20
21
22
!•...*Это заседание отличается от предыдущих. У него нет строго определенной темы. Разговор пойдет о самых разнообразных автомобильных делах. В повестку дня включены вопросы, требующие кон-„JBIO/IIOBliTEJI)?#Ж^Ж^72?Д»?г«^£*^ВОПРОСЫ Ш ОТВЕТЫЗазор между ними при этом должен быть 0,35—0,45 мм . Для его регулировки установите молоточек 8 на выступ кулачка, ослабьте стопорный винт 6и поверните регулировочный винт 10 до получения указанного зазора. После регулировки стопорный винт затяните. Для установки зажигания на ' шкиве коленчатого вала имеется метка «МЗ». Размыкание цепи прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» совпадает с выступом маслозаливной горловины. Соответственно, против клеммы провода первого цилиндра в крышке распределителя должен быть расположен ротор. Установка зажигания двигателя требует большой точности, так как даже при незначительных ошибках резко возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Но вот поршень первого цилиндра установлен в конце такта сжатия, метка «МЗ» совмещена с центром выступа маслозаливной горловины, и ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра. Что делать дальше? Установить октан-корректор в среднее положение. Ослабить болт хомутика, крепящего корпус распределителя к крышке, и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись. Освободить конец провода подкапотной лампы из соединительной муфты и присоединить его куском провода к клемме низкого напряжения на катушке (к которой крепится провод, идущий к распределителю). Включить подкапотный фонарь и зажигание. / 2 Ч « SЗАСЕДАНИЕкрепления корпуса, поставить крышку и центральные провода на место (в порядке 1, 2, 4, 3, считая их против часовой стрелки). При правильно установленном зажигании и применении бензина А-72 обеспечивается бездетонационная работа двигателя на всех режимах. Если же октановое число бензина ниже 72 (но не менее 66), необходимо уменьшить угол опережения зажигания, вращая гайку 1в сторону знака «минус». При применении бензина с октановым числом выше 72, гайку следует вращать в сторону знака «плюс». . Проверку работы двигателя при доводке зажигания производите после прогрева. Затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 45—50 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажимая на педаль акселератора. Если при этом возникает незначительная и кратковременная детонация, то установка зажигания считается правильной. Еще один вопрос — у автолюбителя А. Ю. ЕЛИСЕЕВА из г. Лыткарина Московской области. Он собирается ехать в горы и хочет послушать опытных людей. Несколько советов дает ему мастер спорта инженер Ю. Б. МИХАЙЛОВ. Что нужно обязательно проверить перед поездкой в горы? В первую очередь, и очень внимательно — шины. Если есть хоть малейшее подозрение на неисправность покрышки, то ее лучше вообще не ставить, а если другого выхода нет, то надо ставить ее на заднее колесо. На ремонтировавшихся покрышках следует проехать до путешествия хотя бы тысячу километров, чтобы убедиться в их надежности. Все сказанное в полной мере относится ик камерам. . После шин проверьте подшипники ступиц передних колес. Помните, что при езде в горах подшипники несут максимальную нагрузку. И если появилось хоть малейшее подозрение, то их обязательно надо заменить. Если один подшипник вышел из строя без видимых причин (неправильная регулировка, сильный удар и т. д.), то скорее всего и аналогичный подшипник на другой стороне тоже находится «на пределе» (конечно, если один из них не был заменен раньше). Далеко не лишней является проверка схода и развала колес. Один из признаков неправильной регулировки — характерный ступенчатый износ шин, а также «визг» даже при плавном повороте. Не пренебрегайте внеочередным осмотром рулевых тяг и шаровых пальцев. Отсутствие хотя бы одного шплинта может привести к тому, что авто-У Ю. П. БОГДАНОВА из г. Мценека автомобиль «Москвич-410Н». Он сильно вибрирует на ходу. Автолюбитель просит совета, как избавиться от вибрации; спрашивает, можно ли удалить раздаточную коробку и соединить Непосредственно коробку передач с задним мостом. Редакция обратилась на Московский завод малолитражных автомобилей и получила ответ на вопросы тов. Богданова. Очень часто многие автолюбители задают вопросы, связанные с общим состоянием их автомобиля. Универсальное заключение дать трудно: в каждом конкретном случае может быть своя причина. Вероятно, так же обстоит дело с автомобилем Ю. П. Богданова. Без его непосредственной проверки и осмотра не представляется возможным указать причину появления вибрации. В некоторых случаях удается устранить вибрацию и шум заменой раздаточной коробки, заменой промежуточного карданного вала, увеличением угла наклона раздаточной коробки на 1,5—2 градуса. В последнем случае нужно подложить под правую и левую передние резиновые подушки подвески раздаточной коробки по стальной шайбе толщиной 4—5 мм так, чтобы распорные втулки опирались на эти шайбы. Правда, производство автомобилей «Москвич-410Н» давно прекращено, поэтому проверкой эффективности этого мероприятия завод не занимался. Но, по имеющимся у нас сведениям, изменением угла наклона раздаточной ко ­ робки некоторые автолюбители уменьшают вибрацию трансмиссии, а это способствует общему уменьшению шумности автомобиля. Переделать же автомобиль «Москвич-410Н», удалив раздаточную коробку и непосредственно соединив коробку передач карданным валом с задним мостом, нельзя. Это потребует изготовления нового удлиненного карданного вала, что невыполнимо в механических мастерских. Автолюбитель В. Н. ИВАНОВ из Новгородской области не знает, как правильно устанавливать зажигание в двигателе «Запорожца», а в инструкции об этом сказано скупо. Консультацию В. Н. Иванову дают инженеры-конструкторы Запорожского автозавода С. А. ШЕЙНИН и К. С. ФУЧАДЖИ. Прежде всего, распределитель зажигания (рис. 1) нужно поддерживать в чистоте. Загрязненная или влажная крышка может стать причиной неисправности. Если контакты прерывателя изношены, то зачистите их в разомкнутом состоянии абразивной пластинкой из комплекта шоферского инструмента.Рис. 1. Р аспределительзажигания : 1 — регулировочная гайка октан-корректора: 2 — ф етроваящетка для смазки кулачков; 3 — отверстие в диске прерывателя для смазки фетровой шайбы под диском; 4 — втулка камеры вакуумного регулятора; 5 — ш туцеркамеры регулятора: 6 — стопорный винт; 7 — пластина наковальни; 8 — молоточек; 9 — клемма провода низкого напряжения ; 10 — регулировочный пинт. Осторожно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. Остановить вращение точно в момент вспыхивания, В этом положении затянуть болт хомутика20 сультации специалистов, и ответы на них, соображения читателей по эксплуатации автомобилей разных марок и моделей, предложения, критические замечания.|гааотолооидяО D BV ГCВОСЬМОЕ:ЯЮя^КШ&ЙВД^^скую поездку с автомобильными гоно некоторых ее особенностях. Прочтиками. те эту статью, и вам многое станет ясно. Судя по письмам, многих автолюНесмотря на всю прелесть окружаю ­ бителей, готовящихся в дальний путь, щего пейзажа, львиную долю внимания занимает мысль, все же уделите дороге. В горах она обманчива. Вдруг вы замечаете, что на ХСА.ХС ЛУЧШЕ ровной дороге, а то и на спуске двигаОВОРЗГДОВА. ТВ тель начинает плохо «тянуть». Не удив„ ЗА.ШОРОЖЕЩ" ляйтесь, на самом деле двигатель в полном порядке, а дорога идет круто в Для этого нужны некоторые перегору. Спуск является просто обманом делки. Опытом такой переделки дезрения. лится автолюбитель А. Н. АСТРАХАНЦЕВ из Мелитополя. Строго соблюдайте правила движения. Ведь на дороге вы не один. Самым Дно багажника за спинкой заднего опасным нарушением является выезд на сиденья вместе с кронштейнами следует левую сторону, особенно на «слепых» удалить, а к спинке заднего сиденья поворотах. Не забывайте о зеркале заднего вида. Наверняка случится так, что болтами прикрепить каркас из уголковас будут обгонять. Скорее всего на об - вого железа 25X25 мм (рис. 2), к которому по углам привариваются ножки . rdH пойдут местные водители, хорошо знающие дорогу. Не мешайте им, выС их помощью спинка устанавливается на пол кузова. Высота ножек, естестбрав место, прижмитесь вправо, а мо ­ венно, подбирается так, чтобы спинка жет быть даже, стоит остановиться. Не надо устраивать гонки; это может прибыла на уровне заднего сиденья. На вести к более скорому окончанию пуних натягиваются куски резинового тешествия, нежели вам хотелось бы. Не шланга (необходимая предосторожделайте «эффектных поворотов». На ность, чтобы не повредить окраску на спусках обязательно включайте передачу, не надейтесь на тормоза. Перегретые тормоза могут отказать в любую минуту. Безусловно, вам захочется остановиться и полюбоваться окружающей природой. Останавливаться лучше всего в специально отведенных местах, а там, где их нет, поставьте машину в стороне от дороги и обязательно так, чтобы до ­ рога хорошо просматривалась в обе стороны. В общем, старайтесь не создавать ни малейшей помехи другим водителям. Конечно, здесь советы не на все случаи жизни, но если вы будете внимательны и осторожны за рулем, ваше путешествие не омрачится неприятными случайностями.мобиль внезапно поедет совсем не туда, куда вы хотите. Важным этапом подготовки к поездке является проверка тормозов. Ни в коем случае не допускайте хотя бы малейшего подтекания жидкости. Если на какой-либо трубке заметите вмятину или перегиб, то лучше замените эту трубку. Тщательно отрегулируйте колодки. Добейтесь того, чтобы все четыре колеса тормозили одинаково. Занос при торможении в горах особенно опасен. При регулировке колодок нужно, чтобы, расторможенные, они не задевали за барабаны. Ведь они и так будут до ­ статочно перегреваться. Если вы обнаружите следы масла на колодках — обязательно замените соответствующий сальник ступицы колеса. С полным вниманием отнеситесь к ручному тормозу. Он может оказаться единственным средством для остановки автомобиля. Теперь о системе охлаждения двигателя. Известно, что в горах двигатель часто перегревается, поэтому не поленитесь промыть радиатор. Причиной перегрева может служить и термостат. Его очень просто проверить. Снимите тормостат, опустите его в банку с водой так, чтобы он не касался дна, и по ­ ставьте на огонь. Температуру воды контролируйте обыкновенным термометром, Термостат должен начинать открываться при 65—70 градусах и открыться полностью при 80—-85°. При постепенном охлаждении все происходит в обратном порядке. Отказываться от термостата не рекомендуется. Владельцы «Запорожцев», естественно, избавлены от этих процедур, однако и они могут улучшить охлаждение двигателя, тщательно очистив железной щеткой грязь, пригоревшую к ребрам цилиндров, и по возможности сгладив неровности литья на ребрах цилиндров ив воздушных каналах головок. Последним этапом подготовки является регулировка фар. Если на машине установлены добавочные противотуманные фары, то имеет смысл отрегулировать их так, чтобы левая фара освещала правую обочину, и наоборот. Такая установка фар резко улучшает освещение дороги на крутых поворотах. Однако, несмотря на хорошую регулировку, ездить ночью по горным дорогам водителям, не имеющим достаточного навыка езды в горах, не рекомендуется. Теперь — с какой скоростью ехать. Никто не сомневается в том, что вы мо ­ жете ехать со скоростью 100 км/час и даже выше, но при этом уже через сотню-другую километров пути вы устанете больше, чем после трех-четырех сотен, сделанных со скорстью 60—70 км/час. Не надо путать туристРис. 2. Переделка заднего «Запорожца».сиденьявнутренних стенках кузова). К нижней части каркаса привариваются два ушка. Фиксация верхней части спинки остается прежней. Трубы спинок передних сидений надо отрезать в самом низу от каркаса, а высоту спинки уменьшить до 450 мм удалением отрезка из средней части П. Д. ДОБРОСКОКА и Г. Н. МОКтрубы. Внутрь каркаса сидений необхоРЕНКО из Свердловска заинтересодимо запрессовать на половину длины вало сообщение в газете «Известия» № 51 за 29 февраля 1964 года, где 3по два отрезка водопроводной трубы Л" длиной 200 мм, на которые при норпод рубрикой «Новинки техники» бымальном положении сидений надеваютла напечатана статья «Автомобили ся спинки. без карбюратора». В ней сообщалось о разработке прибора на полупроводниках, заменяющего карбюратор у автомобиля «Волга». Автолюбители захотели подробнее узнать, как такой прибор устроен.Уважаемые товарищи! В двенадцатом номере нашего журнала за 1962 год помещена большая статья сотрудников Центрального научно-исследовательского института топливной аппаратуры В. Коганера, А. Лисицына и Б. Свидлера «Электрон управляет впрыском топлива». В ней подробно рассказывается ио принципиальной схеме конструкции иР и с. 3. Переделка переднего сиденья «Запорожца».21 Чтобы быстро снимать и устанавливать сиденья, надо удалить заводское устройство для регулировки положения сидений и вместо него к нижним их трубам приварить по два крючка, которыми сиденье зацепляется за оставшиеся оси на полу кузова (при нормальном положении). Для того чтобы передние сиденья были на одном уровне со спинкой заднего, к их каркасам нужно приварить по четыре втулки, в которые вставляются съемные штыри-ножки '(рис. 3). Чтобы расположиться на ночлег, из автомобиля извлекают оба передних сиденья, а спинку заднего устанавливают ножками на пол (рис. 4 и 5). С передних сидений снимают спинки и устанавливают рядом друг с другом вплотную к подушке заднего сиденья. Спинки передних сидений служат подушками. Передние сиденья (без спинок) ставят в повернутом на 180 градусов по ­ ложении рядом со спинкой заднего. Р и с. 4. Установка заднего сиденья.ли в нем держать инструмент и запасные части. Подставки делаются из фанеры толщиной 10 мм . В разобранном виде они не займут много места в багажнике. Для подготовки спального места надо снять с салазок передние сиденья, от, 240 вернуть болты, крепящие спинку заднего, и снять ее. Затем необходимо поставить ящик между рычагом ручного тормоза и задним сиденьем и устаноС) вить крестовидные подставки на пол машины согласно рис. 7. Рычаг ручного тормоза из крайнего нижнего положения надо поднять на два зубца. После .'**. 10 этого спинка заднего сиденья своей тыльной стороной ложится на крестоР ис . 6. Брусок (а), ящик (б) и подвидные подставки. При этом средняя ставки (в). часть ее будет опираться на ящик иры ­ чаг ручного тормоза. Четыре опоры лишь постелить обычные спальные приобеспечивают вполне устойчивое полонадлежности. Подушки надо положить жение спинки. на дно заднего багажника. Р ис . 7. Оборудование спальных мест в «Запорожце»: 1 — брусок; 2 — подставка; 3 — ящик. -JР ис . 5. Установка переднего сиденья.Далее необходимо развернуть передние сиденья спинками к дверцам кабины и, приподняв их, подложить под них брусок. После этой операции остаетсяИтак — два совета. Каждый мо ­ жет выбрать себе тот, который больше всего понравится. Спите на здоровье, дорогие автолюбители, но только не за рулем!Заключительнаячасть нашего заседания —О жидкости со странными свойствами хочет рассказать автолюбитель В. Д . ГРИГИН из Ростова-на-Дону. ...Нажимаю на тормоз — никакого второй — пеИ еще один способ. Его предладействия. Нажимаю до пола,размашина даль проваливается а гает инженер В. П. ФИЛИППОВ из продолжает двигаться. Чувствую, что Ленинграда. педаль возвращается в первоначальное положение очень медленно, как бы неПриспособления, которые нужны для хотя. С грехом пополам останавливаю превращения сидений в постель, очень машину при помощи ручного тормоза. просты. Их может изготовить каждый автолюбитель. Это — деревянный бруПовторить такой эксперимент может сок а (рис. 6), ящик би две разборные любой водитель, если будет пользоватькрестовидные подставки в. Ящик не буся тормозной жидкостью, выпускаемой дет лишним предметом в машине, есБакинским химическим заводом. КачеВ приваренные к каркасу втулки устанавливают по четыре штыря-ножки. Высоту ножек подбирают так, чтобы передние сиденья и подушка заднего бы ­ ли на одном уровне. В результате переделки получается ровная, вместительная, удобная постель. Все «превращение» занимает 3—5 минут.Слово берет автолюбитель В. А. К И ­ СЕЛЕВ из Ярославля. Один мой знакомый шофер возвращался в свой гараж и вдруг двигатель стал работать с перебоями, а по ­ том заглох. Машину постепенно окружи ­ ли шоферы-любители и каждый предлагал что-то свое. Незадачливый водитель долго пытался выяснить причину неисправности, но ничего не получилось. Спустя несколько часов он вызвал автомобиль технической помощи, который уже вечером утащил машину в гараж. Утром мы подошли к его машине. Пока он открывал кабину и включал зажигание, я повернул отверткой на полтора оборота шуруп, который крепит проводок на прерывателе-распределителе, идущий от катушки зажигания. После этого шофер нажал на кнопку стартера, двигатель запустился и заработал нормально, а шофер выпрыгнул из ка ­ бины и стал плясать повторяя: «Завелся, завелся!» Подобных случаев я знаю множество, и вот хочется предложить, чтобы издательство «Транспорт» выпустило карманную брошюрку «Спутник автолюбителя», в котором были бы описаны причины всех неисправностей, мешающих пуску двигателя. Думаю, что клуб «Автолюбитель» поддержит мое предложение. Давайте спросим теперь издательство «Транспорт»: как оно относится к этому предложению? ства ее удивительны. Она делится на легкую фракцию, которая всплывает и находится в бачке, и на тяжелую, которой забивается система. Естественно, такую киселевидную массу с трудом отжимают пружины колодок и главного тормозного цилиндра. Не думаю, что автомобили самого Бакинского химзавода заправляют такой жидкостью. Адрес предприятия нетрудно прочесть на этикетке: Баку, ул. Бунаит Сардарова, № 3. Что скажете о своей продукции, товарищи работники завода? Используете ли вы ее? Или предпочитаете жидкость с менее загадочными свойствами?22