Круглый стол журнала « З а рулем»Автомобилисты ждут от нас мелкой расфасовки нефтепродуктов. М ы рады это сделать, но, к сожалению, иногда тара стоит дороже, чем содержимое. Нам нужны современные дешевые пластические материалы для производства пакетов, туб и т. п. Надеемся, что с развитием химии и эта проблема будет окончательно решена. Тут говорили, что на многих заправочных станциях не всегда найдешь высокооктановый бензин. Это происходит вовсе не потому, что его нет. У нас достаточно бензина и А-72, и А-74, и А-76. Но мало АЗС, рассчитанных на несколько сортов топлива. Часто задают вопрос: что делается для обслуживания четырехмиллионной армии водителей малого транспорта — мотоциклов, мотороллеров, мопедов? Вопрос справедливый. Смесительных колонок на наших автозаправочных станциях до сих пор не было. Мотоциклисты готовили топливную смесь самым примитивным образом. С прошлого года на многих АЗС отпускается готовая топливная смесь. Мы приступили ик выпуску автоматических колонок для раздачи топливной смеси определенной кон центрации, и уже в нынешнем году первые из них появятся на автозаправочных станциях. на магистрали Москва — Л е нинград создано 12 пунктов технической помощи. Между ними патрулируют автолетучки. Если нельзя устранить неисправности на месте, они отбуксируют поврежденную машину. Мы намерены организовать сеть таких пунктов и на других дорогах. Для этой цели выделены специальные автомобили, оборудование, найдены способы расчетов с владельцами машин. Мы испытываем немало трудностей, и в первую очередь с запасными частями, но все же верим, что в ближайшее время сможем полнее, оперативнее и лучше обслуживать автомобилистов. — Дополню Николая Васильевича, — подключается к беседе старший инженер одного из отделов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР Павел Валерьевич ВОНЯТЫЦКИЙ. — Между пунктами технической помощи будет обязательно налажена постоянная телефонная связь. Пока она имеется далек о не всюду, и поэтому техпомощь неоперативна. Правда, нам хорошо помогает дорож ная милиция, но только там, где имеются ее пункты, например на дорогах Москва — Ленинград, Москва — Харьков и немногих других. Для помощи водителям в пути мы используем сейчас простейшие передвижные мастерские. Это обычные грузовики с тентом, оборудованныеЖУЗВША. ОНЕРА. ТЖВША.ЯС ТЕХИХГЧЕСЖЛЖ ЛОПХОХЩБ— Отвечу на вопрос товарища Кеангели — о станциях технического обслуживания, — продолжает начальник отдела Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР Николай Васильевич КОРНЕИЧЕВ. — Но вначале позволю себе маленькую реплику в адрес предыдущего оратора.самыми необходимыми инструментами, приспособлениями, верстаками. Стационарных пунктов техпомощи еще не хватает, и такие «передвижки», на мой взгляд, — хороший выход 1из положения. Надо больше проявлять заботы ио самих водителях — об их отдыхе, обслуживании. Примером может служить до рога Москва — Харьков. Здесь всегда .найдешь место для ночлега, стоянки машин и т. д . Этот положительный опыт не обходимо распространить но все дороги нашей страны.КТО ХОЗЛИЖ3SCE ЖОРОГЖ7У ж очень велики у нас потери бензина при заправке из колонок. Давно настало время создать «пистолеты» с автоматической отсечкой топлива при полной заправке бака, а автомобилестроителям следует по думать над новой, более совершенной конструкцией баков. Теперь о техническом обслуживании на дорогах. Год назад— Все, о чем здесь говорилось, правильно, — соглашается заместитель председателя бюро Всесоюзной секции автомототуризма кандидат технических наук Михаил Сергеевич ШИПАЛОВ. Но следует устранить разноаедомственность и многоступенчатость «службы быта» на дороге иI Возвращаясь | н напечатанномуВ кабинете начальника Днепропетров! ского автомотоклуба в «красном углу» | стоят кубки, рядом на стене висят вым] пелы — спортивные трофеи, добытые мотоциклистами области в соревнова: ниях республиканского масштаба. Победы днепропетровских гонщиков тщательI но зафиксированы в журнале учета у заместителя председателя обкома ДОСААФ Г. Носаченко. Данные эти выглядят довольно внушительно. Ну, а как же обстоит дело с вовлечением широких масс молодежи в систематические занятия спортом? Ведь именно это является важнейшей задачей III Всесоюзной спартакиады. Обратимся к цифрам. По отчетным данным, имеющимся в обкоме ДОСААФ, за 1963 год проведено 51 состязание. На старты вышло 1375 человек. Много это или мало? По сравнению с предыдущим годом — это шаг вперед. Но если учесть ! число подготовленных в клубах и на курсах мотоциклистов, из которых примерно у 80 процентов свои машины, и принять во внимание «географию» состязаний, вывод придет сам собой — успехи довольно скромны. В области 31 районный и городской комитет ДОСААФ. 20 из них не проложили мотоциклетных трасс, а значит остались в стороне от 1 спорта. Значит, остался невыполненным один из основных пунктов решения президиума областного комитета ДОСААФ. Не отличались соревнования и разнообразием. В Днепропетровской области в почете только два их вида: «фигурка» на i местах (если не считать «кроссов», кание I иногда проводят, например, в Кривом ; Роге — десяток-другой километров .по шоссе, обратно — по обочине) и кроссы — «на высшем уровне». А это три старта за год,, в которых встречаютсяНе вышедшие наВ декабрьском номере нашего журнала за 1962 год была напечатана статья судьи республиканской категории В. Моргунова «Сошедшие с трассы». Речь в ней шла о серьезных недостатках в развитии мотоциклетного спорта на Днепропетровщине, о запущенности массовой работы, о невнимании к этому виду спорта досаафовских организаций и безынициативности областной автомотосекции. Днепропетровский обком ДОСААФ не прошел мимо тревожного сигнала. М а териал обсуждался на заседании президиума. Критика была признана правильной, намечены соответствующие мероприятия, и редакция получила ответ председателя обкома И. Рубцова, с которым ознакомила читателей в апрельском номере журнала (1963 г.). Минул год. Для досаафовских организаций он был насыщен подготовкой к III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта. Редакцию, естественно, интересовало, что сделано за это время в Днепропетровской области для массового развития мотоциклетного спорта, для подготовки к стартам Спартакиады, как выполняет обком собственное решение. И вот в Днепропетровск выехал наш корреспондент. одни и те же 35—40 гонщиков, представители трех коллективов — Днепропетровского и Днепродзержинском автомотоклубов и одного из заводов Днепродзержинска. Давно сложившаяся традиция осталась в 1963 году неколебимой. Не помогло ив этой части решение обкома ДОСААФ. Мы не случайно начали с соревнований, с их характера, числа и состава участников. В Положении о Спартакиаде соревнования рассматриваются как средство вовлечения широких масс в регулярные занятия техническими видами спорта, средство повышения мастерства. Какова с этой точки зрения спортивная судьба вышедших на старты в 1963 году и тех 440 из них, что стали третьеразрядниками? К сожалению, для подавляющего большинства первая ступенька в спорте пока осталась и последней. Одна из причин — в самой организации соревнований. Нам рассказали об одном «безошибочном» способе. Договорившись с ГАИ, при вызове владельцев мотоциклов на техосмотр предлагают им пройти «фигурку», на финише которой заманчиво улыбается заветный талон, свидетельствующий об исправности машины. Тут-то «счастливчини» и попадают в объятия хлопочущих около судейского столика председателей райкомов ДОСААФ, которые оперативно распределяют между собой новоиспеченных разрядников в соответствии с их территориальной принадлежностью. Конечно, ничего нет плохого в том, что владельцев мотоциклов лишний раз проверят в мастерстве езды. Но спорту такие принудительные10 Круглый столобщее пользование, водители автомобилей не будут испытывать затруднений. К сожалению, ведомственные барьеры мешают до сих пор ^^& , j р общему делу. Кажется, простой Ч более согласованно, вопрос — выбор места для диться строительства бензоколонки больше думать над уДешевлестроительства дорог, или гаража. Но какой тернинием стый путь приходится преодобензоколонок, станций технилевать! Нередко для постройки автозаправочных станций вынить: дороги — вещь очень деляются плохие участки на дорогая. Только за последнее окраинах городов, в оврагах, строительство обходится пятилетие в Советском Союзе и построены десятки тысЯч киловтридорога. Совершенно правильно здесь метров дорог, все шире развиваются междугородные пеговорили, что в сфере обслуревозки грузов, создаются живания водителей на дорогах лучшие возможности для разслишком ..много хозяев. Знавития автотуризма, скоро бучит, нужно разумно координидут завершены такие магистровать их деятельность. рали, как Москва — Волгоград, Впереди много работы. Но чеокого обслуживания, будем Москва—Рига, Ф рунзе — О ш . мы можем ускорить решение лучше использовать типовые — В обслуживании автомовопросов, если будем тру- проекты. билистов,- — отметил в своем Кстати, о местах отдыха для выступлении ответственный сотуристов. Летом туристу совсем трудник Совнархоза СССР МиВстреча за круглым столом дала возможность провести не нужен мотель или номер в хаил Степанович ПЕЧАТКИН,— много недополезный обмен мнениями по вопросам, глубоко волнующим гостинице; Ему порой доста- действительно автомобилистов. В ходе разговора наметились, на наш взгляд, лгочно огороженного участка на статков. Чтобы устранить их, поляне, опушке леса, где мож потребуются и время, и дои пути к решению задач, которые каждодневно ставит жизнь полнительные средства, и мноно поставить машину и перенои перед теми, кто проектирует и строит дороги, и перед тегое другое. Верно отмечачевать в ней. Создать такой ми, кто их обслуживает. лагерь несложно при самых ют, что не хватает станций техМожет быть, нереально централизованное руководство нического обслуживания, автоминимальных затратах. всем, что создано и создается на дороге и для дороги. Но ясно одно: у каждой из служб — технической помощи, орга— Участники нашей беседы заправочных станций. Но это низации движения, обеспечения ГСМ, обслуживания водитеза круглым столом, — сказал трудности роста, с которыми лей (мотели, пункты питания и т. д.) — должен быть один хоглавный специалист Госплана нельзя не считаться. Кстати, зяин. СССР Илья Иванович ВЛАДИдолжен сказать, что у нас в МИРОВ, — у же достаточно стране многие тысячи бензоРедакция надеется, что критические замечания и рациопринадлежат разполно обозначили тот круг тре-> колонок нальные предложения, высказанные участниками беседы, буличным ведомствам, организабований, которые предъявлядут внимательно изучены учреждениями, которые отвечают Если ются сейчас к автомобильным циям и министерствам. за состояние дорог и организацию движения, за обслуживапередать эти бензоколонки в дорогам. Но надо всегда помние многомиллионной армии водителей. возле нее. К тем примерам, которые приводились, можно добавить, что пансионаты и кемпинги в Российской Федерации, например, переданы ВЦСПС, а мотели и гостиницы на трассах подчинены другим ведомствам и т. д. Мне кажется, все, что-создано на дороге, все, что предназначено для обслуживания в пути автомобилистов и автомобилей, должно находиться в одних руках.журнала1чж« З а рулем»И ?;ДВ^,ыС*трассустарты мало что дают. Многие из тех, кто получили разряд, даже не являются за классификационными билетами. Главная же причина состоит в том, что молодежи на Днепропетровщине по су^ществу негде заниматься мотоциклетным спортом. Куда бы могли пойти мотоциклисты? В городской автомотоклуб, в самодеятельный спортивно-технический клуб, в автомотосекции при первичных организациях ДОСААФ. И таких охотников немало. Но практически двери этих организаций перед ними закрыты. Два штатных клуба из пяти, имеющихся в области, по-настоящему культивируют мотоспорт. Но они — только для «избранных», для тех, кто уже прочно освоил спортивную азбуку. Ведущий, Днепропетровский клуб подготовил в прошлом году 42 мотоциклиста третьего и7 второго разряда — это намного больше, чем годом раньше. Однако владельцы личных машин по-прежнему остались за бортом. Недостатки в развитии спорта пытаются объяснить нехваткой спортивных машин. Но ведь начинающий спортсмен может совершенствоваться на дорожном мотоцикле — до спортивного ему еще надо дорасти. Конечно, далеко не всякий поедет на своей машине на кросс, проводимый клубом, а вот в однодневке, в спринтерских гонках, предусматриваемых программой Спартакиады, после тренировок смог бы участвовать каждый. Однако эти наиболее массовые соревнования у днепропетровцев не в чести. Те же молодые водители, которые получают в клубах удостоверения на право вождения мотоцикла, гораздо быстрее и увереннее овладели бы техникой езды, если бы спорт явился продолжением учебы. Но клубы готовят выпуск за выпу7*ском, а потом, после «фигурки», сопровождающей окончание учебы, теряют из виду своих воспитанников. 50 человек, 30 человек — разве такими цифрами должно измеряться число постоянных членов Днепропетровского и Днепродзерж инском клубов? Их даже клубами в прямом смысле не назовешь. И разве не резонно предлагает тренер Днепропетровского автомотоклуба В. Мунштуков организовать здесь техническую консультацию, а может быть, и мастерские, которыми смогли бы пользоваться авто- и мотолюбители. Это помогло бы расширить актив, укрепить бюджет, что благотворно сказалось бы на развитии спорта. Штатные клубы погоды в спорте не сделают, если не станут своего рода центрами учебно-спортивной работы. В Днепропетровской области они пока слабо связаны с горкомами и райкомами, с низовыми коллективами ДОСААФ. Настоящей массовости днепропетровцы добьются в том случае, если за мотоциклетный спорт как следует возьмутся самодеятельные спортивно-технические клубы, хозрасчетные курсы ДОСААФ по подготовке водителей на крупных предприятиях, в институтах. Это большая сила, но она еще дремлет. Не разбудило ее решение обкома ДОСААФ. Мы побывали в комитете ДОСААФ завода имени Петровского в Днепропетровске. На заводе много молодежи. Есть личные мотоциклы, есть своя техническая база — хорошо оснащенные хозрасчетные курсы, выпускающие 200 мотоциклистов в год. Нет только мотоциклетного спорта. «Пытались обратиться к молодежи. — говорит председатель комитета ДОСААФ С. Мурыгин, — но ничего из этого не вышло». А что если бы пригласить на завод мастеров спорта, организовать беседы, показательные выступления? Не верится, чтобы не было у молодежи «огонька». Надо только раздуть его. Это подтверждает и пример тех комитетов, где умело ис душой подходятк делу. Взять рудоуправление имени Дзержинского в Кривом Роге. Нашлись здесь энтузиасты, сумели использовать хозрасчетные курсы, получить помощь администрации, доказав делом, что эта помощь пойдет впрок. В Днепропетровской области много больших предприятий, крупных учебных заведений. В смысле развития мотоспорта это еще целина. Поднять ее можно, объединив усилия руководителей досаафовских организаций от обкома до Первичных, областной секции автомотоспорта, общественности. Пока секция плохо связана с местами. Это, если можно так сказать, полководец без войска. Не помогло пока и здесь решение обкома ДОСААФ. Среди части руководителей районных и низовых досаафовских организаций в области, да и начальников клубов распространено мнение, что спорт — это дело тренеров, а раз так, то с них и спрос. Начальник Днепродзержинского клуба В. Павлюченко руководит спортом через заведующего гаражом, которому по существу подчинил тренера. Такая «схема» руководства вряд ли даст хорошие результаты. Сейчас на Днепропетровщине началась III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта, на которую руководители обкома возлагают большие и обоснованные надежды. Но главное, чтобы Спартакиада не превратилась в кампанию, чтобы она дала толчок развитию спорта, в том числе и мотоциклетного. Обком ДОСААФ может, конечно, принять еще один документ о развитии мотоспорта и снова раздать «всем сестрам по серьгам». Важно не это, важно, чтобы решение служило руководством к действию. Б. МАНДРУС наш спец. корр.Днепропетровск — Кривой Рог.11