18
19
НОВЫЕ ПУТЕВЫЕYHMS&J«Указатель наименований». «Указатель направлений». «Указатель расстояний». «Предварительный указатель направлений». 5. «Маршрутная марка». 6. «Километровый знак». 7. Указатель «Берегись поезда!».1. 2. 3. 4.Путевые указатели устанавливаются: i — у границы населенного или иного географического пункта; 2 — непосредственно перед перекрестком; 4 — на дорогах за 250—450 м, а в гор одах — за 75—100 м перед перекрестком; 5 — в начале маршрута."X:ж~ В мартовском номере журнала мы рассказали о новых дорожных знаках. Введенный недавно государственный стандарт включает и путевые указатели, точно определяя их величину, форму, тип, размеры шрифта и т. п. На этих страницах наши читатели познакомятся с новыми указателями и узнают, как они создавались.НОВЫЕ ПУТЕВЫЕ УКАЗАТЕЛИаждому водителю хорошо известно, какое важное значение для четкого и скоростного движения автомобилей имеют путевые указатели: они не только информируют о маршруте, дают возможность определить местонахождение, но и позволяют правильно выбрать скорость движения, своевременно принять решение при изменении его направления. Разумеется, такая информация должна поступать вовремя, в противном случае придется значительно замедлять скорость, чтобы прочитать указатель, иначе пропустишь его и потеряешь на какое-то время ориентировку на дороге. Многие факторы надо поэтому учитывать при определении конфигурации и размера шрифтов надписей — и прежде всего скорость движения, геометрические элементы дороги, физиологические свойства глаза, особенности восприятия. Прежний стандарт не отвечал всем этим требованиям. В нем были приведены только размеры щитков, да и то рекомендованные пределы их допускали произвольность выбора, что приводило к несоответствию путевых указателей той или иной категории дороги. Например, на магистрали Москва — Горький, да и на многих других, встречались указатели, на которых названия городов были сделаны шрифтом высотой в 80 мм , и понятно, что такую надпись своевременно прочесть можно было только на скорости 20—30 км/час, При разработке нового ГОСТа стремились так оформить путевые указатели, чтобы они могли быстро и полностью читаться даже из автомобиля, движущегося с большой скоростью. Кроме тех качеств, о которых шла речь выше, принимались во внимание размеры указателей, интервалы между буквами, контраст между надписью и фоном, освещенность и место установки указателей, тип дороги, ее состояние и условия движения. Для того чтобы определить все эти параметры, пришлое» рассмотреть две наиболее типичные дорожные ситуации. Первая ситуация. Автомобиль должен свернуть в сторону. В этом случае (рис. 1, слева) расстояние от знака доКп1... ТОЧКА '{^ИСЧЕЗНОВЕНИЯЛi:_ЛВторая ситуация. Водитель встречает указатель, имеющий для него чисто информационное значение и не требующий каких-либо активных действий, В этом случае (рис. 1, справа) расстояние между указателем и местом, откуда надпись начинает читаться, также состоит из двух участков. На протяжении первого ( L 11 ) происходит полное прочтение надписи. Этот участок должен заканчиваться у так называемой «точки исчезновения» — места, откуда угол отклонения взгляда водителя от оси движения начинает превышать 15 градусов, так как при дальнейшем увеличении этого угла водитель теряет из поля зрения дорогу, что грозит аварией. Величина второго участка определяется, с одной стороны, значением этого угла ис другой — расстоянием от указателя до .оси движения автомобиля, В обеих ситуациях «путь чтения» (L) зависит от времени чтения (t) и скорости движения автомобиля (V). Время чтения определяется числом слогов надписи (рис. 2), причем в первом случае к нему прибавляется одна 5ю 15 го 15 секунда на принятие решения об число слогов изменении направления. Скорость движения выбиралась Рис . 2. в зависимости от категории дорог. В первой ситуации для дорог I категории — 80 км/час, II—III категорий — 60 км/час, IV—V категорий и городов — 40 км/час; во второй — 100, 80 и 60 км/час соответственно. Следовательно, в рассматриваемом нами примере, чтобы на скорости, например, 80 км/час прочесть надпись указателя направления, состоящую из пяти слогов (для чего потребуется 1,3 сек.), необходим такой «путь чтения»: 80 L ==V ( t + 1 ) =-5~тХ2,3 г ; 53 м. Полное же «расстояние разборчивости» должно составить в среднем 75 м. На основании многих исследований была установлена и зависимость «расстояния разборчивости» от размера шрифта. Существует несколько типов шрифтов с различным соотношением высоты и ширины букв. Для путевых указателей наиболее целесообразным является «узкий шрифт» (отношение ширины букв к высоте 3 : 7). Высота букв была определена для каждой категории дорог; I — 25 см, II—III — 17 см, IV—V и городов — 12 см. Образец нового шрифта приведен в ГОСТе. Наконец, немалую роль играет и расстояние между буквами. С увеличением его от минимального (~у высоты буквы)/ 2'5.*Р ис . 1. места, откуда он начинает читаться («расстояние разборчивости» — Е), можно разбить на два участка: тот, на протяжении которого надпись полностью прочитывается ( L 1 ), и второй — от места, где водитель должен принять решение («точка активного действия») об изменении направления движения и произвести необходимые действия, до самого указателя (I 1 ). Величина первого участка зависит от времени, необходимого на то, чтобы прочитать надпись, и скорости автомобиля; величина второго—от плана дороги: скажем, при пересечении дорог под углом 60 градусов она должна равняться 20—25 м.до оптимального ( -=~ее высоты) «расстояние разборчивости» увеличивается на 20 процентов. ГОСТом установлено также два размера щитков: для надписей из 7—8 букв и из 15—16 букв. В том случае, если надпись даже при соблюдении минимальных расстояний между буквами не умещается на щитке, применяется тип шрифта, предусмотренный для следующей категории дорог. : • "*Щ Среди дополнительных средств к знакам появится новый указатель. Он называется «Берегись поезда!» (на рисунке показан под цифрой 7) и предупреждает водителей о приближении к опасному железнодорожному переезду без шлагбаума. Указатель выполняется в двух вариантах — для железнодорожного полотна с одной и несколькими колеями. Он устанавливается за 20 м до крайнего рельса, а при наличии светофоров — вместе с ними. В. СЛАВГОРОДСКИЙ, сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории Гушосдора.19