12
13
14
„JBTD/I^.C^.VAV-VaMr» '^«^>.^i*^VC%AfiWrX^wCS5T» - iU^i*^J^Bf»V>«B-^--ir—»i-.»r-t«:Уже давно привычны для нас стали «Волги», «Запорожцы», последние модели «Москвичей». Но нередко еще можно встретить «Победу», «Москвич-401», продолжающих верно служить своим*•** *; ***Г.//ЛГЛС* • :L*£Ztn«rw"4 с * г »здсяг-чл ».^и*ц | х-.-гцлщг";!ЗАСЕДАНИЕПервым слово имеет работник Научно-исследовательского института автомбильного транспорта кандидат технических наук А. А. МИЛУШКИН. Иногда приходится слышать о том, что автомобили «Москвич-401» и «Победа» отжили свой век и особого внимания не заслужвают. С этим согласиться нельзя. Разумеется, внешние формы машин-ветеранов несколько устарели, а устройство ряда их агрегатов менее совершенно, чем у новых. Однако по своим технико-эксплуатационным качествам они вполне пригодны для использования в современных условиях и могут еще с успехом служить своим владельцам. Как же правильно эксплуатировать «Москвич-401» и «Победу»? Я хочу обратить внимание на несколько узловых моментов. И ИХ ЯАЗСКР.ЬГ УСТРАНЕНИЯПовышенные зазоры в других шарнирных соединениях рычагов передней подвески автомобиля «Победа» устраняются заменой соответствующих резьбовых пальцев, эксцентриков и втулок. JB лаагателе У автомобиля «Москвич-401» стуки в Для увеличения срока его службы до передней подвеске, возникающие при капитального ремонта желательно заторможении, являются следствием изменять поршневые кольца и вкладыши носа шарниров реактивных рычагов или подшипников коленчатого вала: у двиослабления соединения их шаровых гателя М-20 — через 35—40 тысяч ки ­ пальцев с опорными дисками тормоза. лометров иу двигателя «Москвич-401»— Если на автомобиле установлены речерез 25—30 тысяч километров пробега. активные рычаги с головками разборной Основанием для преждевременной законструкции, осевой зазор в шаровом мены поршневых колец служит дымный шарнире выбирается завертыванием выпуск отработавших газов и повышенрезьбовой пробки. Небольшой осевой ный расход масла (более 5 процентов зазор в неразборном шаровом шарот расхода топлива). При исправно дейнире реактивного рычага в отдельных ствующей системе вентиляции картера Рис . 1. Установка ремонтной шайслучаях может быть временно устранен эти явления могут возникнуть вследстбы (а) в заднем мосту автомобиля «Полегким осаживанием выступа заглушки беда». вие закоксовывания дренажных щелей шарнира. При больших износах шаромаслосьемных колец и отверстий в кавых шарниров неразборные реактивные навках поршней. В таком случае следует рычаги должны быть заменены новыми, (увеличенную по ширине), предвариудалить нагар, в поршневые кольца затак как они не подлежат ремонту. тельно распилив по ширине шпоночный менять только при большом износе. Дребезжащий стук, слышимый при паз в полуоси и ступице колеса до выНа сильно изношенных двигателях, движении автомобиля по неровной доведения следов износа. чтобы уменьшить дымление, особенно роге, является следствием износа торца летом, можно применять масла с повыбронзовых втулок переднего тормоза. В передави подвеске шенной вязкостью (типа МС-20). ОднаПри больших износах удаление даже ко наиболее радикальной мерой в этом всех регулировочных прокладок может Износ шарнирных соединений передслучае является расточка цилиндров не избавить от осевого перемещения ней подвески проявляется стуками при под ближайший ремонтный размер и опорного диска тормоза. В таких слудвижении. Повышенный зазор в соедиустановка новых поршней и поршневых' чаях надо изготовить стальную шайбу нении «шкворень — втулка поворотного колец соответствующего ремонтного толщиной 0,2—0,5 мм (наружный диакулака» нарушает углы установки перазмера. метр — 98 мм , внутренний — 88 мм) редних колес и тем самым увеличивает и установить ее между буртиком опоризнос шин. В таком случае шкворни и 2? д арданнои жяарвлре ного стакана и торцом бронзовой втулвтулки шкворневых бобышек поворотки опорного диска (рис. 2). Необходи» Повышенный износ шарниров и шли- ного кулака следует заменить. Износ мая регулировка поворота опорного дицевого соединения карданного вала вырезьбовой втулки нижнего шарнира ска (при отсоединенном реактивном зывает заметную вибрацию кузова при стойки передней подвески автомобиля рычаге) достигается подбором регулидвижении. Смазка крестовин карданных «М-20» можно устранить, повернув ровочных шайб. шарниров у автомобиля «Москвич-401» резьбовой палец и втулку на половинуДлительная эксплуатация автомобиля приводит к образованию зазоров, зазоры — к ускоренному износу. Как устранить их в различных агрегатах машины?в процессе эксплуатации не предусмотрена, и поэтому желательно после пробега 25—30 тысяч километров разобрать шарниры и смазать их маслом для игольчатых подшипников. При сборке карданных шарниров все детали вала должны быть установлены на свои первоначальные места — иначе нарушится балансировка. Общий окружной зазор карданного вала с учетом зазоров в главной передаче при измерении по окружности трубы вала допускается до 10 мм . В заднем мосту автомобиля «Победа» при длительной эксплуатации износ торцов полуосевых шестерен приводит к осевому люфту полуосей, а это вызывает стук. Чтобы устранить повышенный зазор, нужно поставить ремонтные шайбы толщиной 1,3—1,9 мм (рис. 1). Осевой люфт полуосей у автомобиля «Москвич-401» возникает из-за повышенного износа подшипника полуоси или ослабления крепления крышки этого подшипника. При неплотной затяжке гайки полуоси быстро изнашивается шпоночное соединение ступицы заднего колеса и конца полуоси. Этот дефект дает о себе знать стуком при трогании автомобиля с места. Для устранения его можно установить ремонтную шпонкуоборота. При этом под головки резьбового пальца и втулки необходимо установить плоские шайбы толщиной 1,25 мми подрезать на 1мм по высоте уплотнительное резиновое кольцо, установленное со стороны головки пальца.Р и с. 2. Установка шайбы в механизме переднего тормоза автомобиля «Москвич-401»: 1 — ремонтная шайба; 2 — регулировочные шайбы.12 владельцам. Но ухаживать за ними, естественно, становится все труднее. Дают о себе знать износы. Сегодняшнее заседание клуба посвящено эксплуатации машин-ветеранов.СЕДЬМОЕ:'№ОТ««||.С'.1-,т7>№^АЗД^^№МЖЭДЭТГСЧЭДАВТОМОБИЛИ ВЕТЕРАНЫпустимо, так как она омыляется и теряет свои смазочные свойства. Перед смазкой механизмов шасси автомобиля необходимо тщательно удалять грязь с резьбовых пробок и прессмасленок, чтобы в эти механизмы не попали абразивные частицы. Несколькими советами по эксплуатации много прошедших «Москвичей» (моделей 402 и 407] делится постоянный автор нашего журнала М. Г. ГИНЦБУРГ. «Москвич» — прекрасный автомобиль, долговечный и не очень прихотливый в уходе. После пробега в 100 тысяч километров, при хорошем к нему отношении, он мало чем ( уступает своему молодому собрату. Но надо все-таки помнить, что молодость автомобиля быстротечна, спидометр не дремлет. А «пожилой» «Москвич», конечно, требует большей заботы и ухода.но при правом вращении колеса и делают вторую отметку. Разделив пополам При изготовлении автомобилей на зарасстояние между найденными отметводах такие узлы, как коленчатый вал ками, определяют самое легкое место в сборе с маховиком и сцеплением, у колеса. Установив по средней отметкарданный вал, колеса в сборе с шинаке с каждой ее стороны по одному бами, подвергаются динамической баланлансировочному грузу весом 30 г кажсировке на специальных стендах. дый, проверяют уравновешенность ко ­ При разборке этих узлов необходимо леса при его вращении (рис. 3,6). Если метить сопряженные детали с тем, чтопри остановке колеса грузы займут бы при сборке они были установлены крайнее верхнее положение, то их слев свое первоначальное положение. Дисдует заменить 50-граммовыми. В отдельбаланс колес автомобиля приводит не ных случаях могут потребоваться грутолько к разрушению подшипников и зы еще более тяжелые. поломкам полуосей, но и вызывает быТеперь можно приступить к окончастрый износ шин. На их протекторе потельной балансировке. Раздвигайте груявляются поперечные лыски (дроблезы в обе стороны на одинаковые расние). Поэтому на балансировку колес стояния от средней отметки до тех пор, необходимо обратить серьезное внимапока колесо будет сохранять состояние ние, особенно при установке отремонстатического равновесия в любом тированных шин или шин, восстановленположении. По окончании балансировки ных наваркой нового протектора. надо поднять давление воздуха в шине до номинального. При невозможности проверить колеса на специальном стенде можно ограничиться их статической балансировСЯЯАЗХСА кой с применением грузов весом 30 и 50 г. Для проведения этой операции уВ последнее время находят применеступицы переднего колеса ослабляют ние масла для двигателей со специальзатяжку подшипников на две-три проными присадками. Эти присадки обларези регулировочной гайки и отпускадают различными свойствами — моюют тормозные колодки до свободного щими, антиокислительными, антипеннывращения колеса. ми и другими. Моющие присадки растворяют шламы и другие отложения в Перед балансировкой колесо тщательдвигателе. Поэтому масло с такими но очищают от грязи и плотно закрепприсадками с течением времени при ляют на ступице. Поворачивая, колесо, работе двигателя темнеет. Потемнение периодически останавливают его в размасла не является основанием для его личных положениях. Если в любом из замены, так как растворенные в нем этих положений колесо после остановотложения находятся в мелкодиспергики продолжает вращаться, то его слерованном состоянии и не ухудшают дует отбалансировать. Для этого нужно смазочных свойств. предварительно снизить давление воздуха в шине на 0,5 кг/см 2 . Далее толчДля двигателей автомобилей «Побеком от руки заставляют колесо врада» и «Москвич-401» рекомендуются щаться влево до полной остановки. В летние сорта масла АС-10 (ГОСТ этом положении отмечают мелом в 10541—63), АКп-10, АСп-10, АКЗп-10 верхней части колеса на борту покрыш(ГОСТ 1862—63) и зимние сорта масла ки линию, перпендикулярную плоскости АС-6 (ГОСТ 10541—63), АСп-6, АКЗп-6 опоры и проходящую через ось враще(ГОСТ 1862—63), в состав которых вхония (рис. 3,а). дят комплексные присадки ВНИИ НП-360, СБ-3, СК-3, АзНИИ-8, Дф-11. Затем проводят такую же операцию, Применение масел с присадками, свойства которых неизвестны, может привести к преждевременному износу двигателя. Выпускаемая в настоящее время консистентная смазка ЯНЗ-2 обладает хорошими вязкостно-температурными показателями ис успехом может быть использована для смазки подшипников передних и задних колес, подшипников водяных насосов, генераторов, стартеров, а также для шлицевых соединений. Применение смазки ЯНЗ-2 для узлов, подверженных влиянию влаги (наприРис. 3. Схема балансировки колес; мер, тяг рулевого управления, резьбо1 — средняя отметка (самое легкое место вых пальцев передней подвески), недоу колеса); 2 — балансировочный груз.ВАЛАНСИРОВНАВОДЯНОЙНАСОСПока он новый, на него обращают мало внимания. А ведь его уплотнительная шайба, сделанная с применением стекловолокна, недолговечна. Инструкция не предупреждает об этом. Через 25—35 тысяч километров пробега необходимо устанавливать новую шайбу. Для удлинения срока замены желательно изготовить ее из текстолита. Несколько слов о смазке. Рекомендуется нагнетать смазку до выдавливания ее через контрольное отверстие. Но тогда в ближайший день часть ее окажется выброшенной наружу. Естественно, что разводить под капотом грязь никому не хочется. Водяной насос начинают «отучать» от смазки. В результате выходят из строя дефицитные шарикоподшипники. Целесообразнее вводить смазку небольшими порциями и почаще, пользуясь маленьким мотоциклетным солидолонагнетателем, хранимым под капотом.О ДАВЛЕНИИМАСЛАМногие водители после 40 тысяч ки ­ лометров пробега с беспокойством видят, что давление масла снизилось, а на холостом ходу стрелка указателя стоит почти на нуле. Причину ищут в плохой работе масляного насоса, в износе вкладышей и втулок подшипников коленчатого и распределительных валов, недостаточной вязкости масла. Скорые на руку уже вскрывают ни в чем не повинный двигатель. Однако весьма часто «врет» датчик давления.13 Замена его — не всегда наилучшее решение; показания нескольких датчиков могут быть весьма различны. Целесообразнее по мере необходимости измерять давление в системе смазки манометром (например, от «Москвича-401») и таким образом определить истинную цену показаний стрелки. М ожно немного подрегулировать датчик давления. Для этого надо снять сбоку его корпуса бугорок припоя, прикрывающий люк, и тонкой отверткой повернуть в нем на небольшой угол маленькую шестерню.ИКРЕПЛЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГЕНЕРАТОРАДля передних колес нагруженного автомобиля рекомендуется максимальная величина схождения 3 мм. Для ненагруженного предлагается увеличить ее на 2мм . Большинство автомобилистов знают эти величины. Однако при установке схождения для машины с большим пробегом, у которой пружины подвески осели, необходимо учесть следующий факт. Величина схождения, измеренная у нагруженной и ненагруженной машины, не меняется. Следовательно, в этом случае рекомендация об СЩЕНЛЕНИЕ увеличении схождения на 2мм может причинить вред. Как показала практиУ некоторых «Москвичей» примерно к 50 тысячам километров пробега при пека, большая ходимость шин достигается после установки схождения примерно редаче большого крутящего момента в1мм при углах развала, близких к пробуксовывает сцепление. Проверка оптимальным. показывает, что все как-будто в порядке. Чаще это наблюдается, когда двигаДополняет М. Г. Гинцбурга В. К. тель в хорошем состоянии, и реже, к о ­ МЕЗИН — автолюбитель из Ленингда он несколько запущен, то есть по ­ града. нижена компрессия, подгорели клапаны. ГЕРМЕТИЗАЦИЯ Отчего это происходит? Между нажимным диском и маховиком при сборВАГАЖНИКА „ПОБЕДЫ." ке на заводе устанавливается зазор 8,1 мм . Толщина ведомого диска в своСо временем ухудшается уплотнение бодном состоянии около 8,5 мм. Вследкрышки багажника, и туда попадает воствие такой регулировки ведомый диск да, которая проникает также под резиоказывается зажатым силой пружин и ну уплотнения, вклеенную в паз кузова, включенное сцепление не буксует. При задерживается там и приводит к быстувеличенном установочном зазоре и рому коррозийному разрушению стечастичном износе еще годных для ранок паза. Практически через 2—3 года боты фрикционных накладок ведомого эксплуатации необходимо резину снидиска происходит, несмотря на нор ­ мать, паз очищать и красить. Резина мальную упругость пружин, буксование. при этом рвется, вклеивать ее трудно. Его можно устранить. Для этого надо Целесообразнее несколько изменить всего на 0,25 мм уменьшить зазор, отсистему герметизации багажника, сдевинтив на '/4 или на 7а оборота все три лав ее так же, как у «Волги» и «Москвигайки на регулировочных пальцах отча-407».О поломках установочной планки генератора, которой регулируют натяжение ремня вентилятора, автомобилисты знают. Иногда ставят две планки или делают планку из более толстой полосы легированной стали. Но причина ее поломки часто не в малой прочности, а в ослаблении закрепления генератора в установочном кронштейне. При этом генератор начинает «шевелиться», и вследствие повторных изгибов ломается установочная планка. Чтобы проверить надежность закрепления, надо сильно и резко потянуть вверх тыльную часть генератора. Он должен быть закреплен прочно. В про ­ тивном случае круглые отверстия вуш ­ ках генератора и установочного кронштейна бесформенно увеличиваются, на установочных болтах выбивается глубокая канавка. Необходимо своевременно и не откладывая освободить натяжную планку, снять ремень вентилятора и, отклонив генератор от двигателя, так сильно затянуть шплинтуемые гайки установочных болтов, чтобы генератор можно было сдвинуть усилием одной руки с трудом. Тогда на долгий срок сохранится исправным крепление и отпадет необходимость (как того требуют пособия) каждую тысячу километров проверять, не потерялись ли шплинты и не ослабло ли крепление. Это понадобится только через 20 тысяч километров пробега.жимных рычагов (предварительно приподняв машину домкратом). Операция занимает всего несколько минут. Однако в книгах категорически запрещается повертывать эти гайки без снятия «корзинки» сцепления и применения специального приспособления во избежание перекоса пяты и нажимного диска. Возникает дилемма: попросту отвинтить гайки или, затеяв ремонт на весь день, снимать карданный вал, коробку передач, «корзинку» сцепления, купить новый ведомый диск и обратиться на ремонтный завод, имеющий приспособление для регулировки сцепления? Действительно, допускать перекос нельзя. Как же избежать его? Для этого, предварительно убедившись в том, что контровка гаек не нарушена, отвинчивают их. Затем, повертывая маховик, проверяют щупами (вставляя их между пятой и ближайшей точкой выжимного подшипника) и, если требуется, слегка регулируют гайками положение пяты. Конечно, это будет не так точно, как в приспособлении, но после этой несложной операции сцепление еще долго и исправно служит.Надо удалить резину уплотнения крышки из лаза, паз очистить, при необходимости зашпаклевать и прокрасить. Затем следует снять с крышки багажника боковые резиновые шайбы, служащие для предотвращения возможного бокового смещения. По периметру всей крышки багажника наклеить клеем № 88 полосу листовой мягкой резины (лучше мелкопористой) толщиной 8—12 мм . Практически резиновую полосу делают по ширине, равной кром ­ ке крышки багажника или несколько меньшей, лишь бы кромка паза в кузове приходилась на середину наклеенной полосы по всему периметру крышки. Для накладки можно использовать отдельные куски резины, хорошо проклеивая стыки. Плотность прилегания резины ккромке паза регулируется болтами крепления крышки к петлям. Резину лучше всего наклеивать при снятой крышке. При такой герметизации вода свободно стекает по пазу. Автолюбитель В. Е. ТОЛОЧКО из Хабаровска предлагаетШИРИНА И ХОДИМОСТЬОВОДА ШИН6 специальной литературе отмечено, что при работе шин на более широком ободе ходимость их увеличивается на 30 процентов. М ожно считать, что затраты на установку у старых машин ди ­ сков нового образца с более широким ободом окупятся на первом жеком ­ плекте шин.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВЫПРЕССОВКИ ШКВОРНЕВОГО ИАЛВНА У АВТОМОБИЛЯ „МОСКВИЧ-401"Это приспособление состоит из четырех сварных пластин толщиной 10 мми двух болтов — выжимного М 16 и крепящего М 10. Оно заводится в направлении, указанном стрелкой А (рис. 4) иО СХОЖДЕНИИКОЛЕСШгшпо стрвлк* В */2Р ис . 4. Приспособление для выпрессовки шквосневого пальца: 1 — амортизатор; 2 — шкворневой палец.фиксируется обоймой амортизатора и болтом М 10 X 1, который ставят в гнездо масленки. Масленку для смазки пальца надо предварительно вывернуть.14