д орожной транспортной машины — колеса. Чем объясняется уменьшение ко лес и на автомобилях и на мотоциклах? И это — 'несмотря на установившийся взгляд, согласно которому большое ко лесо якобы лучше преодолевает неровности дороги , более прочно обеспечивает благодаря большому гироскопическому эффекту устойчивость экипажу, особенно одноколейному? Дело в том, что у современного колеса по сравнению с прежним уменьшен диаметр обода, а ширина обода, сечение профиля шины и ее внутренний объем либо сохранены, либо даже увеличены. Все это вполне обеспечивает существенное улучшение плавности хода автомобиля. Плавность улучшается при малых колесах не только за счет соотношения подрессоренных и неподрессоренных масс, но и благодаря уменьшению силы толчков, благодаря меньшей массе колеса, тем более — при пониженном давлении в шинах. Последнее оказывает положительное влияние и на проходимость автомобиля по вязкой дороге. Правда, некоторое до полнительное сопротивление движению все же создается. Но оно практически полностью компенсируется (особенно в момент разгона автомобиля) уменьшенным коэффициентом вращающихся масс малых колес, возросшей мощностью современных двигателей, выгодным подбором передаточных чисел и повышением средней скорости движения автомобиля благодаря лучшей плавности хода. В конечном счете, малое колесо оказывается настолько целесообразным везде, к роме тяжелого бездорожья, что некоторые связанные с его применением трудности отходят на задний план. К тому же прогресс техники в разных областях позволяет их преодолеть. Для примера укажем на высокоэффективные дисковые тормоза, вписывающиеся в обод малого диаметра, или независимую подвеску задних колес автомобиля, которая дает возможность увеличить дорожный просеет под главной передачей. Поэтому мне кажется, что независимо от типа экипажа, числа и расположения его колес последние будут уменьшаться, конечно, до известного конструктивного предела. М ожно предположить, что собственно колесо исчезнет, останется только насаженная на ось шина, а тормоза будут установлены «а полуосях или станут иным элементом силовой передачи автомобиля и мотоцикла. М ожет быть, это и есть ступень к бесколесным машинам, таким, как нынешние пока еще экспериментальные аппараты на воздушной подушке? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Во всяком случае, в течение длительного периода колесные и бесколесные машины будут сосуществовать. Не исключено и появление универсальных машин, обладающих небольшими колесами, но способных передвигаться без их помощи. Одно несомненно — процесс развития автомобиля и мотоцикла далеко не закончился. Это относится ик их отдельным механизмам, и к компоновке машины в целом, и к ее формам. Вот широкое поле деятельности и для инженера и для художника-конструктора! Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук.ГИГАНТ ПЕРВОЙПЯТИЛЕТКИВверху — площадка Нижегородского автозавода в феврале 1930 года. Внизу — та же площадка в октябре 1931 года. О мая 1930 года неподалеку от ™ Нижнего Новгорода был залож енпервыйкамень первого в Советском Союзе автомобильного гиганта, В актезакладки говорилось: «Строящ ийсянижегородскийавтозавод явл яется одной из важнейших крепостей социалистической индустрии икрупнейшимфакторомусиления обороноспособности страны...» Стройка былаобъявлена ударной. Завод-гигант строила вся страна. Рабочие местных предприятии по призыву партийных организаций решили дополнительно ввыходные дни трудиться на сооружении автозавода. Т ысячикаменщиков , землекопов, бетонщиков, плотников одновременно овладевали специальностями автомобилестроителей. Ч ерез полтора года напряженного труда, 15 ноября 1931 года, в Москву был послан рапорт: «Под руководством ипри неослабной помощи партии и правительства, д авая сокрушит ельный отпор нытиками маловерам, у силиямирабочихи колхозников Нижегородского края , героической борьбой рабочих масс, парторг анизациии комсомола завода задание выполнено». В этом жерапорте автостроители заявили , что с1 января 1932 года завод вступит в эксплуатацию. Почти весь январь 1932 года в цех ахшла подготовка квыпуску автомобилей. И вот рано утром 29 января лентаконвейерапришлав движ ениеи на ней все отчетливей стали вырисовываться контуры первой «полуторки» — ГАЗ-АА. К 12 часам ночи на поданныйк воротам цеха железнодорожный состав были пог ружены 25 грузовиков . Это был под арокавтомобилестроителей XVII Всесоюзной партийнойконференции . А меньше чем через год сконвейера сошли ипервыелегковые автомобили — ф аэтоны ГАЗ-А. П ятнадцатую годовщину Октября горьковчане встретили пятитысячным грузовиком ГАЗ-АА. На базе автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-А втридцатых годах был создан рядпроизводных моделей, в том числе и специального назначения. У полуторки скоро появился собрат — ш естнадцатиместный автобус ГАЗ-03-30. На базе легкового «газика» к онструируется пикап — ГАЗ-4 грузоподъемностью 500 кг. Одн овременно Советская Армия получил алегкий броневой автомобиль. Выл создан такжетрехосный автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА. В 1936 году на дороги страны вышли М-1. «Эмки», к акихназывали шоферы, развивали скорость до 100 км / ч ас . М ашиныоказались прочн ыми , они служили всю войну. И сейчасв потоке современных автомобилей нет-нет да нпромелькнет «эмка». На ее базебылсоздан пикап ГАЗ-М-415. Двигатель М-1 стали устанавливатьи на модернизированные грузовые шасси, а базовая модель получила наименование ГАЗ-ММ. Семейство горьковскихмашин расш ирялось . К созданному в 1936 году самосвалу ГАЗ-410 прибавились газ огенераторный автомобиль ГАЗ-42 Игазобаллоный ГАЗ-44. Тридцать два года в строю Горьковскнй завод. Его продукция известна во многих странах . Хорошо заре комендовали себя легковыемашиныиихмодификации . В прошлом году автозаводцы отпраздновали своеобр азный юбилей — в ыпуск двухсоттысячной «Волги». Горьковский заводпоставляет народному хозяйствунадежные , удобные вуправлениигрузовики ГАЗ-51А, а в 1963 году пошли сконвейераи ГАЗ-53Ф. На шассиавтомобилей ГАЗ выпускаются специализированные машины самого разнообразного наз начения — от самосвалов до хлебных фургонов. Советский Союз занимаетныне одно из ведущих мест вмире по выпуску грузовых автомобилей. Свой весомыйвкладв это внес и горьковский гигант.АвтомобильГАЗ-АА.АвтомобильГАЗА.Автомобиль М-1.В частитиражажурнала № 1 настранице 29 подписи под вторымитретьимрисункамиразмещенынеправильно . Под грузовым автомобилем должна стоять подпись «Автомобиль Я-3», под легковым — «Автомобиль НАМИ-1».251