е рез канавы переброшеныдоски , б ульдозер грызет мерзлуюземлю . Н а ней застывшие следы автомобильных колес и гусениц. М осковскийнефтеперера оатывающий завод — в процессе обновления. З аводснабжает топливом автомобильный парк Москвы . Требования автомоби листов и вызвали кжизни ту реконструкцию , к оторая сейчас здесь успешноосу ществляется. Цель — улучшить качество бензинаи дизельного топлива. Есть еще задачи у этой реконструкции , но это — главное. Существует такой показатель качества бензина, х орошо известный всем автомо-' билистам, к акоктановое число. Ч ем оно выше, т емменьше двигатель боится дето нации, значит, т ембольшеможет быть степень сжатия. А отсюда — увеличение мощности , э кономия топлива, с нижение веса ипрочиехорошие свойства. П одсчи тано, что повышение октанового числа на один пункт ( е диницаизмерения ) дает нар одному хозяйству экономиюв один рубль на каждуюизрасходованную тонну бензина. С колькоежедневно сгорает по стране (или даже только по Москве ) тонн бензинав двигателях автомобилей? К акой конечный результат получится от эконо мии одного рубля на одну тонну? Стоит только задать себе эти вопросы, и мгновен н овнашем представлении возникнут цифры астрономические . С разу за проходной тесновато — приземистые красные кирпичные здания. К акнеудобно строили когда-то — все впритык, все боко бок. Н очем дальше, т емпросторнееи светлее — от больших расстояний, от неба, от серебристых колонн. И вот она, н аконец , установка каталитического риформинга , введенная в строй во втором квартале 1963 года. О на заработала, и завод сразу перестал производить низкокачественный бензинА - 5 6и выпускает теперь А - 6 6и А-72, п ричемА - 6 6 — т ожевременно . Щойдет в строй вторая очередь установки — и только А - 7 2иА - 7 4 станут товарной продукцией завода. К атализатор — вещество, к оторое само вреакции не участвует, а только под д ерживаетее . Это известно из школьного курса химии. В принципе тот жепроцесс происходит и здесь. Низкокачественный прямогонныйбензинвсредеводородав присутствии хромисто-платинового катализатора преобразуется в бензин < « •* б олее высокого качества. Это принцип. А ведь бензиндолжен пройти тепло о бменники печь, чтобы нагреться до температурыреакции . П ечи эти высоки, их опоясывают мостики, и когда стоишь на верхнем , д алеко - д алеко видно вокруг. Бензин не пойдет сам собой — е годолжны гнать насосы. Газ — в одород , который участвует вреакции , и собственно-то, и улучшает бензин, — т ожесам не пойдет, е годолжны подавать компрессоры . А вконценужно разделить получившееся вреак т оре вещество на составляющие: высококачественный бензин, водород, н ефтяной газ. Д ля этого нужны сепараторы и колонны. И вот простая реакция — полстрочки учебника органической химии — оборачивается в металле высочайшими реактора ми, сетями трубопроводов , п ечами высотой смногоэтажныйдом . Все это очень внушительно и затрат потребовало немалых. Н о миллионы рублейэкономиив год, к оторые получат автохозяйства, — цифра ещеболее внушительная. К онечно , ни 72, ни даже 74 — не предел для октановых чисел нынешних бензи нов. Н оважендолгоожидаемый скачок. О бщийподъемхимическойпромышлен ности, наступивший после майскогоПленумаЦККПСС 1958 года, н е 'миновал и нефтяной. П осле принятия исторических решенийдекабрьскогоПленумаЦККПСС открываются новые, поистине необозримые горизонты. Д альнейшее повышение октанового числа советских бензинов такженаочереди . В ажно лишь, чтобы двигатели наши были подготовлены кработе на высококачественном топливе. Н е только бензином заправляются баки автомобилей. Количество дизельных двигателей в стране все время растет, и если в1956 — 1 960 годах мощности по пере р аботке нефти увеличились в 1,62 раза, то выработка дизельного топлива возрос ла за это времяв 2,2 раза. Н оунего свои недостатки: оно содержитдоодногопроцента серы. А сераобразует нагар на деталях двигателя, увеличивает их износ. - ч _Одинпроцент серы в топливе — и расходы на ремонтв два раза больше, ч ем при работе на малосернистомгорючем . К роме того, сернистые газы при выхлопе отравляют атмосферу, и если в чистом поле это не страшно, то втакомбольшомго р оде , к акМосква , есть над чем подумать. Установка для гидроочистки дизельного топлива столь же внушительна, к акипредыдущая . В присутствии алюмо - к обальто - м олибденового катализатора всредеводородавредные соединения удаляются из топлива. На территории завода безлюдно , в озлереакторов — никого, о колотеплооб м енниковисепараторов — пусто. Г деже люди? В большом чистом помещении горят лампы дневного света, у высоких окон стоят на полу кадкис цветами. А вся противоположная стена и часть боковых заняты громадным пультом. Светится мно ж ествошкал , подрагивают стрелки, ползут ленты самопишущих приборов. А опера т ор сидит посреди комнаты за столом, записывает показания вжурнал или ходит — смотрит. Все впорядке . П о насыщенности приборами эта комнатанапоминаетра бочее место штурмана. Ю ношиидевушки строили эти установки, они же , н икогдадотого не работавш иевхимической промышленности, теперь здесь трудятся. Внимательно следят, « е просачивается ли где водород — это очень важно : при утечкеводорода быстр ее выходят из строя катализаторы. И техника благодарит за внимание. Катализатор, рассчитанный « а трехмесячный срок, р аботает вот уже семь изаменыпока не тре бует. Теперь молодежь хочет разбить на территориизавода фруктовый сад. — А что, — улыбается начальник цеха каталитического риформингаАлександрФедорович Грушин, — воздух здесь чистый... Это воздух химического производства! К огдаподъезжаешьк заводу, и здалекаужеможно узнать, что это нефтяное производство. Высоко в небо поднялись серебристыереакторы . И горят факелы нефтяного газа. Ф акелыскоро погасят. Строится установка, при помощикоторой нефтяной газ будет перерабатываться внужные для страны вещи . А число реакторов увеличится.ЧУстановка каталитического риформинга. Фото В. БровкоР- ЯРОВ.