За нашуСоветскуюJPodunylХОЗРАСЧЕТ - ПУТЬ К ПОДЪЕМУ ВСЕЙ РАБОТЫ ОБЩЕСТВАС. С. ШАТИЛОВ, первый заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССРМЩинуло ровно два года с тех пор, как состоялся V Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. В жизни трудящихся нашей страны это было время больших общественно-политических событий. Советский народ с огромным творческим подъемом трудится над претворением в жизнь величественных планов коммунистического строительства, намеченных XXII съездом партии, над выполнением решений прошедших после съезда Пленумов ЦК КПСС. Сообщения, которые мы ежедневно читаем в печати, — о замечательных трудовых победах во всех отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте, на полях колхозов и совхозов, радуют и вдохновляют советских людей. Оглядываясь на путь, пройденный нашим добровольным Обществом после V съезда, можно также с удовлетворением отметить: миллионы советских патриотов, объединенных вДОСААФ , вносят серьезный вклад в дело военно-патриотического воспитания трудящихся и обучения населения средствам гражданской обороны, активно содействуют подготовке молодежи к труду в народном хозяйстве и службе в армии, настойчиво борются за дальнейшее развитие военноприкладных и технических видов спорта. Успешно выполняется взятое V съездом ДОСААФ обязательство :— готовить ежегодно до миллиона технических специалистов. В прошлом году для народного хозяйства обучено более 400 тысяч шоферов, почти столько же мотоциклистов, 150 тысяч трактористов, 58 тысяч мотористов. Сейчас, пожалуй, в каждом автохозяйстве, в совхозе и колхозе мож но встретить водителей, получивших техническую специальность в наших учебных организациях. А разве не отрадно, что сотни тысяч советских людей, членов патриотического Общества, стали шоферами-любителями, водителями мотоциклов, мотолодок, пройдя курс обучения в ДОСААФ? Размах учебной работы, достигнутый -после V съезда, еще более приблизил нас к насущным общенародным делам, сблизил с теми задачами, которые решаются партийными, советскими, хозяйственными организациями. Важность и полезность деятельности нашего Общества с каждым годом находит все большее признание среди трудящихся. Примером может служить тот факт, что Советы Ми нистров Российской Федерации и Украинской ССР вот уже второй год поручают досаафовским организациям готовить кадры шоферов для народного хозяйства. Это — высокая оценка нашей работы и свидетельство большого доверия кДОСААФ . Но нам надо идти дальше. Этого требует жизнь. В стране непрерывно расширяется парк машин, многие хозяйства переходят на двухсменную работу, сотни тысяч шоферов-профессионалов стремятся повыситьсвою квалификацию. Надо учитывать и' интересы индивидуальных владельцев , легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, мотолодок, число которых все время растет. Иначе говоря, ежегодно требуется обучить <ц переподготовить сотни тысяч водителей. Спрашивается: какое место должно принадлежать в этом важном и ответственном деле досаафовским организациям? Могут ли они сейчас полностью взять на себя подготовку водительских кадров в стране? За последнее время с группой работников ЦК ДОСААФ мне довелось побывать на Украине ив Казахстане, в северных областях РСФСР, в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Мы довольно обстоятельно познакомились с подготовкой технических специалистов, советовались с председателями комитетов. На местах товарищи единодушно заявляют, что эта задача нам по плечу. М ыможемс ней справиться, полностью взяв на себя подготовку водительских кадров в стране, за исключением специальной подготовки, которую ведут учебные организации министерств автомобильного транспорта. Участники майского пленума ЦК ДОСААФ скажут по этому вопросу свое слово. Но уже сейчас ясно, что наиболее верным и надежным путем к этому является широкое и всестороннее развитие хозрасчета. Только на основе самоокупаемости и хозрасчета мы сможем резко увеличить средства, необходимые на дальнейшее расширение всей досаафовской деятельности. Правильно организованный хозрасчет еще выше поднимет ответственность за дело, развяжет инициативу работников, потребует более бережного отношения к технике, имуществу, всем материальным ценностям, которыми располагает наше Общество. Несомненно и то, что новый размах учебной работы, все расширяющаяся подготовка автомобилистов и мотоциклистов потребуют некоторой перестройки сети учебных организаций. Подробно об этом разговор пойдет на предстоящем совещании председателей республиканских, краевых и областных комитетов ДОСААФ . Заслуживает внимания в этой связи одно предложение, которое следует поставить на обсуждение. Жизнь подсказывает такой путь: 'в городах и районах, где нет штатных учебных организаций, надо создать спортивнотехнические клубы с широкой сетью филиалов или курсов при первичных организациях промышленных предприятий, строек, совхозов и колхозов. В крупнейших первичных организациях следует создавать свои самодеятельные клубы. Но при этом на них должно полностью распространяться Положение о районных самодеятельных клубах. Таким образом мы приблизим наши учебные организации к рабочей и колхозной молодежи.1 И разумеется, нужно добиваться образцовой постановки учебной работы во всех наших клубах, постоянно бороться за качество подготовляемых кадров, за марку и авторитет досаафовских учебных коллективов, гордиться принадлежностью кДОСААФ так, как гордятся наши прославленные герои-космонавты Ю. А. Гагарин, В. В. Николаева-Терешкова, как гордятся тысячи ударников коммунистического труда тем, что они впервые сели за штурвал самолета, за руль автомобиля в учебных организациях оборонного Общества. Наши комитеты испытывают большую потребность в помещениях. Многие клубы, автошколы, курсы еще ютятся в тесных, темных, сырых, неприспособленных для занятий классах. Первостепенная задача комитетов — обеспечить каждый клуб, филиал, школу, курсы хорошим помещением с теоретическими и производственными классами, оснащенными всеми необходимыми наглядными пособиями, техникой, оборудованием, инструментами для горячей и холодной регулировки двигателей, разборочно-сборочных, слесарных, ремонтных работ и т. п. Задача трудная, решить ее можно только совместно с советскими, хозяйственными, профсоюзными организациями. Но при всех условиях инициаторами обязаны выступить досаафовские комитеты. В ряде республик и областей это уже начали делать, и опыт, надо сказать, удачный. Дома технической учебы построили в Ереване и почти во всех районах Армянской ССР. На Украине — в Киеве, Харькове, |Донецке, Херсоне, Ужгороде, Чернигове, Хмельницком — всего в одиннадцати областных центрах сооружены четырехэтажные красивые здания. Более 50 сооружений поменьше и поскромнее получили досаафовские организации в Старом Крыму, Бахчисарае, Ялте, Севастополе, в других районах и городах. Опыт Украины, Армении, ряда областей Средней Азии заслуживает того, чтобы им воспользовались и другие комитеты ДОСААФ. Развертывается строительство домов технической учебы в Российской Федерации. В Костроме такой дом скоро будет готов. Приступают к постройке учебного здания и больших ремонтных мастерских в Саратове. Многие комитеты получили неплохй*е*помещения от местных органов. Недавно Омскому обкому ДОСААФ выделено два больших помещения под клуб и хозрасчетные ремонтные мастерские. Каковы же источники средств для строительства? Они различны, но условия успешного их использования одинаковы: инициатива и труд общественности. Что же касается многих районных домов технической учебы, то здесь принцип общественной стройки является преобладающим. В прошлом году мне пришлось познакомиться с работой самодеятельных автомотоклубов в Алупке и Судаке в Крыму, Там здания с просторными, светлыми теоретическими классами и классами производственного обучения полностью возведены по принципу народной стройки, с применением местных материалов. Общественники — члены ДОСААФ , в том числе спортсмены и курсанты самодеятельного клуба, трудились во внеурочное время, использовали клубный транспорт и т. д. Необходимо и дальше расширять строительство, ремонт таких помещений, где можно было бы объединить мелкие, разрозненные учебные организации, и по-настоящему организовать там учебный и воспитательный процесс. В неразрывной связи с подготовкой кадров, с созданием технической базы клубов, школ, курсов находится развитие технических видов спорта. Каждый штатный и самодеятельный клуб должен стать центром спортивной работы и учебы общественного актива — спортивных судей, инструкторов, тренеров. Одна из главных задач на нынешнем этапе развития технических видов спорта — строительство спортивных сооружений. Без них мы не двинемся вперед. Ведь не секрет: настоящей кузницей спортивных кадров стали именно те города, где построены гаревые и ледяные дорожки , мотодромы. Опыт Ленинграда, Уфы и других городов достаточно показателен в этом отношении. А там, где есть база для развития технических видов спорта, там, как правило, успешнее решаются и вопросы самоокупаемости. Сейчас гаревые и ледяные мотогонки приобрели права гражданства в городах Башкирии, во Львове, Ровно, Свердловске, Куйбышеве, Иркутске, Балакове. Молодежь любит эти острые, захватывающие состязания. На протяжении последних трех лет в Уфе, например, во время мотогонок стадион всегда заполнен до отказа. 'Большая популярность этих гонок у населения и, как следствие этого, высокая их окупаемость лишний раз убеждают в полезности дальнейшей организации такого рода спортивных встреч.Любят у нас и мотокросс, шоссейно-кольцевые гонки картинг, мотобол, завоевывающий все большую популярность. И там, где умело поставлено дело, где заранее организована реклама, продаются билеты, проводятся розыгрыши памятных подарков, продажа программ и другие мероприятия, удается не только окупить затраты, но и получить доходы. Нам надо иметь в ближайшее время хотя" бы по одной трассе для «россов и шоссейно^кольцешых гонок, один мотод ром «а область. В расширении капитального строительства, в правильном использовании наших учебных и спортивных сооружений, в умелом развитии хозрасчета есть еще одна важная сторона — моральная. Люди видят реальные плоды своего членства вДОСААФ , воочию убеждаются в том, что дело, за которое они голосуют не только поднятием руки, но и своими трудовыми деньгами, воплощается .в машины, механизмы, учебные здания, спортивные сооружения, в подготовку тысяч и тысяч технических специалистов, спортсменов. В результате — растет авторитет добровольного Общества, пополняются его ряды, повышается внимание к его деятельности со стороны местных советских, партийных, профсоюзных организаций. Разве не показателен такой факт: в Ашхабаде горисполком назвал улицу, на которой открылся Дом технической учебы, улицей ДОСААФ ! Многие наши ветераны, а наряду с ними молодые люди — инженеры, техники и другие специалисты промышленности, сельского хозяйства, автотрансп орта , — считают за честь трудиться бескорыстно, на добровольных началах в нашем Обществе, помогая молодежи в овладении техническими знаниями. Тысячи спортсменов-автомобилистов, мотоциклистов ДОСААФс успехом выступают на многочисленных соревнованиях у нас в стране, а лучшие из них — и за рубежом. Авторитет Общества будет тем выше и значительнее, чем больше мы будем вкладывать труда, энергии, инициативы в дело дальнейшего развертывания оборонно-массовой, учебной и спортивной работы на принципах хозяйственного расчета, на основе самоокупаемости и широкой самодеятельности членов Общества. Между тем мы далеко не исчерпали того, что может и должен давать правильно поставленный хозрасчет. Назрела, например, необходимость поставить вопрос о более рациональном использовании учебных автомобилей. Программой подготовки шоферов предусмотрено обучение вождению автомобиля в производственных условиях — на перевозке грузов. Как же загружаются учебные автомобили? Они обычно возят песок, насыпанный в ящики или катают по улицам курсантов. Не лучше ли в эти часы доставлять полезные грузы? По договоренности с местными советскими и хозяйственными организациями, на принципах хозрасчета можно перевозить строительные материалы, продукты и другие грузы. Кроме всего прочего, это приблизит подготовку шоферов к реальным условиям их будущей работы. Конечно, для этого нужны определенные организационные мероприятия: необходимо разработать и изучить с курсантами маршруты перевозок, обеспечить своевременную погрузку и выгрузку с соблюдением правил техники безопасности. Только тщательная подготовительная работа позволит осуществить эти перевозки с наибольшей выгодой для каждой из сторон. Такой опыт уже есть в Молдавии, Новосибирской, Курской областях, в ряде других мест. Надо умело его использовать и распространять. Жизнь подсказывает, что мы можем поставить и другую весьма актуальную и вполне посильную задачу — создание на первых порах хотя бы в крупных городах сети мастерских по ремонту автомобилей и мотоциклов, пунктов ремонта подвесных и лодочных моторов, постов для простейшего обслуживания техники, сварки, покраски, мойки, смазки и т. д. В этом деле также есть положительные примеры. Несколько лет подряд успешно и рентабельно трудится коллектив Харьковской автомастерской, обслуживая учебные организации ДОСААФ , автолюбителей. Десятки тысяч рублей, вырученные мастерской, обком ДОСААФ использовал на капитальное строительство, пополнение и обновление техники, оборудования в своих учебных организациях. Этот пример далеко не единичен. Значительные доходы, которые получены автомотомастерскими ДОСААФв Ереване, Ашхабаде, Туле и других городах, также играют большую роль в дальнейшем развитии учебной и спортивной работы. За последнее время стали появляться небольшие, но до ходные мастерские по простейшему обслуживанию автомобилей, мотоциклов, мотороллеров — мойке, смазке и т. п. В частности, хорошую инициативу проявил Ставропольский крайком ДОСААФ , создав такой пункт в Кисловодске. Настала пора обобщить опыт хозрасчетных мастерских и2