ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТУПЕНЧАТЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ Ак кумуляторная батарея является одним из важных приборов автомобиля. Необходимо внимательно следить за тем , чтобы в течение всего периода эксплуатации она находилась взаряженном состоянии. Д ли тельный недозаряд , как и перезаряд, отрицательно влияет на ее долговеч ность. Поскольку зимой напряжение генерат орадляпредотвращения систематического недозаряда необходимо нескольк о увеличивать, приходится два раза в год делать весьма сложнуюрегулиров ку реле-регулятора. Опыт эксплуатации автомобиля пока зывает, что желательно устанавливать напряжениегенераторав пределах от 12,8 до 14,5 вольта. П риэтом весьма удобно регулировать величину заряд н оготокааккумулятора непосредственно из кабины. К рометого , м ожнопри ночных поездках, к огда включается основная осветительная нагрузка автом обиля , повышать напряжение генератора для обеспечения нормальногозаряд н оготока . Н иже описывается подобныйручнойрегуляторнапряжения генератора, установленный на автомобилях « М о сквич», «Волга». О н дает хорошиере зультаты в течение длительного време ни. П риспособление весьма простопо устройству итребует только установки на приборномщиткепереключателя на четыре положения ,Регулировка напряжения генератора основана на изменении величины тока, п ротекающегопообмотке реле-регулятора напряжения , и соответствующих изменениях магнитного поля, п ритяги в ающегоякорь реле.На рисунке показана электрическая схема дополнительного ступенчатого регулятора, установленного на автомобиле «Москвич-407», Вывод обмотки реле-регулятора напряжения отъединяется от «массы» и соединяется по следовательно спереключателем П. Переключатель может включать в цепь реле сопротивление, с остоящее из трех секций — п , Г2, гз. В качестве ступенчатого переключателяП был использован переключатель электродвигателя отопителя кузова . Д ля реле-регулятора РР-24 опытнымпутем были подобраны сопротивленияп , гг, гз — к аждое по два ома. П ри этом диапазон изменениянапря ж ениягенератора выглядел так: 1-е положениепереключателя — с о противление R включено полностью (г1 + г 2 + г з = 6 ом ) , н апряжениегенера тора равно 12,8 вольта; 2-е положение — в ключены две секции ( п + Г 2 = 4 ома ) , н апряжение генератора — 13,5 вольта; 3-е положение — в ключена одна сек ция ( п = 2 ома), н апряжение равно 14,2 вольта; 4-е положение — сопротивление вы -ведено (R = 0), н апряжение генератора — 14,8 вольта. После установки ступенчатого регуля тора на автомобиль надо отрегулиро вать максимальноенапряжение , развиваемое генератором (на четвертом по ложении переключателя). Регулировка ведется обычнымпутем — и зменением натяжения пружиныПр реле-регулятора напряженияпривключеннойнагруз к е генератора. Б. ВОТЛОХИН. г. Грозный.КАК УСТРАНИТЬ ПОВЫШЕННЫЙ ХОД ТОРМОЗНОЙ ПЕДАЛИ[ онструктивная особенность тормоз1 ной системы передних колес автомобилей «Москвнч-407>> и «Волги» заключается г раздельных рабочих тормозных > цилиндрах на каждую из колодок. При этом один из рабочих цилиндров каждого колеса расположен так. что приближение колодки к тормозному барабану связано с перемещением манжеты рабочего цилиндра вверх. При заполнении системы тормозной жидкостью после разборки и чистки в ней появляется воздушная подушка, которая « е удаляется при прокачке, так как воздушная подушка стремится занять самое высокое положение. Это обстоятельство приводит к повышенному ходу тормозной педали и затрудняет получение достаточной «жесткости». Для выпуска воздушных подушек из рабочих цилиндров я делаю следующее. Произвожу предварительную прокачку системы в соответствии с заводской инструкцией. Снимаю тормозной барабан переднего правого колеса и верхнюю колодку, придерживая нижнюю цолодку монтажной лопаткой, а поршень верхней колодки рукой (в это время напарник очень медленно нажимает на тормозную педаль); легким нажимом на край манжеты в самой верхней точке выпускаю воздушную подушку до появления тормозной жидкости.HiСнова о „Запорожце"> ропотливое дело — р егулировка зазоров между коромыслами и клапанами. • Н икак подчас не удается установить сразу нужный размер: 0,1 мм для вып ускныхи 0,08 мм для впускных . Чтобы упростить работу, следует контргайки на регулировочных винтах коромысел затягивать накиднымключом , п ридержи вая винтотверткой . Но вот зазорыотрегулированы . Вдруг возникает новая неп риятность : из-под крышки головки цилиндров течет масло. В чем дело? Оказы. вается, прокладка между головкой икрышкой пересохла иуже не уплотняет стык . Не пытайтесь сильно затягивать болты — о ни могут оборваться. Л учший выход: поставить новые прокладки . И хлегко изготовить из резины толщиной 2-4-3 мм . Кан вы помните, и нструкция гласит: «Давление масла при температуре + 8 0 градусов и 3000 об/мин коленчатого вала должно быть не менее 1,2 кг / с м ' » . Но как проверить это? Имеющиеся в автомобиле приборы вам не помогут. Совсем другое дело, если датчик аварийного давления масла ММ 102 сменить на датчик ММ-9, а датчик аварийной температуры масла ММ-7Т — на датчик указателя темп ературы охлаждающей жидкости ТМ-3. Эти датчики вворачиваются вместо стар ых . Провода втаком случае подсоединяют не к сигнальным лампочкам, а, например, к комбинации приборов типа КП-23 от «Москвича». И еще одно. Ш арнирырулевыхтяг «Запорожца» разбалтываются довольно быстро. Их разбирают и, к ак правило, ставят капроновые вкладыши . Но это не всегда правильно. Достаточно бывает подточить торцы вкладышей напильникомстаким расчетом, чтобы при вставленном пальце между ними оставался зазор 1-4-1,5 мм . Во время сборкивкладышихорошо смазать нигролом . Для защитыотгрязиможно сверху на шарнир натянуть брезентовый мешочек, завязав его снизу. Это надолго увеличит срокслужбы пальцев и вкладышей.к:Плавно- нажимая на поршень, возвращаю его в рабочее положение (при этом педаль должна быть медленно отпущена), затем ставлю колодку и барабин на место, снимаю с левого колеса тормозной барабан и верхнюю колодку и ставлю их на место. После этого произвожу окончательную прокачку передних колос. В. Н ЕЙМАН .Ленинград.И. КУДРЯВЦЕВ, инженер. 3. «За рулем» № 12.13