И звестно, что каждый двигатель внутреннего сгорания имеет определенные фазы газораспределения. Под ними понимаются моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленчатого вала. Подбор их обычно производится индивидуально для каждой модели двигателя, что требует кропотливой и трудоемкой доводки. Фазы газораспределения определяются, главным образом, профилем кулачка распределительного вала. Кулачок, воздействующий через систему деталей на клапаны, имеет три основные части (рис. 1): затылочную АА, участок выбора зазора АБ и участок подъема БВБ. Когда толкатель скользит по участкам АА и АБ, клапан закрыт. В точке Б зазор выбирается, и клапан начинает подниматься. Радиус ОБ больше радиуса ОА на величину зазора между толкателем и кулачком. Этот зазор, называемый теоретическим, для двигателя «Волги» равен 0,24 мм. Зазор же между коромыслом и клапаном, с учетом передаточного отношения коромысла, составляет 0,35 мм. От величины зазора между коромыслом и клапаном зависят мощность и экономичность двигателя, устойчивость его работы на холостом ходу и долговечность клапанов. Диаграмма фаз газораспределения двигателя «Волги» представлена на рис. 2. Фазы газораспределения точно соблюдаются в том случае, когда зазор равен теоретическому. Если на двигателе установить зазор 0,35 мм, то параметры, связанные с величиной фаз газораспределения, будут обеспечены наилучшим образом. Однако в связи с тем, что детали изготавливаются в пределах определенной точности, при установке зазора 0,35 мм возможно начало подъема и опускания клапана не в точках Б, то есть не на границе участка выбора зазора, а с отклонением в сторону участка подъема БВБ. Это приводит к увеличению скорости подъема клапана и его посадки в седло, следовательно, к удару и стуку. Чтобы предотвратить появление стука, завод рекомендует уменьшение зазора по сравнению с теоретическим для того, чтобы получить начало подъема и конец опускания клапана на участке АБ. Если установлен зазор, например 0,25 мм, то фазы увеличатся, как показано на рис. 2. Такое увеличение фаз, строго говоря, приведет также к некоторому изменению показателей двигателя, с которым приходится мириться. Если же сделать зазор менее 0,25 мм, то увеличение фаз будет еще большим. Это сделаетнеустойчивыми малые обороты холостого хода. Уменьшение зазора связано с увеличением времени, в течение которого выпускной клапан находится в открытом состоянии, что приводит к повышению его температуры. Поэтому величина зазора должна строго соблюдаться и установка его на глаз недопустима. Всегда следует пользоваться щупом. А как же поступить, если при зазоре 0,25—0,30 мм клапан стучит? В некоторых случаях стук может появиться сразу после регулировки на холодном двигателе и либо сохраниться, либо исчезнуть после разогрева при его работе. Иногда после регулировки стук исчезает, но на прогретом двигателе возникает вновь. Почему это происходит? Дело в том, что при работе разные детали двигателя нагреваются по-разному. Блок и головка цилиндров имеют температуру, близкую к температуре воды, а штанги ко ромысел, по которым стекает масло из регулировочных винтов, — близкую к температуре масла. Когда вода горячее масла, зазор увеличивается и может появиться стук; в противном случае зазор уменьшается и стук может исчезнуть.Сложнее обстоит дело, если появляется стук и на холодном и на горячем двигателе (при нормальном зазоре).В м.тн.м.тРис. 2. Фазы газораспределения двигателя «Волги» при теоретическом зааоре между клапаном я коромыслом 0,35 мм на холодном двигателе: 1 — момент открытия впускного клалана; 2 — момент закрытия впускного клапана (общая продолжительность такта впуска — 268 градусов); 3 — момент? открытия выпускного клапана; 4 — мо« мент закрытия выпускного клапана (продолжительность такта выпуска — 252 градуса). При зазоре 0,25 мм продолжительность открытия впускного клапана увеличится на 40 градусов (увеличение показало красным). Можно повторить описанный выше прием, то есть проверить зазор на работающем прогретом двигателе (температура воды 70—85 градусов) и, если он увеличился (стал более 0,25 мм) — уменьшить его. Но может оказаться, что зазор практически не изменился. Тогда одной регулировкой здесь обойтись не удастся. Необходимо вынуть клапан и проверить концентричность рабочей фаски клапана к его стержню, фаски седла к оси отверстия во втулке клапана (биение в обоих случаях должно быть не более 0,03 мм), а также перпендикулярность торца пружины клапана к оси витков (отклонение верхнего витка от вертикали должно быть не более 1 мм). Методика контроля этих размеров' описана в соответствующих руководствах по ремонту. Следует осмотреть также коромысло, регулировочный винт, наконечники штанг, толкатель, соответствующий кулачок распределительного вала и выяснить, не имеют ли они дефектов или износа. Обнаруживаемые иногда при этом лучевые трещины на торцовой поверхности толкателей, как показали заводские исследования, не снижают работоспособность толкателя. Отклонения в размерах и дефекты можно ликвидировать путем ремонта или замены деталей. Клапаны стоит притереть. Если и после этого стук окончательно не пропадает, то больше делать ничего не нужно: ровный, мало выделяющийся стук клапанов при правильной регулировке зазора и соответствии деталей техническим условиям не причинит вреда двигателю. Его опасаться не следует. П. СЫРКИН, руководитель конструкторской группы Горьковскоге автозавода.Рис. 1. Профиль впускного кулачка распределительного вала двигателя «Волги». Клапан открыт в период поворота кулачка на 134 градуса, что соответствует повороту коленчатого вала на 268 градусов. Поэтому периодически возникающий и пропадающий стук клапанов — явление естественное. Если бы температура всех деталей была совершенно одинакова, зазоры практически не изменялись бы. Рекомендуя производить регулировку при 15—20 градусах, завод имеет в виду полностью остывший двигатель с одинаковой температурой всех деталей. Нет большой беды, если регулировка производится, например, при 10 или 25 градусах, важно, чтобы температура деталей стабилизировалась. Когда на прогретом двигателе клапан непрерывно стучит, а на холодном стук отсутствует, следует на работающем двигателе, подсовывая щуп под носик коромысла, определить зазор у стучащего клапана. То же можно сделать и сразу после остановки. Обычно при этом зазор бывает более 0,25 мм. Его можно довести до этой величины, но так, чтобы на холодном двигателе зазор был не менее 0,15 мм. дммавшпаВВВМПЗАЗОР И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ