22
23
ГАЗ-53ФГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ . МЕХАНИЗМЗИЛ-130[1Ш1Ш1Ш1ШСтатья 2-яню и далее через направляющую клапана к головке блока. Головка клапана имеет жаропрочную наплавку 12 на рабочей фаске, что придает ей хорошую прочность при высоких температурах. К тому же . при работе двигателя клапан принудительно проворачивается при помощи специального механизма. Это также уменьшает износ рабочей фаски. Механизм вращения клапана работает по принципу шариковой муфты свободного хода. Его устройство и действие преподаватель должен объяснить более подробно, так как ранее он не применялся на отечественных автомобилях. Напомнив по схеме, изображенной на доске, принцип действия муфты свободного хода, необходимо объяснить устройство и установку каждой детали механизма вращения. Поскольку детали эти довольно мелкие, целесообразно передать их на столы, чтобы показать каждому. Работу механизма мы рекомендуем рассматривать по трем фазам. Клапан закрыт — дисковая пружина 9 своей внутренней кромкой лежит на заплечике корпуса 2, а на наружную ее кромку опирается упорная шайба 4. Шарики 3, находящиеся под действием возвратных пружин 10, свободно лежат в мелкой части канавок корпуса. Клапан открывается — усилие, с которым клапанная пружина 6 действует на упорную шайбу, возрастает настолько, что дисковая пружина 9 распрямляется; между ее внутренней кромкой и заплечиком корпуса появляется зазор, и все . усилие клапанной пружины передается на шарики. Они перекатываются в глубокую часть канавок корпуса и, увлекая за собой дисковую пружину и упорную шайбу, поворачивают вместе с ними клапан (через клапанную пружину, тарелку 7 пружины и сухарики 8). Клапан закрывается — усилие клапанной пружины уменьшается, и дисковая пружина, прогибаясь (принимая свою первоначальную форму усеченного ко ­ нуса), садится на заплечики корпуса, освобождает шарики, и они под действием возвратных пружин занимают свое первоначальное положение. Клапан в это время не вращается. При проведении практических занятий необходимо продемонстрировать вращение выпускных клапанов. Если при работе двигателя на малых оборотах холостого хода снять крышку головки блока, оно будет достаточно заметным и наглядным. * Первую статью рулем» М 11. Ь ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Приступая к изучению системы охлаждения двигателей ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130, преподаватель должен отметить ее высокую эффективность и подчеркнуть, что это благоприятно влияет на износостойкость, экономичность и мощность двигателей. В обоих двигателях применяется герметизированная система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, в которую входят, как и прежде, радиатор, насос, вентилятор, термостат, жалюзи, водораспределительная труба, трубопроводы, шланги и водяные рубашки головки и блока цилиндров. Система охлаждения двигателя ГАЗ-53Ф отличается повышением давления, при котором открывается паровой клапан пробки радиатора (до 0,45—0,55 кг/см 2 ). Этот клапан не допускает убыли воды в системе даже при повышении ее температурь! до 109°С. Воздушный клапан пробки радиатора открывается при разрежении 0,01—0,012 кг/см 2 ,При объяснении устройства и работы газораспределительного механизма двигателя ЗИЛ-130 преподаватель должен обратить особое внимание на такие особенности. Распределительный вал — чугунный, с 16-ю закаленными кулачками, расположен в развале между рядами цилиндров. Для создания жесткости его установки предусмотрено пять опорных шеек (осевая фиксация обычная — при помощи упорного фланца). Усилие от распределительного вала к клапанам передают цилиндрические пустотелые толкатели с чугунной наплавкой на торцевой плоскости, стальные штанги со сферическими закаленными концами и стальные коромысла. На коротком плече каждого коромысла имеется винт с контргайкой для регулирования зазора между плечом коромысла и клапаном. Относительно большая величина клапанного зазора — 0,40—0,45 мм —• объясняется верхним расположением клапанов и, следовательно, применением штанг, которые при нагревании значительно удлиняются. Клапаны изготовлены из жаростойкой стали. Они расположены в головке блока в один ряд, наклонно к оси цилиндров. Такая конструкция упрощает их привод и способствует применению клиновой формы камеры сгорания. Впускной клапан имеет обычную конструкцию, выпускной (рис. 1) отличается рядом особенностей, повышающих его долговечность. Так например, стержень клапана высверлен снизу больше чем на половину длины. Это сверление заполнено металлическим натрием 11 и закрыто стальной заглушкой 13. При работе клапана натрий, испаряясь и вновь конденсируясь, обеспечивает хороший отвод тепла от тарелки клапана к стерж-Р ис . 2. Схема охлаждения двигателя ЗИЛ-130: 1 — радиатор; 2 — компрессор; 3 — водяной насос; 4 — термостат; 5 — кран отопителя; 6 — подводящая трубка; 7 — отводящая трубка; 8 — радиатор отопителя; 9 — датчик указателя температуры воды в системе охлаждения; 10 — сливной кран рубашки блока цилиндров (в положении «Открыто»); 11 — сливной кран радиатора. Вторая особенность — разборный четырехлопастный вентилятор. Уменьшая число лопастей, можно добиться нужного температурного режима двигателя зимой. Снимать переднюю лопасть вентилятора рекомендуется при температуре 0°С и ниже; Для облегчения монтажа; и демонтажа на лопастях сделаны буквенные метки: на передней — «П», на задней — «3». Следует обратить внимание курсантов на то, что неправильная .сборка лопастей вызывает неравномерную работу вентилятора и вибрацию его.Р ис . 1. Механизм вращения выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130: 1 — клапан; 2 — неподвижный корпус: 3 — шарик: 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана; 7 — тарелка пружины клапана; 8 • сухарь; — 9 — дисковая пружина; 10 — возвратная пружина; 11 — натриевое наполнение; 12 — жаропрочная наплавка; 13 — заглушка.?3см.в журнале «ЗаР и с. 3. Термостат с твердым наполнителем22 В системе охлаждения ЗИЛ-130 (рис. 2) паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном дав2 лении 1 кг/см , вследствие чего температура кипения воды повысилась до 119°С (при 115°С на щитке приборов загорается контрольная лампа). Для ускорения прогрева двигателя и предотвращения его переохлаждения применен термостат с твердым наполнителем. Такой термостат по сравнению с жидкостным значительно надежнее и дает возможность повысить избыточное давление в системе, а также снизить стоимость изготовления. Устройство термостата, устанавливаемого в водяном канале впускного трубопровода, показано на рис. 3. В медном баллоне 1, находящемся в корпусе 6, заключена активная масса 8 (фракция цезерина, перемешанного с медным порошком). Эта масса при нагреве до 75—85°С получает наибольшее расширение. В верхней части баллона установлена резиновая мембрана 7, которая через резиновый буфер 5 воздействует на шток 4. При повышении температуры охлаждающей жидкости активная масса плавится и объем ее увеличивается. Мембрана, перемещая буфер и шток, открывает заслонку 3, растягивая при этом пружину 2. При снижении температуры активная масса затвердевает, объем ее уменьшается и. заслонка закрывается. Жидкость в системе циркулирует, как показано на рис. 2: нижний бачок радиатора — насос — водяные рубашки — каналы впускного газопровода — корпус термостата — верхний бачок радиатора. Шестилопастный, штампованный вентилятор установлен на шкиве привода водяного насоса. Водяной насос имеет обычную конструкцию, но два выходных патрубка. Вращение он получает от шкива коленчатого вала посредством двух клиновидных ремней, один из коСМАЗКА ДВИГАТЕЛЕЙ При изучении устройства и работы системы смазки прежде всего надо ознакомить учащихся с названием, назначением и расположением приборов на двигателе. При этом особое внимание следует уделить приборам, ранее не устанавливавшимся (двухсекционный насос, центрифуга и др.). Для демонстрации общего устройства системы смазки целесообразно использовать плакаты по автомобилям ЗИЛ-130, ГАЗ-51А, схемы, двигатели на стендах, приборы, блоки цилиндров и детали двигателей. Попутно надо показать учащимся путь масла из картера двигателя к приборам и трущимся деталям. Система смазки двигателя ГАЗ-53Ф комбинированная: под давлением здесь смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, шестерни привода и упорная шайба распределительного вала; разбрызгиванием смазываются зеркало цилиндров, втулки шатунов, поршневые пальцы, клапаны, толкатели и кулачки распределительного вала. В систему смазки двигателя входят масляный радиатор с краном включения и предохранительным клапаном, масляный насос, редукционные клапаны насоса, маслоприемник, трубопроводы, масляные фильтры и каналы. В двигателях ЗИЛ-130 также применяется комбинированная система смазки. Схема ее приведена на рис. 4. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распреде-В КОРПУС ФИЛЫР;грубой очистки'В ЦЕНТРИФУГУв СИСТЕМУ смазки1двигателяР ис , 5. Масляные фильтры двигателя ЗИЛ-130: 1 — корпус масляных фильтров; 2 — жиклер центробежного фильтра тонкой очистки (центрифуги); 3 — пробка; 4 — прокладка кожуха; 5 — кожух; 6 —- уплотнительное кольцо; 7 — корпус фильтра тонкой очистки; 8 — крышка корпуса; 9 — гайка; 10 — гайка-барашек; 11 — сетчатый фильтр; 12 — ось; 13 — крышка фильтра грубой очистки; 14 — рукоятка; 15 — фильтр грубой очистки; 16 — пробка для слива масла из фильтра грубой очистки. лительного вала, к опорам промежуточного валика привода прерывателяраспределителя и масляного насоса, а также к толкателям. Для втулок коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям масло подается самотеком и разбрызгиванием. Путь масла в системе таков: из масляного картера через неподвижный маслоприемник оно поступает в насос, отсюда через канал в задней перегородке блока переходит в корпус масляных фильтров, где пропускается через последовательно включенный фильтр грубой очистки. Часть масла, прошедшего этот фильтр, подается в параллельно включенный центробежный фильтр тонкой очистки (центрифугу), откуда оно сливается в картер двигателя. Основной поток масла, прошедшего фильтр грубой очистки, поступает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры масло через два продольных магистральных канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом вале масло поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выбрасывается на стенку цилиндра. Снимаемое со стенки цилиндра маслосъемным кольцом масло отводится внутрь поршня, где смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и головке шатуна. Из переднего конца правого (по ходуторых охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, а другой — шкив генератора. Первый ремень натягивают перемещением насоса гидроусилителя, второй—отклонением генератора.:Р и с. 4. Схема смазки двигателя ЗИЛ-130: 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор: 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтрам; 5 — фильтр грубой очистки; 6 — фильтр тонкой очистки (центрифуга); 7 — маслораспределительная камера; 8 — канал в коромысле клапана; 9 — полая ось коромысла; 10 — левый магистральный канал; 11 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 12 — каналы для смазки крювошипно-шатунной группы компрессора; 13 — трубка для слива масла из компрессора; 14 — трубка для слива масла из радиатора; 15 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого нала; 16 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на стенку цилиндра; 17 — правый магистральный канал: 18 — маслоприемник.||•;.-;..-::.,-...ДЧ-. ! :й' ! '«-.-.! :•*<-ГАЗ-53ФшжшшшиЗИЛ -130