат выпуск мотоциклов К-750 с новой коробкой передач и телескопической вилкой. Полностью же унифицированный мотоцикл будет выпускаться серийно с лета 1964 года. — Сейчас и наш и ирбитский завод, — сказал П. Мухин, — начали разработку перспективных конструкций мотоциклов моделей тысяча девятьсот шестьдесят пятого года. Их должны отличать более современные формы, высокая комфортабельность, улучшенные эксплуатационные качества, повышенная износостойкость. Для сохранения унификации при разработке конструкций двигателей на обоих заводах будет сохраняться взаимозаменяемость по точкам крепления двигателей к раме, а также посадочным местам цилиндров, коленчатого вала, коробки передач.