о роги , дороги... К акие они? По одним колесишь долгие годы, а начнешь припоминать, чем они тебя привлекли, к акой след оставил ты на них, — в роде бы и вспомнить нечего . А другие? Н у хотя бы эта — яркая, к ак вспышка молнии, и короткая , д линою всего в триста метров... Запомнилась она Николаю Пилипчу*су на всю жизнь . Был он тогда совсеммолодымпарнем . Д рузья восхищалисьДДорога Ри м — горяч, с мел , задорист. С амжеНи колай считал себя неудачником : ш офе ры, с которыми он до войны работал водной автоколонне украинскогогорода Казатина, в грозную годину все попали на фронт. Его же занесла судьба поначалу вПодмосковье , п отомвЗападную Сибирь, п отом на Алтай. Носил солдатское, с ержантское , с таршинское звание, в воинских автомобильных частях служил, только вместо боеприпасов возил по размокшим или заснеженным дорогам зерно , скот, ф ураж . Каких только неприятностей и тягостей не испытали он иеготоварищив ту пору на трудных дорогах Сибири, но они как-то меньше врезались в память. А эта — на всю жизнь . Вот как было дело . П ередсамымконцом войны Николай Пилипчук попал в Туву, д а тут и остался. В 1947 году командованиепогранич ной части пригласило старшину запаса, как опытного шофера , на сверхсрочную службу. На самые дальние заставы, куда раньше добирались лишь верхом на лошадях, доставляли грузы военные шо феры. Н ебольшие автомобильные колонны обычно возглавлял старшина Пи липчук. Так было ив тот раз. Вышли в рейс поздней осенью, к огдав горах уже выпал снег. На обратном пути подошликперева лу в темноте. Здесь, наверху, п оземка превратилась в настоящий буран. С леддороги потерялся, а рядом — у щелье . Вылезли, стали держать совет. Р еши ли во что бы то ни стало пробиться впер ед . М етровуютолщу снега разгреба л и лопатами. Ветер валил с ног. М ороз градусов за пятьдесят. М ерзлиимаши ны: д ажев двигателях, утепленных тол стыми капотами, т емпература воды не поднималась выше сорока градусов... Д оближайшего жилья около двухсот километров . Ж дать утра? Нельзя. Если не глушить моторы , сгорит весь бензин , к оторого по бездорожьюи так израс ходовано уйма, а пешкомдалеко не уйдешь. Заглушить — з амерзнутима шины илюди : в округдажеи палки для костра нет. Спасение только внизу, в ущелье, где можно найти укрытие, чтобы дать небольшой отдых людями технике. Д онего всего одинполуторакило метровый «локоть», н о пройти егоне возможно. И тут Николай Пилипчук принимает отчаянное по смелости решение — спуститься вущельенапрямик , п озасне ж енному склону. На глаз расстояние не определишь : снег — с плошной стеной. П рипомнил : м етров 300 будет, угол — градусов сорок пять Но главное не это. К аков он, этот склон? Что скрывает под толщей снега — рытвины, овраги, острые камни? Н о выхода все равно нет ! — Д авайте спускаться! Молчание. — Я пойду первым. Если доберусь — посигналю. И дите по следу. Взревел мотор . Пилипчук включил фары, р азвернултяжелуюмашинуи остор ожно вывел ееккраю . На мгновение во мгле сверкнул, словно звездочка , огонек стоп-сигнала — и огромная снежная лавина ринулась вниз... Автомобиль, провалившись по капот, сдвинул и поднял огромную массу снега ис « е ю понесся вниз, то лбом , то боком . Ч ерез две минуты его вынесло на равнину. Истекли 120 секунднапря ж енной , ж естокой борьбы. О селаснеж ная пыль, с молкрежущий свист пурги, прекратилась болтанка. ...Пилипчук выбрался из кабины, вскинул карабин . Раздался выстрел — условный сигнал. Подождал, выстрелил еще раз, еще... Н иктоне спускался. С таршина заглушил мотори начал ка рабкаться вверх по траншее , к оторуюсам только что проложил . С трудом поднявшись, начал выговаривать шоферамза медлительность, но, вглядевшись в их лица при свете фар, понял: р ебята молодые, боятся. Д ажеСтепанАндрюшин , самый боевой , и тот лишь покачал головой. — Ладно! Боишься — п оведу сам. Садись рядом , б удешь « р аздатку » д ер ж ать : от нагруэки рычаги выскакивают. Снова прыжок вперед. Н а этот разснегуже «не держал » , и машинапошла по «вспаханной» б ороздеюзом . Стало сильнее бросать, т руднее удерживать руль, н о зато иуверенностиприбави лось. Е ще шесть разподнималсянаверхНи колай Пилипчук, шесть раз повторял этот головокружительный «слалом» на тяжелоймашине . К огда все наконец собрались внизу и обогрелись, начало светать... Л юдии техника были спасены. Так было совершено то, что потребо вало большого мастерства, с амооблада ния, отваги. «За отвагу» — эти слова и были отчеканены на боевой солдатской медали, которой ужев мирные дни 1947 года наградили старшину сверхсрочной службы шофераНиколая Ивановича Пилипчукэ. С тех порпрошлоболеешестнадца ти лет. О пятьдорогии опять разные. вот эта — д линою более четырех тысяч километров...6 Она плыла где-то глубоко внизу под крылом самолета. Уютно устроившись в мягком откидном кресле, Николай Иванович, рожатуй, впервые за всю эту неделю мог спокойно подытожить, осмыслить события. Из Кызыла в Москву на третью сессию Верховного Совета СССР шестого созыва он выехал спустя несколько часов после того, как вернулся из очередного рейса. Дни в столице были заполнены, что называется, до предела. Советский парламент работал напряженно с утра до вечера — четко, организованно, дорожа каждым часом, каждой минутой. Иначе и «е могло быть: обсуждались большие, насущные вопросы — государственный бюджет, народнохозяйственный план. После окончания сессии депутаты спешили в родные края. Торопился и Пилипчук. Как ни хороша шумная, беспокойная Москва, но ставшие родными обновленная тувинская тайга, крутые горные дороги, столица Тувы Кызыл звали к себе. Там ждали жена и две дочери, к оторым он вез московские подарки. Там его товарищи, с которыми он уже сегодня живет и работает покоммунистически. От Кызыла до Москвы 4668 километров. Но дорога в советский парламент была много длиннее... В 1952 году, вторично демобилизовавшись, Николай Пилипчук пришел в автохозяйство Тувинской комплексной геологической экспедиции. Он пришелся по душе геологам. С ними Николай был ив зимнюю стужу, когда серыми комочками сваливаются с ветвей окоченевшие воробьи, к огда колючая дымка мороза не дает дышать, и в летний зной, когда одолевают комары и давят тяжелые испарения болот... М ожет быть, суровые условия труда, постоянная напряженность, требующие силы воли, мужества, выработали в нем многие замечательные качества: требовательность к себе, безупречную дисциплину, организованность, заботу о деле, уважение « людям, непримиримость к недостаткам. « Когда в стране развернулось движение шоферств-стотысячников, Пилипчук включился в него одним из первых.225 тысяч километров прошла его машина без капитального ремонта. Много труда, энергии, знаний, опыта вложил он, чтобы вместе с партийной организацией, местным комитетом профсоюза сплотить коллектив, помочь каждому водителю образцово, без аварий и поломок выполнять производственные планы, в хорошем состоянии содержать технику. А главное — воспитать у людей чувство ответственности не только за свой труд, «о и за труд всего коллектива. Дружная у Пилипчука бригада. Здесь твердый закон: один за всех, все за одного — отлично работать, выручать в трудную минуту товарища, не забывать об учебе, культурном отдыхе. Годовой план бригада вот уже много лет подряд перевыполняет. Осенью минувшего года она отличилась на перевозке хлеба в целинном совхозе «Победа». Под стать бригадиру и его товарищи по труду. О Василии Сухорослове, о Викторе Егоренко, о каждом из членов бригады можно было бы рассказать много интересного, увлекательного. Тувинские дороги сложные, трудные, а работа с геологами — во много раз сложнее, особенно весной, в половодье, во время дождей, когда даже небольшие речушки несутся бурными потоками, заливают ущелья, меняют русло. в такую-то пору и пришлось однажды шоферу геологической экспедиции Евгению Фрузанову на ЗИЛ-157 переправляться через реку в Бай-Тайге. Взревев мотором, автомобиль вошел в воду. Мотор захлебывается и наконец глохнет. Что делать? А вода бурлит, словно в кипящем котле, несет валежник, камни. Потерять минуту-другую — значит дать возможность воде залить автомобиль. И шофер находит выход. Быстро вывернув свечи, уцепившись одной рукой за буксирный крюк , он другой начинает двигать машину при помощи пусковой рукоятки. Д обрую ванну принял человек, но машину И груз спас Ав биографии, в трудовык буднях Николая Ивановича Пилипчука разве мало таких рейсов, где требовались опыт, выдержка, мужество, благородство? Потому-то и уважают его водители Тувы. Рабочие шоферские коллективы выдвинули своего товарища в Верховный Совет СССР. Пилипчук дорожит доверием. Он с еще большей энергией продолжает трудиться за рулем автомобиля. Много времени занимают депутатские дела. Каждый понедельник у него приемный день депутата. Кабинет в этот день всегда полон. К общественным делам, к работе с людьми Николаю Ивановичу не привыкать. М ного раз его избирали председателем местСоциалистическое обязательство принято. Теперь осталось его подписать. На снимке: члены бригады коммунистического труда — водители (слева направо) В. Сухорослов, В. Егоренко и Н. Пилипчук.А вот идомашние «заботы». Младшая дочка Николая Ивановича Оля, вернувш ись из детского сада, обычно требует: «Папа, почитай мнекнижку » . Фото Г. Сиротина. ного комитета, в состав партийного бюро автохозяйства, членом городского и областного комитетов партии. Сейчас Николай Иванович принимает активное участие « работе республиканского комитета парт госконтроля, членом которого он является. возвращаясь из Москвы, с третьей сессии Верховного Совета СССР, Пилипчук думал о той грандиозной работе, которую предстоит проделать советским людям в новом году. Много изменений произойдет в стране, в том числе и на Тувинской земле. Одна из насущных забот правительства республики — строительство новой автомобильной трассы. Широкая лента строящейся дороги Ак-Довурак — Абаза уходит от стремительного Хеммика к поблескивающим снегом гольцам. Впереди снежная шапка Кызыл-Тайгинского горного хребта. Еще недавно он стоял неприступной преградой на пути дорожников. Но вот сюда пришли бурильщики, проложили на самую вершину воздухопроводы, и первозданную тишину нарушила пулеметная дробь бурильных установок. Скоро Тува получит в западной части кратчайший выход к железной до роге. На заводы Урала сплошным поток ом пойдут ак-довуракский асбест и многие другие грузы. ...День и ночь идут по Усинокому тракту, по дорогам республики мощные МАЗы , трудолюбивые ЗИЛы с прицепами, юркие «газики», комфортабельные автобусы. В любых трудных схватках с перевалами, наледями, снежными заносами они всегда выходят победителями. И если вам встретится ЗИЛ-164 с номерным знаком ТГ 58—80, знайте, что ведет его Николай Иванович Пилипчук, коммунист, депутат Верховного Совета СССР. И не' удивляйтесь тому, что водители приветствуют его: дороги труда принесли Н. И. Пилипчуку известность и уважение. В. МАСЛОВ.г. Кызыл Тувинской АССР.