10
11
-jmmMJt^^/f.^ ДОРОГИЭто новая рубрика в нашем журнале. Конечно, подлинной школой для молодого водителя является сама жизнь, его повседневная и многотрудная работа. Однако эта учеба дается ему иногда слишком дорогой ценой — ценой ошибок, промахов, которые на транспорте могут привести к непоправимым последствиям. Помочь предупредить их — вот смысл материалов новой рубрики. В них мы буДем знакомить молодых шоферов с техникой вождения автомобиля, помогать быстрее овладеть ею, стать настоящими мастерами своего дела. оворят, не Спрашивайте водителя, сколько он_ лет за рулем, спросите, сколько проездил он зим. Действительно, зима — сложный период для шофера. Трудности подстерегают на каждом шагу: холодно, рано темнеет, стекла обмерзают, движения стеснены. Метели. Оттепели... А дорога? Она непрерывно меняется: то снег, то лед, то под снегом лед, то сугробы и переметы... Однако движение ив эту пору не прекращается. Водители справляются с зимой. Но опытные, грамотные — лучше и легче. Пожалуй, на этом вступительную часть можно закончить и перейти непосредственно к теме. Представьте, что мы отправляемся с вами по учебному маршруту. Ведь за рулем все, о чем мы поведем речь, станет более понятным идо ­ ходчивым. Итак, тронулись. Что случилось? Уже буксуем? Понятно: попали на обледенелый участок, тяговое усилие довольно легко достигло величины силы сцепления колес с дорогой. А когда колесо начало проскальзывать, эта сила стала еще меньше. Поменьше газу? Правильно. Но оказывается, выполнить это совсем не просто. И знаете почему? Потому, что хотели тронуться на первой передаче. Отчего-то многим кажется, что низшие передачи — «спокойнее», «легче». Это совсем не так. Наоборот, они создают наибольшую силу тяги на колесах. Например, у наших грузовых автомобилей первая передача увеличивает крутящий момент двигателя более чем в шесть, а у легковых — в три раза. Малейшее неосторожное прибавление газа увеличивает тяговое усилие на колесах в шесть с лишним раз! А ведь нам нужно, чтобы оно было меньше даже той малой силы сцепления, что дает зима. Только тогда не будет буксования. М Отсюда вывод: на скользкой дороге -трогаться надо на более высокой передаче. Скаж ем , у грузовых автомобилей уже на второй передаче тяговое усилие вдвое, а на третьей — втрое меньше, чем на первой (для легковых передача должна быть на единицу ниже). Тут 'можно ис газом не так осторожничать — колесо не станет проскальзывать. Еще сложнее трогаться задним ходом (передаточное число наибольшее). Однако не подумайте, что пробуксовка ко ­ лес случается только при трогании с места. Такое может произойти ив движении. Попробуйте на низшей передаче резко увеличить газ — колеса моментально пробуксуют. Сбросьте газ и нажмите акселератор плавносцепление колес восстанавливается, Сила сцепления Спрашивается: какова же зимой величина заднего колеса автомобиля ГАЗ-51 сцепления колес с дорогой? (Она определяется коэффициентом сцепления «у»»). По снежПорожнего Груженого ной дороге и наледи — 0,3—0,1. А летом (сухой асфальт, бетон) значение «*|>» колебНа льду лется от 0,6 до 0,8. ( f =0,10—0,15) 70—100 кг 180—280 кг На снегу На рисунке показана величина тягового уси( f =0,20—0.30) 140—220 кг 380—560 кг лия, которое создается на ведущем колесеГавтомобиля ГАЗ-51 при 30 процентах открытия дросселя. Сравните его с величинами силы сцепления колес с дорогой, высчитанными также для одного заднего колеса, и прикиньте сами, на каких передачах можно будет двигаться. В некоторых случаях на первой передаче, как видите, не получится, в других — придется, видимо, уменьшить газ. Вот и задумаешься, с какой же скоростью двигаться зимой по, казалось бы, сухой дороге, на которой, безусловно, будут попадаться участки со снегом и наледью. На них сцепление колес может уменьшиться в три—пять раз. Значит, и остановиться будепг во столько же раз труднее. ...Было это прошлой зимой в Подмосковье. Водитель Н. вел машину по сухому шоссе. Видимость отличная. Но вот шоссе выбежало на подъем, и вдруг дорога предательски заблестела. И тут пешеход!,. Мне пришлось выступать экспертом в суде, производить расчеты тормозного пути, скорости. Но, право, лучше бы эти расчеты сделал водитель, и притом вовремя. Гололедица, Зимы без нее не бывает. Как поступать водителю в этих условиях? Во-первых, двигаться медленно. В правилах определено точнее — не более 20 км/час. Во-вторых — на повышенных передачах, что уменьшит опасность проскальзывания колес (а это уже занос!). По той же причине увеличивать газ при разгоне будем осторожно, а направление движения изменять плавно (резкий поворот руля может также привести к заносу). И самое главное — правильное торможение: не резко. Нельзя допускать блокировки колес, а если это случилось — надо отпустить педаль и многократно повторить торможение. Хорошо представляя все трудности зимнего вождения и овладев приемами управления автомобилем в этих условиях, водитель станет более уверенным в себе, что в повышении безопасности на дорогах играет далеко не последнюю роль. Ведь даже осторожное торможение на скользкой дороге иногда приводит к заносу. Обидно, когда наблюдаешь при этом испуг и беспомощность водителя. Заноса бояться не следует. Надо уметь преодолевать его. Прежде всего отпустите тормоз. Если занос не сильный, он сразу прекратится.10 А если нет? Поверните руль в сторону заноса. А вот как правильно сделать это? Одну такую рекомендацию в шутку мож ­ но, пожалуй, сравнить с советом: если на тебя нападут — не теряйся. Конечно, если задние колеса автомобиля несутся вправо и вы сразу же повернете вправо передние, то занос прекратится. Машине трудно двигаться вбок. Но здесь много тонкостей. Например, очень важно гасить занос в самом начале его, то есть моментально поворачивать руль, и чем быстрее, тем лучше. Но еще важнее своевременно начать вращение руля обратно (как мы это делаем в конце поворота). Понаблюдайте за опытными шоферами: вы легко заметите, что при повороте они возвращают руль обратно заранее, до конца поворота, и с таким искусством, что, когда корпус машины станет прямо, колеса успеют занять прямое направление. Так нужно действовать и при заносе. Сначала руль — р езко (вперехват) в сторону заноса, но как только он начал стихать — тут же обратно. Если этого не сделать, машину занесет в другую сторону (выход из заноса фактически — т оже занос). К сожалению, такое часто случается с неопытным водителем. Повернув руль в сторону-заноса, он замирает, ждет результатов. Вроде бы помогло: скорость заноса резко уменьшилась, опасность ми ­ новала, но это впечатление обманчиво. В следующее мгновение он замечает, что машину уже несет вдругую сторону. Спохватившись, водитель резко перехватывает руль обратно (ведь только что это помогло!) и снова замирает. Он уже не командует, а как бы бегает вслед за заносом, при этом все время запаздывает. Автомобиль же виляет из стороны в сторону. Кончается обычно тем, что машина разворачивается кругом или сползает в кювет. Практически при выходе из заноса не должно быть мо ­ мента, когда руль неподвижен, не должно быть этого ожидания полного прекращения заноса. После поворота надо тут же начинать вращать руль обратно, опережая новый занос, и, главное, быть заранее готовым к этому. И наконец, когда машина выровнится, надо резким поворотом руля туда и обратно погасить ее стремление пойти вдругую сторону. Все эти действия водителя, показанные на кинограмме, к ратко сводятся к следующему: он старается удерживать передние колеса впрежнем направлении (красный пунктир). Заносы на поворотах (от излишней скорости) также устраняются поворотом руля и быстрым возвратом его обратно. Но здесь мы не стремимся выровнять машину: занос сам помогает повернуть ее внужном направлении. Занести на повороте может и при малой скорости, но при большом тяговом усилии на колесах. Значит, нужно быть осторожнее с газом. Воо бще на поворотах лучше газ не прибавл'ять, напротив — снижать скорость и проходить их с минимальным газом, а увеличивать обороты только после окончания поворота. Иначе небольшая сила сцепления колес будет поглощена (израсходована) тяговым усилием, а на боковую устойчивость почти ничего не останется. Конечно, это скорее случится, если поворот выполняется на низших передачах. Тормозить в этих случаях тоже нельзя, это ничего не даст: колеса и так «оторвались» от дороги. Особо позаботьтесь о том, чтобы не забуксовать при проезде в узких местах. В этом случае возможны большие неприятности. Опасен ли снег? На дорогах, покрытых тонким слоем свеж его снега, колеса вминаются, и машина идет устойчиво. Д ви ­ гаться нужно по укатываемой в первую очередь середине проезжей части. Небольшие заезды к краю не опасны — слой снега не допустит заноса. А вот разъезжаться и обгонять нужно осмотрительно. Машину может затянуть занесенный и сравнявшийся с дорогой кювет. Одному из водителей лучше остановиться. Лежалый снег, пока его не укатали, не создаст затруд- v нений; потом он становится скользким. Хуже, когда наметает сугробы. С ними приходится вести борьбу «в лоб», с разгона, чтобы к силе тяги колес прибавить силу инерции. Как правило, с разгона сугробы преодолеваются. Только напоминаем: нужна осторожность — давать газу столько, чтобы колеса не буксовали. Застряли — не беда. Отъедем назад по пробитой колее для нового разгона. Не нужно только допускать, чтобы автомобиль стоял на месте и буксовал. Если вы чувствуете, что он теряет скорость и, несмотря на всякие ухищрения, вот-вот может остановиться, мадо быстро выключить сцепление — заранее, не допуская подрывания ведущих колес. По инерции машина чуточку еще продвинется, и колеса, как катки, примнут, уплотнят под собой снег. После такой остановки начать движение будет значительно легче. Ведь мы помним, что на скользкой дороге задняя передача — самая неподходящая. 2»Но что же делать нам сейчас, когда вначале машина чуть трогается, а потом буксует? Применим «раскачку». После небольшого продвижения выключим сцепление. Машина откатится и снова устремится к начальному направлению. Тут мы ее и «подтолкнем», отпустив сцепление и прибавив газ. Второе качание произойдет с большим размахом, третье — с еще большим... Только не надо сбиваться с такта! Буксует? Видно, под колесами уже лед. Включайте вторую передачу. Только газа придется давать побольше, даже немного опережая включение сцепления. Вот и получилось! Иногда при раскачке автомобиль отходит на большое расстояние, так что искусные водители успевают переключать передачу. Прием этот дает результат, конечно, при достаточной сноровке. Весьма полезными могут быть усилия даже одного человека, помогающего в такт; если больше — совсем хорошо. Кстати, важная мелочь: помогающих людей надо правильно расположить — спереди или сзади. Если они будут сбоку машины, то значительная часть усилий пропадет. Например, если стоящий сбоку подталкивает машину под углом в 60 градусов, то только половина его силы идет на пользу. Наконец, контролируйте положение передних колес. При вывернутых колесах или каком-либо препятствии перед ними двигаться будет трудно. Препятствие надо обязательно снять, чтобы в условиях плохого зацепления колес не транжирить на подъем машины и без того небольшое тяговое усилие. Сила сопротивления качению автомобиля невелика. Скажем, один человек без особого труда перекатывает легковой автомобиль. Однако небольшой камешек под колесами делает дальнейшее движение почти невозможным: маленький подъе м передней части машины при наезде на него непосилен даже для нескольких человек. И все же мы часто видим, как иной водитель многократно, но безуспешно пытается преодолеть бугорок. Вот забуксовали колеса: жу-жу-жу... жу-жу-жу... Стоп! Кажется, все ясно. Что-то надо предпринять, изменить. Так нет же ! Еще раз пробует: жу-жу-жу... Стоп... И еще раз... Мотор надрывается, сгорает бензин, под колесами уже лед... А пробы «на авось» продолжаются. Ничего не выйдет, товарищ! Нужно устранить препятствие, даже устроить уклон для начала движения. Тогда и на успех можно рассчитывать. Не буксовать — вот правило! Часто достаточно только выйти из машины, и препятствие обнаруживается. Кстати, думаю, надо напомнить: без лопаты зимой никто не выезжает! И еще нужно иметь твердую подкладку под домкрат (чтобы не проваливался). Зимой все закрыто снегом, и отыскать что-либо подходящее в нужный момент вряд ли удастся. Подведем итоги. Зимой на скользкой до ­ р оге для успешного трогания с места и движения (особенно на поворотах) предпочтительнее высшие передачи: уменьшается тяговое усилие, машина более устойчива. Не так сказывается неосторожное увеличение газа, не срываются колеса. Тормозить лучше двигателем. Конечно, з а один раз невозможно рассмотреть всю сумму вопросов, с которыми сталкивается водитель зимой. Да мы и не ставили перед собой такой задачи. На след ующем занятии мы продолжим наш разговор. В. ТАБАКОВ, инженер.га<=»;Т=ТпtIIII. Начало заноса. II. Водитель начал сить его поворотом III. Занос заканчи Начало обратного щения руля. IV. Выход из заноса V. Машина Продолжающееся ние задних колес устраняется быстрым воротом руля.11