Пусть легким окажется путьМирославKJj огда наши читптели • • п рочтут эти короткие заметки, спидометры двух «Татр», на которых известные чехословацкие путешественники Ганзелка и Зикмунд совершают свое втор ое «ралли» вокруг света, вероятно, будут отсчитывать последние километры пути по советской Сибири. Однако перед стартом из Иркутска Иржи и Мирослав вместе с врачом экспедиции Йозефом Корынтой успели побывать в Москве. Здесь в посольстве Чехословацкой Социалистической Республики они дали пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов. Иркутск явился как бы промежуточным финишем на трассе этого сверхдальнего пробега перед новыми этапами, которые, как сообщили Ганзелка и Зикмунд, пройдут через Якутию, Магадан, Красноярск, Новосибирск, республики Средней Азии, Магнитогорск, Челябинск, Свердловск. В конце октября экспедиция рассчитывает добраться до Москвы и «выйти на финишную прямую». Всего по нашей стране «Татры» пройдут около 30 тысяч километров. Журналисты задали путешественникам десятки самых разнообразных вопросов, начиная с обычного «Как возникла мысль о путешествии?» и кончая почти интимным — «Как относятся родные к их стольЗикмунд и ИржиГанзелкапродолжают путешествие по СССРстрявших машин: ведь у «Татр» все четыре колеса ведущие, да еще блокируется дифференциал. — Какой участок в ваших путешествиях был наиболее трудным? — Пожалуй, дорога через Нубийскую пустыню в Судане. Во-первых, мы были единственными смельчаками, кто рискнул пройти ее не на специально оборудованных машинах, а на обычных легковых. Во-вторых, не учли отклонений компаса и сбились скур са. К тому жеу нас прорвался брезентовый мешок, и мы остались при 59-градусной жаре без капли воды. Спаслись чудом: ночью вдруг услышали какой-то шум и свист и, двинувшись в его направлении, вышли к Нилу. Оказалось, что вдоль берега проходила железнодорожная магистраль, и раз в три дня здесь проносился экспресс, шум которого и послужил нам ориентиром. — Неужели вам ни разу не приходилось прибегать к посторонней помощи? — Нет, не приходилось. Управлялись своими силами, хотя на дорогах Индонезии раза три «зарывались» довольно основательно. Чуда здесь никакого нет: на своих машинах мы установили пусковые стартеры с советского самолета ИЛ-12 и используем их как лебедки-самовытаскиватели. Каждая «Татра» весит четыре тонны, а такой «Ильюшин» может вытащить больше пяти. — Каковы ваши впечатления от знакомства с советскими людьми, с шофера-. ми? — Самые хорошие. По дорогам СССР мы проехали уже около пяти тысяч ки лометров и встретились в пути с водителями самых различных машин. Это были приятные встречи. Надо сказать, что техническая подготовка советских шоферов намного выше, чем в других странах. Их отличает не только высокое водительское мастерство, но и настоящая любовь к технике, стремление досконально разобраться в устройстве машины, которой они управляют, умение устранить любую возникшую в пути неисправность. М ы считаем, что это закономерный результат социалистической системы воспитания специалистов. Ваши водители с готовностью приходят на помощь. Более подробными впечатлениями Ганзелка и Зикмунд обещали поделиться по возвращении вМо скву. Доброго вам путешествия, дорогие друзья. До новой встречи! Г. ЗИНГЕР.длительному отсутствию дома?». Корреспондент «За рулем» постарался получить ответы на вопросы, в первую очередь интересующие автомобилистов. — Как протекает путешествие и как ведут себя машины? — В общем, все идет по графику, хотя предусмотреть многие неожиданности невозможно. Машины работают нормально, то есть с «нормальными трудностями». В первом путешествии по Африке и Америке частенько приходилось перебирать рессоры, так как машины шли с большим перегрузом. Сейчас нашим грузовикам (читатели помнят, наверное, что автомобили экспедиции, как об этом сообщалось в № 11 журнала за 1963 г., собраны на шасси серийных 8-цилиндровых грузовых «Татр») багаж вполне под силу. Очень выручает большой дорожный просвет машин, достигнутый благодаря применению колесных редукторов. Наши автомобили сравнительно легко проходят там, где многие просто «садятся на дифер». Например, на юге Суматры мы прошли около полутора тысяч километров по совершеннейшему бездорожью в местах, где на легковых автомобилях никто даже не рискует и появляться. Более того, по пути пришлось вытащить восемнадцать заКУБОК ЕВРОПЫ ПО МОТОБОЛУП оинициативе союза мотобола Франции, где эта игра пользуется большой популярностью, в нынешнем году вперв ые будет разыгран Кубок Европы. Кроме французских мотоболистов. в соревн ованиях примут участие команды Бельгии, Голландии и ФРГ.С АЛОН ГОНОЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙС" жегодно в Лондоне открыт салон го™ ночных автомобилей. Эта единственная в мире выставкав этом году работала впятыйраз . На ней были показаны гоночные испортивные автомобили, отдельные узлыиспециальное оборудование для скоростныхмашин . Всеобщий интересвызвал гоночный «Лотос-25» — автомобиль, на котором шотландец Д. Кларк выиграл первенство мира 1963 года. Но в центре внимания все жеоказался его собрат — новый спортивный «Лотос-30» с 8-цилиндровым V-образным мотором «Форд-Фэйрлейн» (4627 см', 4 сдвоенных карбюратора , 350 л. с ) , р асположенным сзади. Машина имеет хребтовую раму, пластмассов ый кузов и 13-дюймовые колеса из магниевого сплава. Ее вес 750 кг, а максим альная скорость 320 км/час. Известный своими гоночными моторами, построенными на базе серийных «Форд-Англия», завод «Косворт» демонстрировал 1000-кубовый двигатель СКА (с верхним кулачковым валиком) д ля маш информулы II мощностью 115 л. с. Другой двигатель — «Лотос-Косворт-13» п редназначендляспортивных автомобилей. Он снабжен двумяверхними кулачковыми валикамиипри рабочем объеме 1600 смз имеет мощность 145 л. с. С этим двигателем «Форд-Кортина» развивал скорость 206 км/час вгонкахзакрытых серийных машин. Двигатель для гоночных автомобилей формулы III показал завод «Хольбэй». Он создан на базе мотора «Форд-Англия», но обладает большей мощностью — 85 л. е. при 8000 об/мин. З авод представил такж еразработанную им для гоночных моторов систему зажигания на полупроводниках, р аботающую на режимах до 20 000 об/мин. Основной узел новой сис темызажиганияустанавливают на место обычного прерывателя без каких-либо переделок. На выставкеможно было увидеть отд ельныеузлы гоночных автомобилей: пяти- и четырехскоростные коробки передач для машинформулIи III, дисковые тормозаразных модификаций, комплекты систем непосредственного впрыскатопливаи полупроводниковые системызажигания . Представляют интер есинаборы для форсировки серийных двигателей (впускной коллектор с карб юраторами , глушитель, специальные гол овкаикулачковый вал).МОТОРЫ ДЛЯ КАРТОВтальянский мотоциклетный завод «Парилла» в ыпускаетспециальные двигатели для картов . В настоящеевремязавод освоил производство трех новых моделей двигателей класса 100 см-. Это двухтактные одноцилиндровые моторы сдисковым золотником на всасывании . Все они имеют степень сжатия 15 иразвивают мощность от 13 до 15 л. с. п ри 9500 об/мин. На двух - моделях охлаждение воздушное, на одной — 13-сильной — с вентилятором.И29