ные километры. Яков Степанович отыскивает свободную койку, а мне предоставляет просторную кабину своей машины; вытаскивает из мешка теплое одеяло, — Берите. Ночи на Памире морозные. В Этом я убедилась, как только остыл мотор. Холодные и необычайно яркие звезды густо усыпали черное небо; потом изза t-ор выползла блестящая луна, и звезды сразу поредели: только самые крупные решились соперничать с ней. Почти всю ночь подъезжали на базу машины. А где тут столовая? Нет. Есть, правда, в Мургабе, но работает она только днем. Ну, а чайная, Или, хотя бы кипяток? Тоже нет. Неужели же огромное хозяйство ПамирСкого автотреста не в состоянии обеспечить шоферов-транзитников нормальным отдыхом? Рейс Ош — Хорог Ош длится 4—5 суток (иногда и дольше), затем — небольшой отдых, и снова в путь... И так — круглый год, и в зимнюю стужу, в пургу, в метель, и в летние знойные дни. Немного заботы, Немного внимания — и, право же , шоферы, народ здоровый и многотерпеливый, будут вполне Довольны. Треть своей трудовой жизни шофер оторван от коллектива, от семьи. И robe и радости дороги делит с ним только его машина. Так разве нельзя хоть на одной базе, например в Мургабе, нала; дить круглосуточную работу столовой", завести достаточно постельного' белья, организовать доставку свежих газет и журналов? Или, может быть, не нужно? Обходятся и так? А можно бы, между прочим, сделать и такую «сложную» вещь, как сушилку. Теперь уж и топливо поблизости есть — уголь мургабский... С первыми проблесками света мы поехали дальше. Часа через два Яков Степанович остановил машину на берегу небольшой речки. — Давайте умоемся да позавтракаем, — весело предложил он и быстро зачерпнул ведро студеной воды. Благодаря запасливости водителя завтрак оказался роскошным: хлеб, зеленый лук, сало и даже кефир. Снова в путь. Приближается перевал Ак-Вайтал, самый высокий на Памирском тракте. По обочинам шоссе высокими валами лежит снег — недавно прошел снегоочиститель. Робко журчат ручейки. Медленно взбирается на подъём машина. И вот — перевал. Мы на высоте 4655 метров. Темно-синее небо безоблачно, ярко сияет солнце, сверкают и искрятся снега. На перевале Суходольский проверяет тормоза, уровень Масла. Все в порядке. Можно спускаться. На высоте а 4000 метров воздух разрежен. Вода закипает уже при 80—85 градусах. Дышать становится трудно, клонит ко сну, движения Делаются вялыми. Когда-то, говорят, был такой «обычай»: прежде чем подъехать к Ак-Байталу, на одном из менее высоких перевалов новичку-пассажиру устраивали «проверку»: заставляли пробежаться вокруг машины. А насколько труднее здесь, чем в обычных условиях, произвести даже Самый незначительный ремонт иди хотя бы подкачать колесо!Спуск с перевала незначителен. Все еще сохраняются большие высоты. Мы проезжаем темно-синий Каракуль, громадное высокогорное озеро, долину смерчей — Маркан-су, где круглый год свирепствуют ветры и на земле нет и пылинки. Только щебенка, которую ветер не может унести... Взбираемся на перевал Кзыл-арт, где красные горы окружают Красное шоссе и красные ручейки сбегают по красным руслам. Участок Кзыл-арта считается одним из самых тяжелых. Его серпантины ко ротки, круты, дорога почти всегда мокрая и скользкая от стаивающего на склонах снега и бегущих по шоссе ручейков. С перевала — спуск в Алайскую доли[ ну, одно из лучших пастбищ Средней Азии. В здешних местах Суходольский во время зимних рейсов не раз попадал в тяжелое положение. Бывало так, что Пять дней пути превращались в месяц, и Людям, застрявшим в снегах, сбрасывали продукты с вертолета... А сколько раз приходилось в борьбе со стихией отвоевывать у дороги каждый метр... Суходольский имеет почетные грамоты, неоднократно получал благодарности, йагражден именными часами за многолетнюю безаварийную работу и Систематическое перевыполнение плана. ...Шофер плавно ведет тяжелую машину по бесконечным серпантинам. Трудно представить себе, например, какразворачивается здесь машина с прицепом, груженная длинными бревнами. — Как же вы возите здесь лес? Мой вопрос удивляет водителя. — Обыкновенно. Вон, глядите, снизу машина с телеграфными столбами идет. Рали на ней водитель. Видите, выворачивается как ловко. А вон, пониже, бензовоз — это уж, знаю, Савицкий веДет. Аккуратный шофер. Тепло говорит Суходольский о хороших водителях: о молодом Абдулаеве, о своих опытных товарищах — Тесленко, Мефтахудинове. — Полный интернационал Тут у нас — русские, украинцы, таджики, татары, узбеки. Дружные ребята. Последний перевал. Семисоткилометровый путь близится к концу, Мы проделали его с одной ночевкой, за сутки с небольшим. Для условий высокогорья, для дороги с непрерывными подъемами и спусками, с серпантинами, в которые лишь с трудом «вписываются» большие машины, это очень быстро. Вот и город Ош. Мы прощаемся. Как-то неловко прибегать к высоким словам, но подумалось: то, что делают Суходольский и его товарищи, и есть героизм будней. Г. ГАНЕЙЗЕР, кандидат географических наук. Хорог —- Out.ПоходДвыходногодняальнюю поездку на автомобиле или мотоцикле можно совершить один-два раза в году. Ну, а походы пыходного дня, как принято называть короткие путешествия в воскресный или предьоскрееный дни, дают возможность многое увидеть, хорошо отдохнуть после трудовой недели. Это интересная и доступная форма активного отдыха для людей всех воарттоп. Коллективные походы позволяют познакомиться с новостройками, с природой родного края, военно-историческими и архитектурными памятниками. Все это расширяет кругозор «моторизованных туристов», воспитывает в духе советского патриотизма. А согревающий огонек костра где-нибудь в лесу или на берегу реки! Он располагает1 к песне и задушевному рассказу, надолго запоминается всем участникам похода. Но коллективные походы выходного дня пока еще не получили достаточного распространения. На наш взгляд, в большинстве случаев происходит это потому, что многие автомобилисты и мртолюбители. не знают, как организовать коллективное путешествие в выходной день. С чего начать? Во многих городах есть клубы или секции автомототуристов, которые регулярно проводит коллективные поездки, предварительно сообщая об этом по радио, телевидению или же на страницах газет. А как быть, если в городе нет ни клуба, ни секции? Если найдутся энтузиасты, то они сами могут создать группу, которая возьмется за подготовку и проведение походов выходного дня. Со временем, совершив несколько поездок, группа может стать тем звеном, из которого в дальнейшем вырастет секция на предприятии или в городе. В походах может участвовать каждый, кто имеет автомобиль или мотоцикл, и те, кто пользуется прокатом. Но нужно помнить, что никакого удовольствия поход не доставит, если он будет плохо подготовлен, если он превратится в простое следование за руководителем из одного пункта в другой без интересной цели, без познания чего-нибудь нового. Можно разнообразить поход простыми спортивными соревнованиями, например фигурным вождением или Же «туристским ралли». Многое в успехе похода зависит от его руководителя, который избирается на собрании участников. Он должен хорошо знать то место, куда едет группа, ориентироваться на местности, знать дороги, иметь опыт вождения колонны. Наиболее удобна для похода колонна из четырех-пяти машин. Бели собралось больше, то их нужно разбить на несколько групп и каждую группу выпускать с интервалом 3—5 минут. На ответственности руководителя лежит и проверка технического состояния транспорта, а также меры по поддержанию дисциплины в пути. Но как ив любом коллективном деле, настоящий успех похода зависит от дисциплинированности и полезной инициативы участников, которые обязаны своевременно прибыть на сборный пункт, держать свое место в строю, соблюдать установленные интервалы. В походах всегда помогайте другим, тогда вам помогут все. Взаимная выручка облегчает преодоление трудностей, которые могут возникнуть в пути. Участники пяти походов выходного дня (водители и члены ях семей), награждаются значком «Турист СССР». Он является первой ступенькой к получению последующих, более высоких туристских званий, вплоть до звания Мастера туризма СССР. Н. ПОВРУС, руководитель секции походов выходного дня Московского клуба автомототуристов.27