hОн осоо соь в. оfi.оо со0.•сесоюзная солонка» — |озеро Баскунчак — в [четвертый раз стала ме |стом острых поединков со временем . Здесь проводились заезды на побитие рекордов по автомобильн ому спорту. В этом году, к акивпрош л ом , п огоду все время лихорадило, и порой она не оставляла никаких надежд на благополучный исход заездов. О д нако настойчивость и терпение гонщиков вконцеконцов взяли свое. О ни сумели превзойти прошлогодний успех, установив девять высших достижений на трассах соляного автомотодрома . Заслуженный мастер спорта Э. Л орент («Трудовые резервы», Харьков) выступал на автомобиле «Харьков-Л» с одно м естнымобтекаемымкузовом . Спортсм ен подготовил четыре двигателя (250, 350, 500 и 750 см3 ) , к оторые использовал попеременно для выступления в разных классах машин . М астер спорта И. Тихомиров ( А втомо т оклуб , М осква ) стартовал на газотур б инном автомобиле «Пионер-2» со спе циальным закрытымкузовомв двух классах — д о 500 и 1000 кг . Вес автомобиля изменялся за счет количества топ лива идополнительногосъемногообо рудования. Интересные конструкции представил мастер спорта В. Никитин ( А втодорож ный институт, Харьков). Совместно сконструктором Т. У темовымигруппой студентов он подготовил две машины — «ХАДИ-3» и «ХАДИ-4», — о бескузовом из стеклопласта на основе эпоксидных смол . К сожалению , его заезды не увен чались рекордными результатами. А втомобили , п рибывшие на Баскунчак, были подготовлены для побития рекор д ов на всех коротких дистанциях — 1,5 и 10 км со стартами с хода ис места. В этом году состояние соляной поверхно сти позволило разбить трассу длиной в 15 км . Она представляла собойкоридоршириной6метровсразгонными участк ами более двух километров по обе стороны. В этих условиях особое значение приобретали приемистость двигателей и аэродинамика машин. Наибольшего успеха добился на трассе Баскунчака заслуженный мастер спор та Э. Л орент , ставший обладателем ше сти всесоюзных и пяти международныхдостижений . Вот его результаты: Всесоюзные и международные рекорды Дистанция 5кмс хода: класс до 250 см3 — 1 мин 23,42 сек, средняя ско рость 215,77 км/час ( п режний рекорд 208,7 км/час); класс до 350 см3 — 1 мин 16,25 сек, средняя скорость 236 км/час (прежний рекорд 226,2 1 км/час); класс до 750 см — 1 мин 6,31 сек, средняя скорость 271 км/час (240 км/час). Дистанция 1кмс хода: класс до 350 см3 — 14,36 сек, средняя скорость 250,2 км/час (246,1 км/час); класс до 750 см3 — 12,58 сек, средняя скорость 286,1 км/час (260 км/час). К рометого , Э. Л орент установил еще один всесоюзныйрекорд на дистанции 1кмс хода в классе до 500 см3 —На старте очередного заезда.14,09 сек, средняя скорость 255,4 км/час (247,6 км/час). У спешно выступал такжемосковскийдосаафовец И. Тихомиров. О н показал замечательные достижения : Всесоюзные и международные рекорды Дистанция 5кмс хода: вес автомоби ля до 500 кг — 1 мин 0,6 сек, с редняяскорость 297 км/час (260 км/час). Дистанция 1кмс хода: вес автомоби ля до 500 кг — 11,56 сек, с редняяско рость 311,4 км/час (302,5 км/час). Всесоюзный рекорд Дистанция 1кмс хода: вес автомоби ля до 1000 кг — 11,58 сек, средняя ско рость 310,2 км/час (306,6 км/час). М атериалыорекордных заездах со ветских автомобилистов направлены вМеждународную автомобильную федер ацию для регистрации в качестве меж дународных рекордов. Что же показали старты на Баскунчаке? Наши ветераны блеснули замечательн ым мастерством иеще раз высокопро несли знамя советского спорта. Время, к оторое отделяет нас от прошлогодних заездов, не прошло для них даром . С ей час трудности , р аздумья , с омнения — п озади . Поставлена еще одна славная веха в истории автомобильного спорта. Весомо пополнилась копилкамеждуна р одныхи всесоюзных рекордов . Теперь Э. Л орент — хозяин 19 международныхи 18 всесоюзныхскоростныхдостиже ний. В этомгодув классе автомобилей до 750 см3 он превзошелрекорд англичанина Гарднера (дистанция 1кмсхо да) на 30 слишнимкилометровв час. Все трое — И. Тихомиров, Э. Л орент , В. Никитин — постоянные участники ре кордных заездов. Но какой фон скрывают эти солисты, взятые крупным планом? В сравнении спрошлымгодомохотников за рекорда м и на автомобилях стало ещеменьше (3 против 5) и никто не выступал на мо тоциклах. Не свидетельствует ли это от ом , что мы не растим сменупризнан н ым мастерам? Человек всегда стремился квысокимскоростям . Сейчас он стоит на пороге фантастических достижений . И на роди не первых вмире космонавтов не может быть недостатка влюдях смелых дерза ний. Э. Л орент , В. Никитин, И. Т ихоми ров — тому добрый пример. У таких мастеров должно быть многопреемни ков. Э. Л орент как-то сказал, что гонщик — это призвание. Н еобходимо , ч тобыон чувствовал машину , к акхудожник чувствует цвет, и был такимжевиртуозом , как хороший музыкант-исполнитель. И на че говоря , с портсмены экстра-класса, к акимиобычнои являются признанные гонщики — это талант, п омноженный на опыт, это долгиегоды настойчивого кро потливого труда поднаблюдением опытн ого наставника. М ожем ли мывбли жайшее- в ремя рассчитывать на новых Лорентов , Никитиных, Тихомировых? П о к а нет. Мало создается рекордно-гоночных машин . К онструкторы работают води н очку , часто идут по бездорожью . У ча стникам рекордных заездов на озере Баскунчак еще до начала соревнований приходится проглотить пуд соли. П одго товка машинв кустарных условиях, отсутствие настоящей поддержкиспортив ных организаций — те подводныерифы , о которыепорой разбивается энергияи замыслы тех, к то посягает на высокие скорости. М ногое здесь могли бы сделать научно-исследовательские институты ( Н АМИ , НИИАТ, ЦНИТА, НАТИ), автомобильные и авторемонтные заводы, к рупные автохозяйства. К узницейкадроврекордсме нов должны были бы стать автомотоклу б ы — о порныепункты автомотоспорта. Что жемывидим на самом деле? Л ет десять назад во многихгородахи областях регулярно проводились рекордныезаезды , в основном на короткие дистан-ы на трассе !ции, были свои рекордсмены . Теперь эта работа полностью свернута. Ссылки на отсутствие средств вданном случае несостоятельны. Организация заездов на побитие местных рекордов особых затрат не требует. Зелики возможностипоискаиэкспери мента на заводах ив научно-исследовательских институтах, где немало конст р укторов , испытателей и спортсменов, готовых включиться в работу по созда н ию новых рекордных машин. Автомобильный спорт дает богатейший матери ал для исследований, поисков рацио нальных конструктивных решений . Заезд ы на побитие рекордов — один из над ежных источников, к оторыепомогают заглянуть вперед, уловить перспективу автомобилестроения, словом — этот вид соревнований во многомспособст вует техническомупрогрессу . Вопросы динамики , устойчивости автомобиля, п о вышения мощностии надежности дви гателя, его приемистости могли бы по лучить здесь быстрейшееразрешение . В этом годунесомненный интерес для заводов и проектно-конструкторских организаций представили бы кузов из стеклопласта и непосредственный впрыск топлива на машинах Никитина, система газораспределенияу Тихомирова, устойчивость и динамика автомобиля Лорен та. А были ли на озере Баскунчак за в одские работники? Увы, как обычно , их здесь не оказалось. Более того , в этом годумы не увидели там даже А. А мбросенкова , обычно выступавшего от НАМИ . Институт налож ил вето на деятельность целой группы энтузиастов спорта (руководитель А. Пельтцер), выразил, так сказать, вот умнедоверияк их работе. Очевидно, в НАМИ считают создание рекордно-гоночных машин делом , к оторое не дает никакой пользы для науки . Сильно подвел спортсменов в этом году Научно-исследовательский институт шинной промышленности ( Н ИИШП ) , и з готовивший опытные шины сбольшимопозданием . В июле полоса устойчивой Пал еще один рекорд. В центре — Э. Лорент, справа от него И. Тихомиров, а рядом «соавторы».•Автомобиль «Харьков-Л» нонструн ции Э. Лорента. Колеса с алюмн нневыми ободами, ш иныопытные 4X12 Автомобиль оборудован четырехступеи чатой коробкой передач типа М-72, гид равлическими амортизаторами и незави симой подвеской. Габаритные размеры: длина 4180 мм , ш ирина 1250 мм. База 250 мм, колея передних колес 852, зад них — 818 мм.приборы автоматики и контроля. Система подачи топлива состоит из шестеренчатого насоса с гидропневматическим регулятором давления; система смазки — цирнуляционно-принудительная. Габаритные размеры: длина 4300 мм, ш ирина t?.40 мм , высота — 700 мм . Колея — 1080 мм. ^^к Газотурбинный автомобиль И. Ти шЯЪ. хомирова. Двигатель газотурбинный с элентрическим автоматическим пускоми трубчато-кольцевой камерой сгорания. Использована двухступенчатая турбина; первая ступень приводит в действие компрессор, вторая развивает тяговое усилие. Гидравлическая муфта между ступенями турбин работает, к ак трансформатор момента и обеспечивает разгонные режимы автомобиля. Выхлопная система представляет собой улиткус боковым окномижалюзийными пат рубками для выпуска газов сбоку автомобиля в горизонтальной плоскости. Силовой агрегат снабжен системой электрооборудования, состоящей из генератора на 1,5 не, а ккумулятораирегулирующейаппаратуры . Система обеспечивает питание автоматики и электропривода агрегатов автомобиля. Силовой агрегат автомобиля класса до 1000 кг имеет дополнительный аппарат для впрыска водо-спиртовой смеси из баков, расположенных на автомобиле, и^ ^ Автомобиль «ХАДИ-3» к онструкции • ^ ^ ^ Т. Утемова и В. Н икитина . Двигатель одноцилиндровый, серийный ЭСО-500 Мощностью 36 л. с. при 6500 об/мин. Радиус поворота 10 метров, низовые точки удалены от земли на 40 мм. Габаритные размеры: длина 4000 мм, ш ирина 670 мм, высота 506 мм. База 2400 мм, нолея передних колес 350, задних — 380 мм. Сухой вес автомобиля 160, полный — 230 кг .Фото автораФото А. Кванап огоды миновала, и гонщикивынуждены были для заездов выбирать благоприятные климатические окна. Д ело подвинулось бы вперед, если бывнем проявил живую заинтересованность недавно образованный Государственный комитет автотракторногои сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР. Ведь считает жесвоим родным детищем рекордные полеты Комитет по авиационной технике! Какая польза была бы , если комитет сумел изменить отношение заводов к автомобильному спорту вообщеикрекорднымзаездамв частности! Теперь, к огдамыимеемодну из лучших вмире соляных трасс на озере Баскунчак, рекордсменов стало бы больше, а рекорды выше. М ожет , стоит пойти по пути создания общественных конструкторских бюро, как это сделали, н апример , на Минском мотовелозаводе. На машинах собственной конструкции минчане в этом году выиграли три медали на первенстве страны. Неплохая отдача! О бщественное студенческое конструкторское бюро создано ивХарьковскомавтодорожном институте. Вот маяки , к оторыемоглибы указать правильный путь. Полезно было бы использовать все лучшее, что нако пили наши замечательные спортсмены Э. Л орент , В. Никитин, И. Тихомиров идругие . О собенноценными здесь моглиб ы оказаться исследования, п роводимые под руководством Э. Л орентав Харьк овском клубе технических видов спор та ДСО «Трудовые резервы». Опыт у ветерана — о громный . Мало кто знает, что Э. Л орент готовился икпобитию абс олютногорекордаскорости . Вместе со своими товарищами он работал над машиной с расчетной скоростью 900 км/час. Быть может , автомобиль был бы уже построен, если бы энтузиасты рекордных заездов получили необходимую поддержку. Сейчас у Э. Лорента зреют новые планы, и они воплотятся в замечательные достижения , если его начинаниями заинтересуются заводы и институты! Федерация автомобильного спорта, Ц АМК , автомотоклубы мало внимания уделяют пропаганде рекордных заездов. Д ажео событиях на Баскунчаке можнобыло узнать лишь из скупых газетных строк, тогда как заезды на установление рекордов должны стать праздником, венцом соревнований сезона. Время идет. Ветераны постепенно пок идаютспортивную арену. К ому они передадут секреты и эстафету своего мастерства? В нашей стране есть все условия для того , ч тобызаезды на установление рекордов стали более массовым и , Пусть же стартам на Баскунчаке предшествуют отборочные состязания. Автомотоклубы, заводы, институты! М ыобращаемсяк вам: усыновите ре корды! А. ГРИБАНОВ, наш спец. к орр .рекордовОзеро Баскунчак.