Пятнадцать флагов и девять командна. о&ОДва дня развевались на кировоградском ипподроме флаги 15 республик. Но вышло на старт всего лишь 0 команд, в их числе столичные мотоциклисты. Не появились на стартах спортсмены Прибалтики, Армении, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. Нынешнее первенство Союза по ипподромным гонкам было менее представительным, чем предшествующее, и по географии и по числу участнинов (их было всего 50). Условия определения результатов — и те, что были установлены положением, и те, что относились к компетенции судейской коллегии, — изменений не претерпели. Борьба за командное первенство заканчивалась одновременно с четвертьфиналами личного в первый день. Места распределялись по сумме времени трех участников. Каждый из гонщиков, заявленных в командном зачете, защищал спортивные цвета своей республики в своем классе в единственном числе. С одной стороны, это уравнивало шансы тех, кто мог прислать по нескольку гонщиков, и тех, кто не мог себе этого позволить. С другой, однако, — повышало влияние случайностей, которых в мотоспорте, к ак известно, достаточно. Правда, в положении было предусмотрено по два заезда в четвертьфинальных сериях. Но, как увидим, случайности полностью не были нейтрализованы. Время определяло и участников полуфиналов. В полуфинальных сериях 10 лучших гонщиков в каждом классе машин боролись за право попасть в финальную шестерку. Те, ному это не удавалось, разыгрывали в утешительных заездах остальные места.Трое в зеленых фуфайкахс оОо соВсех троих белорусских досаафовцев, мастеров спорта, выступавших в «легком весе», мы увидели рядом на пьедестале почета, когда награждали победителей в классе 125 см'. Никому из представителей других республик они не уступили ни одной ступени. На высшую поднялся А. Лукьянчик, справа от него встал А. Стефанович, слева — Е. Шерстнев. Приятно было смотреть на счастливо' улыбающиеся лица, приятно было видеть спортсменов в традиционной форме республики. И как жаль, что в этом отношении они составили исключение. Принадлежность призеров в других классах (и представителей команд тоже) можно было определить только со слов диктора. Вполне понятно, что на круг гонщики выезжают в обычных своих кожаных доспехах, одинаковых у всех, хотя и здесь можно ввести опознавательные знаки, к примеру раскраску шлемов. Тем более следует быть в форме при награждении победителей. В нарушение правил многие участники, даже принимая награды, забывали о форме. Накануне четвертьфинальных заездов состоялась, к аки полагается, официальная тренировка. У жев тот день соперники присматривались к минскому трио, хотя оно и не показало такой эффектной езды, к ак известные мастера ипподрома И. Клевнов и К. Цалкаламанидзе. Дело в том, что белорусские спортсмены приехали в Кировоград с новыми мотоциклами, созданными общественным конструкторским бюро Минского мотовелозавода. Предназначаются они для гари, но грех было упускать такой удобный случай для серьезного испытания машин в деле. Что покажут эти «темные лошадки», весящиевсего по 55 килограммов и обладающие, как говорили их владельцы, мощностью 10 л. с , не менее? В первый день зрительно заезды были не очень интересны, хотя на кругу шла по-настоящему острая борьба за время. Сильнейшие, в том числе и члены команд, оказались в разных заездах. Наиболее «кучными» были секунды при заездах в классе 125 см*. Белорусы уже здесь заговорили в полный голос. Из 9 команд 5 реально претендовали на призовые места. Увереннее других чувствовали себя спортсмены РСФСР: в команде был такой мастер, к ак Ю. Дудорин, опытнейший из участников первенства, на отлично подготовленной машине (рама и ходовая часть чешского ЭСО, двигатель — «ИЖ-Юпитер»). Он-то и сказал решающее слово, оставив ближайшего конкурента в командном зачете кировоградца А. Куприенко позади ровно на 10 секунд. Команда РСФСР стала победительницей. Сильно выступавший коллектив Украины (мастера спорта В. Стасевич, М. Себов и А. Куприенко) вышел на второе место. Третье осталось за грузинскими спортсменами, хотя их и заставили здорово поволноваться белорусы и москвичи. Белорусам не 3 повезло. Е. Шерстнев, заявленный в. команде в классе 175 см , к первому старту опоздал, а во втором не закончил дистанции и получил время последнего участника плюс две штрафные минуты. У москвичей Н. Михайлов ниже своих возможностей использовал первую попытку, а во второй задержался на старте, заменяя свечу. Ну что ж , спорт есть спорт, он не признает никаких «если». И все-таки слишком шаткими оказались шансы команд при такой жесткой системе зачета. Сумма времени — это, по существу, эстафета. Достаточно было команде РСФСР 10 секунд форы, которые дал ей Дудорин, чтобы встать почти вне конкуренции в борьбе за кубок. К тому жев полуфиналах и финалах произошла переоценка ценностей, и результаты участников в личном зачете в ряде случаев пришли в противоречие с итогами командной борьбы.День второйСнова было солнце, встретившее гостей, так же приветливо, как и хозяева ипподрома, словно оно находилось в распоряжении кировоградцев. Задолго до первого старта «трибуны» были полны. «Трибуны» — это сплошное полуторакилометровое живое кольцо — в три ряда, из которых первый по солидарности с остальными сидел на траве. Тысяч двадцать кировоградцев отдали воскресный день мотоспорту. А еще больше, говорили мне, было на республиканском первенстве, проведенном за две недели до этого на том же ипподроме. Значит, дело не в любопытстве. Зрители успели стать болельщиками. Это подтвердили тысячегрудые вздохи, и аплодисменты, и тишина, в которой был слышен лишь рев моторов. Так отмечают перипетии спортивной борьбы только ценители. И только люди, глубоко интересующиеся мотоспортом, могут задавать такие вопросы, какие пачками получал комментатор Ю. Подвальный: «Где сейчас Игорь Григорьев?», «Как выступает Пархоменко?», «Каковы условия первенства мира по кроссу?», «Какие двигатели предпочтительнее — одно- или двухцилиндровые?». Здесь необходимо прерваться, чтобы сказать похвальное слово комментарию и комментатору. Это был стремительный репортаж, когда на кругу были гонщики. Это был обзор крупнейших соревнований, странички истории, спортивное жизнеописание виднейших мотоциклистов, посвящение в правила соревнований, когда возникала пауза. И все это — очень непосредственно поданное, пронизанное самой атмосферой спорта, к которой приобщал зрителей умелый и хорошо подготовленный комментатор. Без преувеличения можно сказать, что он стал активным участником соревнований, а его выступление — отличной пропагандой. Итак, день второй и решающий для личного первенства. Трудно сказать, где острее была борьба — в полуфиналах или финалах. Судейская коллегия удачно применила принцип рассеивания при составлении пятерок: в первую включила гонщиков, показавших первый, третий, пятый, седьмой и девятый результаты в четвертьфиналах, во вторую — остальных, также через одного. Здесь всего одна попытка. Не попавшему в тройку предстояло малоутешительное участие в утешительном заезде для распределения седьмого—десятого мест. И вот здесь, думается, коллегия допустила ошибку, пойдя на поводу у некоторых представителей команд и не проявив твердости в осуществлении первоначального замысла: из полуфиналов в финал брать четверки, а еще двух участников финала определять в заезде надежды, предшествующем финалу. Обернулась мягкотелость плохо. В первом же утешительном заезде на старте оказался... один участник — сорокалетний ветеранФинальный заезд в классе 350 см». Впереди — победитель Ю. Дудорин, за ним у бровки — А. Куприенко. Вот они, трое в зеленых фуфайках: минчане А. Сте3 фанович (слева) — серебряный призер в классе 125 см . А. Лукьянчик — чемпион СССР, Е. Шерстнев — обладатель бронзовой медали. На кругу они не встретились. Ф Шахматов (слева) вы 3 ступал 3в классе 125 см , В. Котов — на мотоцикле 350 см . А на торжественном закрытии первенства они встали рядом: сорокалетний Шахматов, получивший специальный приз как старейший из участников полуфиналов, и двадцатилетний Котов, награжденный как самый молодой полуфиналист.Дудорин, Завидюк, Котов — в таком порядке распределились первые места. Котов в дополнение к бронзовой медали получил специальные призы обкома комсомола — «Самому молодому участнику полуфиналов», н горкома ДОСААФ — « Л учшему перворазряднику». К уприенко , занявшему четвертое место, был вручен приз обкома ДОСААФ — «Лучшему ки ровоградскому гонщику » . В финалах гонщики выжали измашин все, что могли. Свидетельство тому — более высокая скорость, чем во всех пред ыдущих заездах и новый абсолютный рекорд кировоградского ипподрома — 3.06,2 — к оторый установил Ю. Дудорин.Оа оноао • в нЗаводские машины — большим тиражом!Ф . Шахматов, п олучивший , к стати , специальный приз облсовпрофа как самый старшийучастник полуфиналов. Чтобы «завоевать» седьмое место, ему оказалось достаточно, проехав полкруга , вернуться взакрытыйпарк . Ф актически без боя были разыграны седьмые-восьмые места ив двух других классах. У рок организаторам! Но каково бы ни было положение, «солдат должен оставаться солдатом», к ак сказал мне Шахматов. Спортсмен должен оставаться спортсменом. Правда, представители команд нашли веские причины для неявки гонщи ков на старт, но дело-то не впоискахпричин , а втом , что зрители откровенно скучали . И что характерно : именно старая гвардия — Н. Михайлов, Ф . Ш ахматов , В. Давыденко, К. Цалкаламанидзе показали образцы настойчивости и мастерства молодым, т аким , к ак В. Стасевич, очень ужлегкосложившиморужиев полуфиналах. В заключительных финальных заездах зрители были вознаграждены за «простой». Класс 125 см 9 . В четвертый раз рядом стартуют Стефанович иЛукьянчик . В четвертьфиналах ив полуфиналах впереди был зачетный член команды . Л укьянчик стал его «тенью». На этот раз он сумел выйтииз подчиненной роли. В победе его не было сомнений уже после первого круга . Вместе с золотой медалью он получил иприз редакции журнала «За рулем» — «Лучшему дебютанту первенства». А за второе место упорно боролись четверо. Победил Стефанович, к оторый обошел на полколеса Шерстнева. Клевнову оказались не по плечу прот ивники на более совершенных машинах , и на третьем круге он отстал, а потом пропустил вперед и Цалкаламанидзе. Еще острее борьба в классе 175 см3 . Только к последнему кругу удалось оторваться ветерану москвичу Михайлову. Прядильникова, к оторый был вне конкуренциив четвертьфинальн ых заездах, все время поджимали кишиневец Шиляев и одессит Себов. На фин и3ш ной прямой они обошли его. В классе 350 см Дудорин впервые увидел спинупротивни к а . Но ненадолго. У же через полкруга он отодвинул Завидюка на второе место. С ними на протяжении всей дистанции боролись Котов иКуприенко , завоевавший симпатии зрителей еще в четвертьфинальных сериях. И дело не только втом , что он их земляк. Импонирует его смелая, по-настоящему спортивная езда. Проигрывая соперникам из-за недостаточной мощности двигателя на прямых , он выигрывал время на поворотах. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЕНСТВА СССР 1963 ГОДА КОМАНДНОЕ 1. РСФСР — И. Клевнов, П. Прядильников, Ю. Дудорин — 10.09,4 2. У КРАИНА — В. Стасевич, М. Себов, А. К уприенко — 10.25,2 3. ГРУЗИНСКАЯ ССР — К. Цалкаламанидзе, Н. Ш ония , Г. Кулумбегашвили — 10.31.1 ЛИЧНОЕ Класс 125 см* 1. А . " Л укьянчик , 2. А. Стефанович, 3. Е. Ш ерстнев (все Минск, Автомотоклуб). Класс 175 см* 1. Н. Михайлов (Москва, «Буревестник»), 2. В. Шиляев (Кишинев, Автомотоклуб), 3. М. Себов (Одесса, «Авангард»). Класс 350 см* 1. Ю. Дудорин (Уфа, «Труд»), 2. В. Завидюк, 3. В. Котов (оба Красноярск, «Локомотив»)'. Один из радостных итогов первенства — у спешный экзамен новых минских мотоциклов. Они были в умелых руках . Это несомненно. Но также бесспорно было их преимущество, а сними неравенство шансов. Впрочем, это неравенство вполне устранимо. Надо, чтобы Минский завод быстрее пустил машины в серию. Мастеров, естественно, не устраивают рядовые спортивные машины . Недаром использование рам и ходовой части ЭСО, начатое в явочном порядке и допущенное «нак исключение» в прошлом году, в нынешнем стало правилом. Сейчас каждый форсирует двигатель и облегчает машинуподручными средствами и на свой лад. Понятно, ч токустарные варианты уступают, например, отлично подготовленной на заводе машине Дудорина. Жаловался же после гонок , ш утя , добродушный Себов: «Не тянет ужестарушка » . Думается, надо поставить подг отовкумашинна серьезную техническую основу. Заводы должны наконец начать производство мотоциклов для гаревых и ипподромных гонок . Это «на высшем уровне». Н у , а для молодежи установить единое условие проще: стандартные серийные дорожныеи спортивные машины , без изменений, о ткры тые старты , к ак вполне резонно считает главный судья С. Рылло. В этом одно изважных условий развития ипподромных гонок. Большую пользу принес бы обмен опытом . Одна из форм его официально включается впрограмму соревнований вви де технической конференции. Но ей обычно не находится места в распорядке дня . А жаль. Обмен опытом мастеров очень нужен . Мне довелось слышать разговор, у же возле гостиницы , п ри разъезде. Судья из Александрии уславливался со спортсменами из Казахстана, чтобы те прислали положение о соревнованиях по мотоболу — т ам этой игрой занимаются всерьез. Это — л ишь один факт из множества. И два слова о судействе. Первенство обслуживала местная судейская бригада, только главный судья, главный секретарь и один член технической комиссии были приезжие . Дело свое бригада делала квалифицированно. В этом один из отрадных итогов первенства: на местах есть знающие люди, заинтересованные в развитии ипподромныхгонок . М. БОРИСОВ, наш спец. к орр . Наш корреспондент сумел запечатлеть на одном снимке всех участников соревнований: гонщиков, зрителей и «связывающего» их между собой комментатора Ю. Подвального. Фото А. Дибровногоо аооно ао • о ноао"0н