.ЗА.pyjusaaL*';(*?1-.-<?гс*т>>г?^^:/.^.^::..кл?гл^л\ ч Л11Ч'>»у.*4^АВТОМОБИЛ ЬИКАКИЕ НУЖНЫ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ СЕЛА! Прежде всего они должны обладать высокой проходимостью. Конструктивно это достигается тем, что все колеса делаются ведущими; рисунок шин обеспечивает наилучшее зацепление с грунтом; мощность двигателя тоже несколько увеличивается по сравнению с аналогичной машиной обычного типа. Во многих случаях автомобили оборудуются арочными шинами и ободами к ним. Транспортный парк нашего сельского хозяйства на 70—80 процентов состоит из бортовых машин, и лишь малую часть его составляют самосвалы. Нужно же , чтобы было наоборот. Ручная погрузка и выгрузка сводит на нет экономию времени и средств, достигнутую механизацией в других звеньях. Поэтому, как правило, приходится делать на местах различные приспособления для механической разгрузки автомобилей. Для работы в сельском хозяйстве нужны автомобили с кузовом увеличенной емкости с уплотнениями. Ведь приходится перевозить чаще всего сыпучие грузы, такие, как зерно, или легковесные — сено, хлопок-сырец. Надо гарантировать их сохранность ив то же время обеспечить полное использование грузоподъемности автомобиля. Кузова обязательно должны иметь специальные устройства — нечто вроде крыш, которые предохраняли бы груз от дождя , ветра и солнца, от распыления. КОНСТРУКТОРЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ОБ ЭТОМ Сельское хозяйство предъявляет определенные требования не только к конструкции автомобиля, но ик автомобилестроению в целом. Первое из них — это унификация выпускаемых на разных заводах конструкций. Сейчас в сельском хозяйстве много марок автомобилей, автопогрузчиков, прицепов, Что из этого получается — ясно. И распыление запасных частей, и плохое техническое обслуживание, и неоправданные требования к квалификации рабочих. Очень большое значение имеют рациональное использование автомобилей, правильная организация их взаимодействия с тракторами. На поле, например, действует трактор с прицепом. Он доставляет груз до полевой дороги, а оттуда его уже забирает автомобиль. Отсюда ясно, что тракторные и автомобильные прицепы должны быть унифицированными. Иначе неизб-жны перегрузки. Автомобиль находит все большее и большее применение в сельском хозяйстве. Новые модели, к выпуску которых переходят ныне наши заводы, будут работать и на полях, и на пастбищах, и на животноводческих фермах. И несомненно, что в процессе эксплуатации можно будет выявить еще множество областей их применения. А это, в свою очередь, должно отразиться на конструкции будущих советских автомобилей. В. А. Гоберман рассказал в основном о том, как должен использоваться автомобиль на внутрихозяйственных работах. А как обстоит дело с массовыми перевозками! Ведь несколько лет тому назад помощь, оказываемая сельскому хозяйству автотранспортом общего пользования, заключалась лишь в отправке автомобилей на уборку урожая во время уборочной кампании. Такая помощь не удовлетворяла, конечно, всей потребности колхозов и совхозов. Что же делается сейчас! Об этом рассказывает Александр Кондратьевич ЕВСТРАТОВ, заместитель начальника Главного управления сельскохозяйственных перевозок Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.Интенсификация, механизация, химизация — вот направления, определенные решениями февральского Пленума ЦК КПСС, по которым должно развиваться наше сельское хозяйство. Все больше и больше техники поступает в колхозы и совхозы, и среди разнообразнейших машин — автомобили. Какова роль автомобиля в современном сельском хозяйстве, на каких работах он используется, как будет расширяться область его применения, какие требования предъявляют работники сельского хозяйства конструкторам автомобилей! Редакция обратилась за ответом на эти вопросы к специалистам. Вот что они рассказали.Виталий Александрович ГОБЕРМАН, кандидат технических наук, руководитель лаборатории сельскохозяйственного транспорта Всесоюзного института механизации сельского хозяйства:МАШИНА ТРАНСПОРТНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯПОТОК В ЦЕХЕ И ПОТОК В ПОЛЕ Общеизвестно, что наилучшим способом организации промышленного производства является поток. Только при поточном методе возможен массовый выпуск изделий, наилучшая механизация работ и, в конечном счете, выгоднейшие экономические показатели. А в сельском хозяйстве? Как наилучшим образом использовать то колоссальное ко личество техники, которое идет сейчас на поля? Точно так же : перевести сельскохозяйственные работы на поток. Правда, существует принципиальная разница между потоком в поле и потоком в цехе. В цехе обрабатывающие машины стоят на месте, движутся детали. В поле движутся машины. И если в цехе для транспортировки изделий достаточно конвейерной ленты, то в поле без автомобиля и трактора не обойтись. Отсюда ясно, насколько велика их роль в сельском хозяйстве и как транспортного средства и как машин, осуществляющих разнообразные производственные процессы. ДВЕ ЗАДАЧИ АВТОМОБИЛЯПервая и основная — перевозки. Их объем все время растет. В 1965 году в сельском хозяйстве он достигнет весьма внушительной цифры, близкой к половине всего объема перевозок, осваиваемого автомобильным транспортом Советского Союза. Вторая задача — технологическая. Это транспортно-сборочные работы, например, в том случае, когда при уборке урожая автомобиль идет вслед за комбайном ив кузов из бункера на ходу выгружается зерно, кукуруза. В других случаях на долю автомобиля выпадают транслортно-распределительные операции. К ним относится работа на поле автомобиля, снабженного специальным разбрасывателем удобрений. При перегоне скота через засушливые районы Казахстана рядом с отарой овец движется автомобиль, на котором смонтирована специальная насосная установка, чтобы добывать в пути воду с больших глубин и поить животных. В общем, область применения автомобиля в сельском хозяйстве все больше расширяется. Появляются даже автомобили, снабженные специальными устройствами отбора мощ ности для приведения в действие навесных механизмов. Речь шла о специализации базовых автомобилей для определенных работ в сельском хозяйстве. А есть еще общие требования к ним, проблемы типажа машин, состава парка, занятого в сельскохозяйственном производстве.КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕВОЗКИ?В апреле 1963 года во всех республиках в системе транспорта общего пользования были созданы специальные организации для перевозки сельскохозяйственных грузов — Сельхозтранс. В РСФСР в систему Сельхозтранса вошло 660 круп ных специализированных автохозяйств. Число их продолжает увеличиваться, В 1964 году будут построены производственные помещения для 63 хозяйств, а в 1965 году — еще для 102. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВОЗерно, сахарную свеклу, картофель, овощи и другие сельскохозяйственные продукты автомобили везут на заготовительные пункты, удобрения — на поля, нефтепродукты — для колхозного и совхозного парка машин. Одним словом, сейчас для автотранспорта общего пользования обслуживание сельского хозяйства стало работой регулярной, постоянной. В 1963 году было перевезено по СССР 252 миллиона тонн сельскохозяйственных грузов, а в 1964 году цифра эта должна увеличиться до 420 миллионов тонн. НА ВЫВОЗКЕ УДОБРЕНИЙ Сельскохозяйственное производство—сезонное. В отличие от заводских условий работа на полях разбивается на совершенно, определенные периоды. Первый — это подготовка к севу. Начинается она с вывозки удобрений. В первом квартале этого года автомобили Сельхозтранса в РСФСР перевезли 5,8 миллиона тонн (в 1963 году за это же время — 3,7 миллиона тонн). Главным критерием хорошей организации перевозки удобрений является их сохранность в пути. Добиться этого не так легко, особенно при смешанных железнодорожно-автомобильных перевозках, когда удобрения приходится перегружать. Как же поступают люди, по-настоящему болеющие за общенародное дело? На железнодорожной станции Волоколамск колхозы, совхозы и отделения Сельхозтехники держали 55 экспедиторов, сторожей и кладовщиков — специально для получения минеральных удобрений. А иначе ^и нельзя было, так как каждый адресат получал до 10 видов удобрений, которые перемешивались с другими грузами, а подчас и терялись. Волоколамское автохозяйство, Московско-Рижское отделение Мо сковской железной дороги и отделение Сельхозтехники организовали прямые смешанные перевозки: по методу « в агон автомобиль — поле». На станциях создали специальные площадки для выгрузки, снабдили их перегрузочными механизмами. Грузы стало принимать только отделение Сельхозтехники, колхозы и совхозы перестали держать на станциях людей. В итоге стоимость перегрузки упала в пять раз. Бюро ЦК КПСС по РСФСР рекомендовало широко внедрить эту инициативу автотранспортников, железнодорожников и работников Сельхозтехники. Еще более выгодный метод — доставка удобрений (при сравнительно небольших расстояниях) прямо с завода в поле на автомобиле, без железной дороги. Так поступили работники Луховицкого автохозяйства Московской области. В результате применения метода «предприятие — автомобиль — поле» при перевозке 40 тысяч тонн известковой муки экономится 28 тысяч рублей. Точно так же организована доставка минеральных удобрений с Невского химического завода в Ленинградской области, с Невинномысского химического комбината в колхозы и совхозы Краснодарского и Ставропольского краев. Возникают сложности с выгрузкой. Самосвалы есть не везде. Но в этом случае можно найти выход. В Дивенском автохозяйстве Ставропольского края была создана комплексная механизированная бригада, которой выделили семь бор товых автомобилей, погрузчик, бульдозер и стогометатель, переоборудованный по предложению начальника автохозяйства С. Квочкина в разгрузчик-скребок. Бульдозер подгребает удобрения в ковш погрузчика, который сбрасывает их в кузов автомобиля. На поле разгрузчик-скребок сваливает удобрения и разравнивает их по земле. В итоге автоотряд перевозит на поля до 600 тонн перегноя вдень — в три раза больше, чем при ручной погрузке и выгрузке. Этот почин подхвачен: только в Ставропольском крае создано 44 таких бригады. Очень ценная инициатива проявлена автохозяйствами Эстонии, Ленинградской и Псковской областей. Почвы в этих местах требуют известковой муки , а механизмы для ее разбрасывания были несовершенными. Работники автохозяйств начали применять для этой цели цементовозы со специальными разбрасывателями. При этом по сравнению со старыми способами экономится 6 рублей на 1 гектар, ПРИ УБОРКЕ УРОЖАЯ Уборка — страдная пора для автохозяйств. В это время делом проверяется и техническая готовность автомобилей, и эффективность методов организации перевозок. Какие из способов, испытанных ранее, мы применяем ив этом году? Прежде всего — это использование автопоездов. В 1963 году на перевозках урожая в РСФСР работало 5 тысяч автопоездов Сельхозтранса. В этом году — гораздо больше. При уборке зерна во многих областях в прошлом году использовался групповой, или бригадный, метод, при котором несколько автомобилей и комбайнов объединены в бригаду и работают согласованно по графику. Производительность каждого автомобиля значительно повышается. При перевозке сахарной свеклы будет использован метод, впервые примененный в 1961 году в Тамбовской области. Суть его заключается в том, что каждое звено убирает свое поле в определенные дни — в это время там сосредоточиваются и автомобили и погрузчики. Концентрация техники дает возможность работать по очень четкому графику. Производительность труда и степень использования машин резко повышаются и, что очень важно, появляется возможность вывезти свеклу в гораздо более сжатые сроки, в основном до больших дождей. Кроме того, отпадает необходимость в ручной погрузке. При уборке силосной массы должен быть широко распространен прошлогодний опыт работы Волгоградского автоуправления. Там для этой цели были созданы комплексные бригады, каждой из которых придали силосоуборочный ком байн, трактор для формирования буртов и автомобили, оборудованные сетками, подвижными бортами, щитами или другими приспособлениями для выгрузки силосной массы. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Индустриальные методы строительства знакомы не только жителям больших городов. Для сооружения коровников, скотных дворов ныне все чаще и чаще применяются сбор ные конструкции. И разумеется, эти железобетонные изделия выгоднее всего доставлять с завода в колхоз комплексно, чтобы можно было сразу и целиком провести постройку. Такой метод доставки распространен в Орловской и Калининской областях. Наша задача — всемерно внедрять его. Родник народной, инициативы неиссякаем. Работники автотранспорта, обслуживающие сельское хозяйство, очень хорошо сознают всю серьезность задач, которые они должны выполнить. И потому новые методы, новые способы организации перевозок возникают и будут возникать непрерывно.ИЗ снимков,ПРИСЛАННЫХ НА ФОТОКОНКУРС «ЗА РУЛЕМ»Валентин Михайлович Алехно — передовой шофер колхоза «Знамя победы» Краславского производственного управления Латвийской ССР. С. ПИЦИЛЕВИЧ, (Краславский район Латвийской ССР).