автомобилях типа «Гран Туризмо». Завод «Феррари», чьи автомобили не раз побеждали в этих гонках, н а этот раз всостязаниях не участвовал. Победили сицилиец А. Пуччи и англичанин К. Дэвис на двухлитровом спортивном автомобиле «Порше-904 PC» (средняя скорость — 103,256 км/час). Маш ины «Порше» з анялитакже 2-е и 4-е места.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИП ервенство Европы по ралли в ны••неШнем году разыгрываетсяв 14 этапах. О первом из них, ралли «МоктеКарло», уже сообщалось. Второй этап — «Ралли цветов» состоялся в Италии. Первое место в общем зачете занялэкипаж Э. Карлссон — Г. Пальм -на шведском автомобиле «Сааб-96 Спорт» с трехцилиндровым двухтактным двигателем (891 смЗ, 52 л . с ) . Скорость машины — 145 км/час. Второй былаженскаяпара П. МоссКарлссон и В. Дольмео. В третьем э'тапе — ралли «Португалия» приняло участие 49 экипажей, а финишировало только 29. Прошлогодний чемпион Европы Ганс Вальтер, ш едший на БМВ-1800, з анял здесь лишь 10-е место. Первое досталось итальянскому экипажу Адамич и Берселли на «Альфа-Ромео Джулиати». Вторыми на таком же автомобиле были Каваллари и Течилла. Традиционное «Ралли тюльпанов» в Голландии (четвертый этап) проходило в течение двух дней на дистанции 2800 км. В группе серийных автомобилей на «Моррис-Мини-Купер-С» победили фирменные гонщики английского конц ерна «Би-Эм-Си» Т. Мякинен и Т. Амбросе; в группе автомобилей «Гран Туризмо» первое место заняли англичане Д. Моран и Е. Моран на «Остин-Хилей-3000». Ж енский кубок выиграла шведскаяпара П. Мосс-Карлссон — Э. Ништрём на «Сааб-96». Пятый этап — ралли «Акрополь» — п ринес победу Т. Трану на «ВольвоПВ544». Вторым, .был Ж. П. Ожиер на «Ситроене», третье место у П. МоссКарлссон. 2900 км проселочной дороги по Греции оказались непосильными для 53 участников из 72.самых сложных в мировом первенстве. Уже на первых кругах лидерство захватил Д Кларк, выступавший на «Лотосе-25» с мотором мощностью 204 л. с. К пятому кругу он оторвался на 300 метров. Его преследовали Д. Брэбхэм на «Брэбхэме» (он показал лучшее время на тренировках) и Г. Хилл на новом 212сильном БРМ. На 30-м круге у Кларка отсоединился стабилизатор задней подвески. Трассу, состоящую почти из одних поворотов. Кларк теперь уже не мог проходить быстрейшим образом, и к 36-му кругу вынужден был уступить первое место Г. Хиллу. Гонку на 314 км выиграл Г. Хилл, втор ым был Р. Гинтер (оба на БРМ). третье место досталось П. Арунделлу («Лотос-25»). Любопытно, что в прошчом году Кларк, выигравший первенство мира, в первой гонке сезона тоже сошел из-за неисправности машины .«Л „Не ставьте машину в тени..." аНедавно в штате НьюДжерси (США) столкнулись два автомобиля. Это бывает на дорогах Америки часто, так что, кажется, и не стоило бы о столкновении писать, тем более что все обошлось без человеческих жертв. Но не спешите с выводами. Что происходит в случае, если водители столкнувшихся машин остаются невредимыми? Обычно они начинают выяснять, кто виноват. В данном же случае произошло нечто совершенно невероятное. Когда обе машины, ударившись одна о другую, остановились, оба водителя, сломя голову бросились... в разные стороны. Все объяснялось очень просто: машины были ворованые. Воровство автомобилей в США приняло огромные размеры. Один только Франк Спренца, за год умудрился украсть 29 машин и, кроме того, между прочим, 3 самолета... Руководитель Федерального бюро расследований Эдгар Гувер должен был признать, что воровство автомобилей принимает все более широкие размеры. Гувер высказал уверенность, что прирост в автоворовстве сохранится и далее. Капитан Джон Уильяме, руководитель отдела розыска украденных машин вашингтонской полиции, обратился к жителям через посредство газеты «Вашингтон пост энд тайме геральд» с рядом советов, например: не оставлять ключ в машине, не ставить ее в тени, не оставлять в автомобиле ценные вещи в таких местах, где они могут быть замечены с улицы, и т. д. в противном случае «вы можете лишиться и этих ценностей и машины», мрачно заключает капитан. Кажется, подобные предостережения должны были поколебать названные Гувером цифры прироста краж. Но нет! Так, в Вашингтоне за 10 месяцев 1963 года была украдена 2541 машина, в то время как за тот же период 1962 года — 2243. Впрочем, фактически число краж автомобилей неизмеримо больше той цифры, которую назвал Эдгар Гувер. Ведь ФБР не учитывает случаи, когда угоняют машины у тех, кто сам их украл! Г. ПОЛЬСКОЙ.а.НА ТРАССЕ КЛЕРМОН=ФЕРРАНВ о Франции закончился третий этап •Р чемпионата мира по кольцевым мотогонкам. В классе 50 смз победил прошлогодний чемпион новозеландец X. Андерсон на японском мотоцикле «Сузуки», опередив немца Г. Аншайдта на «Крайдлере». По сумме очков после трех гонок впереди Андерсон — 22 очка, за ним с 17 очками Аншайдт и японец Моришита — 11 очков. В классе 125 смз уверенно победил Л. Тавери на «Хонде». Гонщики завода «Сузуки» Б. Ш найдери В. Перрис занял и 2-е и 3-е места. По сумме очков лидирует Тавери (16). затем идут Шнайдер — 13 и Андерсон — 11. В классе 250 смз на 54-сильном «Сузуки» победителем стал Ф. Рийд. Второе место на «Хонде» з анял Тавери. По сумме очков впереди Рийд — 12.ПОЗАДИ ДВА ЭТАПАВ Швейцарии, н а первом этапе чем•* пионата мира по мотокроссу в классе 500 смЗ, победителем стал прошлогодний чемпион швед Рольф Тибблин на мотоцикле «Хедлунд». На последующих местах англичане Д. Смит на БСА и С. Лундин на «Хедлунде». Чехословацкий гонщик Э. Крайчович. в ыступавший на модернизированном ЭСО. был пятым. Эта машина имеет 35-сильный двигатель и значительно облегчена (до 124 кг). В следующем этапе, в Австрии, первые три места распределились, к акив первом этапе. Оба чехословацких гонщика — Э. Крайчович и И. Хржебечек — выступали на новых мотоциклах «Чезет» (мощность около 36 л. с.) и заняли 8-е и 9-е места.ОСЕЧКА ЧЕМПИОНАостоялся первыйэтап чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Большой приз Монако». Эта стокругов ая гонка по улицам города, в которой водители в течение двух с половиной часов (каждые 10 секунд) вынуждены переключать передачи, считается одной изСu!itea»sfefiS!ii£«Mfciv^:*Sa.»03 обозреватель английского журнала «Мотор-Сайклинг». Он пишет: «Наиболее известными из русских мотогонщиков, кольцевиков и кроссменов, являются, безусловно, . Николай Севостьянов и Игорь Григорьев... К обоим стоит побольше присматриваться на европейских гонках». Обозреватель особо подчеркивает отличную физическую подготовку Севостьянова и его высокую квалификацию как механика. Игорь Григорьев же, отмечает он, известен своей продуманной тактикой, выбором момента для неожиданного рывка. Признание, что и говорить, лестное. Оно свидетельствует о больших успехах советских мотоспортсменов. МОТОР ТАДЕУША ТАНЬСКОГО Польский конструктор Тадеуш Таньский в 1926 году создал модель легкового автомобиля Т-1. Интересной особенностью двигателя этой машины было то, что все его болты, винты и гайки имели 10-миллиметровую резьбу. Разобрать весь двигатель можно было, пользуясь одним только гаечным ключом. Позднее Таньский создал удачные образцы легковых автомобилей Т-8 и Т-4. Однако панская Польша не смогла наладить их выпуск, а талантливый конструктор в годы оккупации был убит фашистами. КАНАЛЫ — ПОД АВТОСТРАДЫ одготовка к Олимпийским играм в Японии поставила нелегкие задачи и перед организаторами уличного движения. Если принять во внимание, что уже сейчас количество транспортных единиц в Токио составляет полмиллиона и все время растет, станет понятна их тревога и озабоченность. В Токио строятся магистрали для движения автотранспорта с большой скоростью. Так как в городе для этих целей почти нет свободного места, принято решение использовать некоторые городские судоходные каналы. Сейчас они осушаются и переоборудуются под автомобильные дороги, на которых скорость движения не будет ограничиваться. ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ...: ..ППрофессор Манчестерского университета Вильям Скотт приговорен к уплате штрафа за езду на автомобиле в запрещенном направлении. Будучи рассеянным, он действительно проехал 6 километров по дороге с односторонним движением, прежде чем его остановила полиция. Когда ему объяснили его ошибку, он наивно заметил: «Мне тоже казалось, что тут что-то неладно, потому что я все время должен был избегать автомобилей, которые устремлялись прямо на меня».•28е.X!31