Мотоциклетный спорт требует больших технических знаний и навыков. Чтобы добиться успеха, мотоспортсмен должен быть квалифицированным механиком, трудолюбивым слесарем. В помощь участникам III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта редакция публикует статью мастера спорта Б. Панферова и инженера И. Зотова, рассказывающую о форсировке двигателей спортивных мотоциклов классов 175 и 125 смз. Несмотря на то что выпуск К-58 и К-58СК (класс 125 смз) прекращен, они остаются на вооружении многих спортивных клубов, и им предстоит еще не раз стартовать на трассах спартакиады. ля выступлений кроссах иппоД1ромных гонках вдвигатель и мотоцикла обычно форсируют, чтобы получить более высокую мощность. Форсировка требует специальной доводки ряда деталей. Цилиндр. Прежде всего надо обработать окна и каналы цилиндра, выдерживая размеры, приведенные на рис. 1. Делается это три помощи различных шарошек {фрез) и небольших абразивных кругов, зажимаемых хвостовиками (обычно диаметром 6 мм) (в патроне с гибким валом, который получает вращение от электромотора. Первоначальная обработка ведется шарошками с более крупными, а затем уже с более мелкими зубьями, окончательная же — мелкой наждачной шкуркой. Для удобства доводки окон и каналов отдельные части цилиндра подрезают со стороны впускного и выпускного каналов (рис. 2), считая от зеркала цилиндра. Для форсированного двигателя 175 омЗ целесообразнее применять одну выпускную трубу, но с расширенным окном. Для этого часть цилиндра со стороны выпускного канала срезают (рис. 2, а), а выпускное окно и канал доводят до указанных на рисунке размеров и зачищают наждачной шкуркой. Для выпуска изготовляют стальной сварной патрубок, повернутый на 50 градусов вправо (рис. 3). Он крепится к цилиндру тремя б-миллиметровыми болтами и одной 6-миллиметровой шпилькой. Для обработки перепускных каналов в месте соединения цилиндра с картером двигателя служат шаблоны (рис. 4) из 1.2—2-миллиметрового дюралевого или стального листа. Форма перепускныхФОРСИРОВКАканалов в разрезе приведена на рис. 5. Для обработки перепускных каналов картера шаблон накладывают на основание картера в перевернутом виде. При этом верхняя поверхность перепускного канала в цилиндре должна иметь наклон в 10—12 градусов. Для обработки наклонных и прямоугольных каналов изготовьте приспособления, приведенные на рис. 6, в отверстия которых диаметром 5мм надо вставить короткие концы надфилей и .зажать, Чтобы избежать резких ударов поршневых колец, на верхних и нижних кромках выпускных, а также верхних кромках впускных окон снимите надфилем фаски размером 0,5X0,3 мм. Чем ближе к боковым сторонам окон, тем меньше величина фасок, а на боковых сторонах окон их вообще не снимают. Картер, в основном подготовка картера сводится к обработке по шаблону (см. рис. 4) перепускных каналов. Для чистовой обработки пользуются круглым изогнутым напильником, а затем — мелкой наждачной шкуркой. При обработке следите, чтобы каналы цилиндра совпадали с каналами картера. Между ци линдром и картером закладывают плотную бумажную прокладку, аккуратно вырезанную. Помните, что толщина прокладки должна обеспечивать совпадение нижних кромок выпускных и перепускных окон с верхней кромкой поршня при положении его в нижней мертвой точке. Поршень. Обычно в цилиндре устанавливается серийный поршень соответствующей размерной группы. РекоменДВИГАТЕЛЕЙдуемый зазор между Цилиндром и юбкой нового поршня 0,05—0,06 мм , а зазор в замке колец — не более 0,30,4 мм . Имейте (В 1ВИДу, что расстояние между верхней кромкой серийного поршня 3 двигателя в классе 175 сми центром поршневого пальца — 42 мм , а на спортивном —• 35 мм. Поэтому поршень спортивного двигателя установить на серийный картер можно, подрезав осно-' вание картера на 7мм . Серийный поршень можно несколько облегчить (со 190 до 180 г), спилив установочный поясок внутри нижней части юбки, Головка цилиндра. Увеличение степени сжатия — это один из основных способов повышения мощности двигателя. Наилучшие результаты дает головка цилиндра с серповидной камерой сгорания. На рис. 7 показана такая головка для двигателя 175 см3 со степенью сжатия 10,2 (объем камеры сгорания 19 см 8 ). Чтобы получить нужную форму камеры сгорания, на сферу головки двигателя К-175СК следует наплавить алюминий — там, где должна быть заполнена часть сферы. Заваривают также отвер-СПОРТИВНЫХ МОТОЦИКЛОВР и с. 2. Р азрезы цилиндров по окнам: а — двигатель 175 см 3 : б — двигатель 125 см 3 по выпускному (вверху) и впускному (внизу) окнам.Рис 1. А Развертка Ш цилиндров 1 двигателей после доводки. A VsJ В1$ 64-65стие под свечу, которую помещают в центр новой сферы. Наилучшие результаты получаются три наплавке алюминия электросваркой в тазовой струе аргона. Проще всего подобрать необработанную отливку головки и обработать, придзв ей нужную форму. Можно такж е выточить головку заново из куска алюминия, но без вертикальных ребер.Под Sonт Под шпилькуР и с. 3. Выпускной патрубок для двигателя 175 смз. После обработки головку притирают тонкой абразивной пастой по выступающему буртику цилиндра или же одновременно по буртику и кольцевой плоскости цилиндра. Этим обеспечивается плотное прилегание кольцевой плоскости к головке цилиндра, что улучшает отвод тепла от головки к цилиндру. Р ис . 4. Шаблоны для обработки пер епускных каналов: а • для двигателя — 175 смЗ; б — для двигателя 125 смз.Г1Для приведенной формы камеры сгорания между головкой и поршнем нужен небольшой антидетонационный зазор (в пределах 0,3—0,5 мм). Смазанный краской поршень, находящийся 1 верхней мертвой точке, оставв ляет на поверхности камеры сгорания метки, откуда при помощи напильника и шабера и снимают лишний металл. 'Когда поршень станет свободно проходить мертвую точку, не оставляя на головке следов, тогда нужно установить гарантийный зазор. Для того чтобы сохранить зазор во время работы двигателя, под основание цилиндра добавляют бумажную прокладку толщиной 0,2 мм . При топливе с октановым числом 70 у серийного двигателя К-58 можно увеличить степень сжатия до 8—8,5. Для этого серийную головку К-58 подрезают на 2мм . Бели же увеличить степень сжатия до 11 (на двигателе К-58СК), то потребуется нижнюю плоскость «спортивной» головки цилиндра подрезать на 3мм . «Спортивная» головка К-58СК имеет лучшее оребрение, поэтому обеспечиваемую заводом степень сжатия 8,5 целесообразно повысить до 11. В этом случае следует пользоваться бензином с октановым числом порядка 85. Головку притирают к бур-Р и с. 5. Р азрезы по перепускным каналам: а — для двигателя 175 омЗ; б — для двигателя 125 смЗ. ниях. При регулировке карбюратора надо учитывать, что на нее влияют и состав топлива, и температурный режим, и атмосферные условия. Зажигание и свечи. Для спортивных целей лучшим является зажигание от магнето, устанавливаемого с приводом, включающим упругую муфту. При степени сжатия 10,2—11 опереже-Р и с. 6. Приспособления для обработки наклонных (а) и прямоугольных (б) каналов. тику цилиндра, предварительно смазав их пастой, и ставят без прокладки. Карбюратор. Для форсированного двигателя 'класса 175 см3 можно рекомендовать карбюратор мотоцикла «Мцет» с диффузором диаметром 27 мм , который легко растачивается под диаметр 28 мм , или же отечественный карбюратор К-28Б с расточенным до 27 мм проходным сечением и распылителем диаметром 2,7 мм. Для установки карбюратора необходимо изготовить специальный патрубок (рис. 8), хорошо зачистив внутреннюю поверхность его наждачной шкуркой. На форсированный двигатель класса 125 см» устанавливается карбюратор К-28Б со стандартным Диаметром диффузора 24 мми распылителем 2,7 мм . Регулируют карбюратор на обкатанном двигателе, начиная с богатой смеси, чтобы избежать заедания поршня при установке дроссельной иглы в среднем положении. Подбором жиклера карбюратора возможно большего сечения и установкой дроссельной иглы доводят двигатель до получения наибольшей мощности и хорошей приемистости. Подготавливая двигатель к кроссу, регулировку при испытании проводите обязательно с воздушным фильтром, к о торый будет использован в соревнование зажигания целесообразно устанавливать так, чтобы момент зажигания соответствовал положению поршня в 2,22,5 мм до верхней мертвой точки.са)y/~^i,1f \#х\л Лfev1VКамера сгорания для ABnraTenf 175 смз./(Окончание * - »« стр. 28.)\^/ /Vify/110 *ш35г1S.......i.11