автомобиля) магистрального канала масло поступает в компрессор. В средней шейке распределительного вала предусмотрено отверстие, при совпадении которого с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждом блоке. Из этого канала через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в ней и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, а оттуда через отверстия в ее стенках — к втулкам коромысел. Через канал, выполненный в коротком плече коромысла, масло поступает для смазки сферических опор штанг, клапанов, а также механизма их вращения. У двигателя ЗИЛ-130 масляный насос шестеренчатого типа двухсекционный. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки и центрифугу. Редукционный клапан, встроенный в крышку насоса, отрегулирован на давление 3 кг/см 2и перепускает масло из нагнетающей полости во всасывающую. Ниж-няя секция насоса через игольчатый кран подает масло в масляный радиатор. Редукционный клапан нижней секции насоса отрегулирован на давление 1,2 кг/см 2 . Масляные фильтры грубой и тонкой очистки (рис. 5) расположены в общем корпусе. Фильтр грубой очистки — пластинчато-щелевой. При увеличении сопротивления в этом фильтре вследствие его засорения или повышенной вязкости масла оно поступает в распределительную камеру, минуя фильтрующий элемент, через перепускной клапан, отрегулированный на перепад давления в1 кг/см 2 . Фильтр тонкой очистки —• центробежный с реактивным приводом. При вращении ротора частицы механических примесей и грязь под действием центробежных сил отбрасываются на стенки колпака и оседают там в виде плотной массы. Очищенное масло, поднимаясь вверх, проходит через сетку и через жиклеры сливается в картер. Следует предупредить учащихся, что масло в двигателе с центробежной очисткой темнее, чем в двигателе с обычными фильтрами. Изменение цвета масла в данном случае не является признаком, указывающим на необходимость его замены. Работу фильтра следует продемонстрировать, сняв кожух 5/ на работающем двигателе. Масло очищается не только в фильтрах. Дополнительно предусмотрена центробежная очистка его в ловушках (грязеуловителях) шатунных шеек коленчатого вала. Это особенно необходимо в начальный период работы двигателя, когда прирабатываются трущиеся поверхности. Масляный радиатор — трубчатый, охлаждается воздухом. Включать его следует при температуре выше 20°С, а также при работе автомобиля в особо тяжелых условиях с большой нагрузкой и при малой скорости движения. Для этого предусмотрен кран, находящийся с правой стороны двигателя. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН, инженеры. г. Рязань.1 2 декабря 1943 года был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословакией. 20 лет... Народ Чехословакии прочно встал на путь социализма. Дружба и сотрудничество принесли замечательные успехи в раз-АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЧЕХОСЛОВАКИИКарел РУЖИЧКА втомобильная промышленность Чехословакии существует уже около семидесяти лет. Еще в 1897 году, в Копшивницах (теперь там завод «Татра») был построен автомобиль типа «Президент» — первый в Центральной Европе. Двигатель его находился сзади. Годом позже в Младе Болеславе (теперь там завод «Шкода») появился первый мотоцикл «Лаурин и Клемент», а в 1905 году эта фирма начала строить и автомобили. В буржуазной Чехословакии автомобили выпускал ряд фирм, в частности «Шкода», «Татра», «Прага», «Вальтер», «Ява». Все они зависели от иностранного капитала. Это отрицательно сказывалось на экспорте и тормозило развитие смежных производств (электрооборудование, карбюраторы). Гитлеровская оккупация нанесла большой ущерб автомобильной промышленности: в руины превратился завод «Прага», сильно пострадал завод «Шкода». После второй мировой войны в освобожденной Советской Армией Чехословакии автомобильная промышленность начала быстро развиваться. При этом парк грузовых автомобилей и автобусов рос значительно быстрее, нежели парк легковых. Выпуск автомобилей уже в 1959 году увеличился на 330 процентов по сравнению с 1939 годом. Самосвал «TaTpa-138Sl».АБыли созданы крупные предприятия автомобильного электрооборудования — ПАЛ. Довольно высокого уровня достигло производство карбюраторов на заводах Йиков. В результате чехословацкое автомобилестроение получило полную самостоятельность , и, начиная с 1948 года, когда народная власть национализировала промышленность, Чехословакия стала теснить капиталистические страны на внешних рынках. Производство легковых автомобилей было сосредоточено на заводе «Шкода» (г. Млада Болеслава). Это «ШкодаТюдор» с рабочим объемом цилиндров 1100 см 3 , затем «Шкода-Седан» — 1200 см 3 . В 1954 году с заводского конвейера начала сходить «Шкода-440», которую под названием «Шкода-Октавия» делают до сих пор. Завод выпускает также «Шкоду-Фелицию» (спортивный автомобиль) и «Шкоду-Октавию Комби» (автомобиль для перевозки небольших грузов). Для легковых автомобилей «Шкода» характерны шасси с центральной рамой и независимая подвеска всех четырех колес. Автомобили, кроме того, отличаются хорошей проходимостью и большим сроком службы. Производство грузовых автомобилей рассредоточено в зависимости от грузоподъемности. На заводе «Прага» делают автомобили грузоподъемностью витии науки, техники, экономики, культуры. Всемирной популярностью пользуется автомобильная промышленность наших друзей. Ниже мы публикуем статью чехословацкого журналиста Карела Ружички. В ней он рассказывает о прошлом, настоящем и будущем чехословацкого автомобилестроения.3 — 5 тонн, снабженные двигателями с воздушным охлаждением, на заводе «Шкода» в Мнихове Градиште — грузоподъемностью до 7 тонн. На том же шасси собирают автобусы «Каросса» в г. Высокое Мыто. Тяжелые машины, предназначенные для эксплуатации в трудных условиях, производят заводы «Татра» в Копшивницах. Там же , начиная с 1956 года, делают легковой автомобиль «Татра-603», который, как и его предшественник образца 1897 года, имеет расположенный сзади двигатель с воздушным охлаждением. Автомобили Чехословакии пользуются большой популярностью во многих социалистических странах. Завод «Прага», ранее выпускавший автомобиль «npara-V3S», предназначенный для работы в условиях бездорожья, теперь приступил к производству шеститонного грузового автомобиля «ПрагаS5T-2» в двух вариантах: бортовой с платформой на двухосном шасси и самосвал с опрокидыванием на три стороны. Завод собирает также седельные тягачи для транспортировки, в основном, полуприцепов-холодильников. На грузовых автомобилях «Прага» устанавливаются рядные шестицилиндровые четырехтактные дизельные двигатели типа Т912-2 с непосредственным впрыском топлива. Максимальная мощ ность составляет 110 л. с. при 2200 об/мин коленчатого вала, максимальный крутящий момент — 40 кгм при 1200 об/мин. Двойная очистка топлива и всасываемого воздуха, крепление коленчатого вала в семи подшипниках делают двигатель очень надежным и долговечным. Расход топлива — 20 литров на 100 км при объеме топливного бака 120 л. К а бина водителя изготовляется звукоизолированной, ручной тормоз снабжен пневматическим усилителем, скорости переключаются с помощью электромагнитного устройства. Для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием предназначена автомашина типа «Шкода RT» завода «Шкода». Это двухосный автомобиль грузоподъемностью до 8600 кг при общем весе 15 000 кг. Он может также буксировать прицеп общим весом до 8000 кг. В кабине предусмотрена установка спальных мест. Двигатель автомобиля «Шкоfla-706RT» — четырехтактный шестицилиндровый дизель с водяным охлаждением и непосредственным впрыском топлива; каждая пара цилиндров имеет самостоятельную головку. Мощность двигателя — 160 л. с. при 1750 об/мин, а максимальный крутящий момент — 70 кгм при 1200 об/мин. Расход топлива 26 л на 100 км. С усиленной поперечиной крепления прицепа машина в состоянии транспортировать прицеп общим весом до 15 000 кг. Завод выпускает также самосвал «LUKOfla»-7Q6RTSl» с кабиной для четырех человек. Кузов его с автоматически откидывающейся задней стенкой изготовлен из стальных профилей. Спальные полки опускаются с помощью самостоятельного масляного насоса в течение 8—10 секунд. Автомобили «Шкода706RTS» снабжены рядом специальных устройств для эксплуатации в условиях тропического и арктического климата. На шасси «Шкоды» изготовляются также автомобили специального назначения (для сбора мусора, подметания улиц и т. д ) и седельные тягачи для транспортировки холодильников-полуприцепов. Одним из старейших в Чехословакии является завод «Татра». Его продукция появилась на международном рынке еще до второй мировой войны. За последние годы завод выпустил ряд новых моделей автомобилей. В частности, создана новая машина «Татра-138». В модификациях она уже поступает на между народный рынок. На автомобилях «Татра» устанавливаются V-образные, четырехтактные дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива. Диаметр цилиндра 120 мм, ход поршня 130 мм , мощность двигателя 180 л. с. при 2000 об/мин, а максимальный крутящий момент 72 кгм при 1300 об/мин. Расход топлива —«Татра-111» в Африке.32 л на 100 км при объеме топливного бака 150 л. Камера сгорания находится в днище поршня. Шасси образует безрамная конструкция коробчатого сечения с несущими трубами и поперечинами. Рулевое управление снабжено усилителем. Коробка передач, оборудованная синхронизатором, имеет пять ступеней переднего хода и одну — заднего. К а бина водителя, рассчитанная на четырех человек, оборудована тепловой и звуковой изоляцией. Выпущены первые два варианта «Татры-138»: трехсторонний самосвал «TaTpa-138S3» и односторонний самосвал «TaTpa-138S1» грузоподъемностью 12 000 кг, причем и тот и другой могут транспортировать прицеп общ им весом до 15 000 кг. Современная компоновка «Татры-138», простой, компактный двигатель, хорошие условия для работы водителя, легкость управления, безрамная конструкция с тремя независимыми мостами — все это способствует надежности и долговечности автомобиля в тяжелых эксплуатационных условиях. Приведенный обзор чехословацкой автомобильной промышленности, конечно, далеко не полон, но и он свидетельствует о достижениях молодого социалистического государства. Автомобили Чехословакии не уступают лучшим образцам капиталистических стран иши роко известны всему миру. Прогресс в чехословацком автомобилестроении продолжается. В Младе Болеславе растет крупный современный завод. У жев будущем году он даст новые легковые автомобили. Создаются новые грузовые автомобили, которые заменят в ближайшие годы «Шкоду 706RT» и будут работать в социалистических странах.Седельный тягач па базе «Шкоды-706» с полуприцепом.