Румыния. Дорога и ущелье. ли на акселераторы. Оказывается, ехать по такой дороге со скоростью 65 километров в час гораздо удобнее и приятнее, меньше тряски. Надо только держать интервал метров до двухсот: изпод колес идущей впереди машины валит густая пыль и (что много страшнее) летят камешки. В красивой Сучаве повстречали туриста из ГДР—он путешествовал на- «Вартбурге-1000». — Видел, как вы подходили к городу, — сказал он. — Эффектное зрелище. Пять облаков пыли несутся с космической скоростью. — Да, мы увлеклись немножко... — Нет, почему же — на ваших автомобилях так и надо ездить. Мой «Вартбург» — первоклассное авто, но «Москвич», — немец со вкусом повторил это слово, — «Москвич» может все! Нас немного удивляли подобные аттестации — а между тем, мы слышали их все чаще. Что это — вежливость? Мы так привыкли к «Москвичу» дома, что не пытались сравнивать его с заграничными машинами. Теперь в Румынии и Болгарии, где трудные дороги и множество иностранных автомобилей, придется сравнивать волей-неволей. И вот наша маленькая колонна вышла из горного поселка Биказ, чтобы перевалить Карпаты ик концу дня попасть в столицу Трансильвании Тыргу-Муреш. Сто девяносто километров совершенно разбитой, усеянной крупными камнями дороги — и мы у цели — в веселом пестром городе, где мирно соседствуют старинная готика и вполне современная, легкая и привлекательная румынская архитектура. Наутро устраиваем самодеятельный техосмотр — и просто удивляемся: после этакой дороги ни одна гайка не подтягивается. Да здравствует «Москвич»! Алексе Талоеску считает, что мы напрасно возимся с машинами. Он же говорил, все будет в порядке. Тем более, что дальше дорога хорошая. И она, вправду, неплохая. Мы едем быстро, мелькают города — Сигишоара, Сибиу, Фэгэраш, наконец, великолепный Брашов. Да, нам понятно, почему в Румынии так много туристов: прекрасная страна, нарядные светлые города, приветливые люди. Вероятно, процентов восемьдесят всех больших домов в стране возведены в годы строительства социализма. А сейчас усиленно сооруifмосквичaМ ОЖЕТ EIять автомобилей медленно въезжают в распахнутые ворота — самые обыкновенные ворота из штакетника, выкрашенные в зеленоватый цвет, Но едут они не на ферму или в усадьбу, а в целую страну. Мы только что пересекли границу Румынской Народной Республики. Мы — это пятнадцать московских жур ­ налистов. Нам предстоит больше трех недель «жить на колесах» в Румынии и Болгарии. — Какие у вас дороги? Круты ли подъемы? Что предстоит в первый день? — Это мы забрасываем вопросами 22-летнего студента из Бухареста Алексе Талоеску, нашего гида. — Горы будут завтра,—говорит Алексе, — подъем из долины Прахов к озеру Лакул Рошу. А вообще здесь, на севере, дороги еще не очень... Взглянув на наши вытянувшиеся физиономии, Алексе улыбается и добавляет: — Но беспокоиться нечего — советские машины пройдут где угодно. Глубокий смысл этой фразы стал нам совершенно ясен лишь несколько дней спустя. По щебенке — увы, не очень прокатанной и довольно пыльной, — мы шли поначалу медленно: 30—40 километров в час. Потом привыкли и дружно нажа-Пжаются и превосходные дороги, которых в нищей королевской Румынии, м ожно считать, совсем не было. По одной из них мы мчимся к Бухаресту. Чего только нет на дороге! «Мерседес» и «Фиат», «Фольксваген» и «Оппель», «Рено» и «Ситроен», «Лянчиа» и «Ягуар», «Моррис» и «Трабант», «Вартбург» и «Симка». Весь этот ассортимент можно встретить за десять минут. И среди них, не менее часто — «Москвич», «Волга», немного реже — «Чайка». Бесшумно ис большой скоростью идут изящные румынские грузовики «Карпаць», фургончики «Тудор Владимиреску». По румынской столице, где довелось провести несколько дней, мы предпочитали либо ходить пешком, либо передвигаться с помощью городского транспорта. Не потому, что в Бухаресте трудно ездить за рулем, — напротив, улицы широки и благоустроенны, милиция снисходительна, — а по той причине, что термометр показывал 40 градусов в тени. Попробуй, сядь в раскаленный автомобиль! Примерно такая же адская жара ждала нас ив Болгарии, куда мы перебрались по мосту Дружбы через Дунай. В Болгарии любят брусчатку, считают, что она лучше асфальта. Как говорится, дело вкуса, но в общем дорога эта неплоха. Миновав древнее Тырново и уютное Габрово, мы начали 33-километровый подъем на Шипку. И здесь окончательно убедились в том, что фраза «Москвич» может все» была сказана не случайно. В палящий зной наши машины, что называется, взлетели на Шипку, к подножию исторического холма, венчающего гору. Ни у кого температура воды не перевалила за 80 градусов! А на обочинах стояли и охлаждались роскошные «Фиаты», «Оппели» и иже с ними. Владельцы этих автомобилей доезжают только до подножия холма, а потом берут его вершину «в пешем строю» — 1000 ступеней. Мы поступили иначе: сели в машины и полезли на холм по узенькой извилистой дорожке, которая издали казалась прямо-таки вертикальной. И на этой дорожке «Москвич» нигде не попросил первую передачу — подъем был взят на второй! Справедливости ради надо сказать, что одновременно с нами холм успешно штурмовал голубой «Вартбург-делюкс». Этот оригинальный автомобиль с трехцилиндровым двухтактным двигателем, выпускаемый в ГДР, — действи-Щ г. София. В центре города в назидание пешеходам на торцовой части дома нарисован светофор. С такой высоты регулируют уличное лвижение в Пловдиве.