Слово преподавателюИнструктор для курсанта одновременно и преподаватель, и специалист — мастер своего дела и старший товарищ. От того, каков уровень его знаний, как он проводит занятия, наконец, насколько добросовестно относится к своему труду, во многом зависит, получится ли из курсанта настоящий водитель, умеющий не только управлять автомобилем, но и правильно его эксплуатировать. И это инструктор должен всегда помнить. К сожалению, в жиэни бывает не всегда так. Вот наблюдения, сделанные на одном из уроков. Начался он, к аки требует программа, с контрольного осмотра. Курсант обошел машину, поднял капот, проверил уровень масла и, сев за руль, повел автомобиль по намеченному маршруту. По команде инструктора курсант менял направление движения. Чаще всего это были повороты — вправо или влево. В обратном же направлении за целый час их было сделано только три. Но вот и конец занятия. Инструктор подвел итог, указал на ошибки, объявил оценку и, сделав отметки в книжке учета практического вождения, отпустил курсанта. Внешне как будто соблюдено все: был и контрольный осмотр автомобиля, указания и выводы инструктора. Однако все ли возможности урока были использованы? Контрольный осмотр проведен весьма бегло, небрежно. Курсант, например, не доложил о результатах осмотра. Это, к сожалению, приходится наблюдать до вольно часто. Кроме того, даже один итот же инструктор нередко объясняет порядок осмотра в разной последовательности и не всегда в полном объеме. Не поэтому ли на выпускных экзаменах курсанты порой не могут четко рассказать, что жеив какой последовательности надо делать при контрольном осмотре. Принятая программа обучения рекомендует проводить осмотр до начала занятий и только с теми, кто обучается в первой смене, а ежедневное техническое обслуживание — после занятий сзадачи, и если курсант чего-то не понял или у него не получается какой-либо прием, то следует показать его еще и еще раз. Наконец, инструктор не всегда был достаточно требователен к выполнению курсантом правил движения. В ходе занятия, на котором мы присутствовали, указатель поворота включался слишком поздно, почти у самого перекрестка, обучаемый часто задерживался ис перестроением. На все эти недостатки инструктор ни разу не обратил внимания.Обучая другихПодобные ошибки при обучении чакурсантами последней смены. Причем ще всего встречаются в тех автомотовремя на осмотр и обслуживание не клубах, где нет заранее подобранных должно входить в 50 часов, отведенных маршрутов для вождения или намечено «а вождение. Чтобы каждый курсант мог всего два-три для отработки всех принять участие в осмотре и обслуживаупражнений. В этом случае выбор коннии автомобиля, необходимо при составкретного маршрута для того или иного лении графиков вождения соблюдать задания предоставлен самому инструкочередность в первой и последней сметору, который, н е всегда зная, где можнах. но будет сделать левый или правый поРассмотрим дальнейшие действия инворот, часто дает команду на ходу, к о структора, о котором речь шла выше. гда увидит перекресток, не задумываясь В ходе занятия он лишь подмечал над тем, сколько метров осталось до ошибки курсанта в управлении автомобилем, но ни разу не показал, как нанего. Чтобы курсант строго соблюдал правила движения, надо заранее пододо правильно выполнять упражнение. брать маршрут для каждого упражнения А зря. В результате ошибки, в сущности, и непременно пометить на нем все ме так и не были исправлены до конца заста для подачи команд. нятия. Между тем роль инструктора состоит не только в том, чтобы подмечать Мы уже говорили о том, что во время недостатки. Главное — добиваться их занятия было уделено недостаточно устранения. Л в этом большое место внимания основной задаче упражнеотводится показу. Именно с него лучше ния — разворотам в обратном направле. всего начинать отработку каждой новой нии. И дело здесь не только в «оличе!»г?^пядоу»1?№ьт.л«№чмг4№&;еддо>>*п%юг^^^ОШДЫКгокгашкзсетьоад улицей пронесся вой «сирены». Автомобиль скорой помощи свернул за угол. А на тротуаре осталась с погнутым рулем и помятым баком новенькая «Ява». Кто-то с тревогой спросил: . — Что случилось? Немолодой человек в форме водителя такси ответил: — Мотоциклиста увезли. Наверное, перелом ноги. Другой очевидец продолжал: — Парень ехал за самосвалом, д и станцию не выдерживал, ну а тот тормознул. Знаете какие у МАЗа тормоза? Мертвые! Парню и деться некуда... Он тоже на тормоз, а асфальт, видите, мокрый... Очень многие пользуются мотоциклом долгие годы; ездят и по оживленИзвестно, что все будущие водители ным улицам городов и по скоростным изучают правила движения. Но многие автострадам. Ездят и летом и зимой, и из них, дойдя до главы «Скорость двиднем и ночью, и тем не менее без всяжения», сосредоточивают внимание на ких происшествий. верхних ее пределах; обычно они устаЧто же это, «счастливчики», застрахонавливаются довольно легко. А между ванные от аварий? Нет, это хорошо натем гораздо важнее запомнить и натренированные люди, не только твердо учиться руководствоваться теми рекознающие правила движения, но и умеюмендациями, которые помогают выбрать щие правильно применять их на пракбезопасную скорость в каждом контике.НРассмотрим главнейшие обязанности водителя, нарушение которых чаще всего и создает аварийную обстановку. Их, пожалуй, три: выбор безопасной скорости движения; определение правильной дистанции и интервала; подача предупредительного сигнала при маневрировании или замедлении движения.СКОРОСТЬ МАНЕВР СИ ГНАЛкретном случае с учетом всех факторов дорожнсй обстановки. Хочется подчеркнуть, что невыполнение хотя бы одного из этих условий может привести к аварии. Ведь так и случилось, в частности, с мотоциклистом, о котором мы говорили. Ему «не хватило» дистанции. А вот другой пример. По оживленной улице движется мотоцикл со скоростью 35—40 км/час. Подъезжая к пешеходному переходу на перегоне улицы, водитель слегка сбавил скорость, но не проявил необходимой осторожности и предусмотрительности. Просмотрев мо мент, когда на идущей левее и несколько впереди его грузовой машине вспыхнул красный огонек стоп-сигнала и она резко замедлила движение, он со вершенно неожиданно метрах в пяти перед собой увидел девочку, которая «вынырнула» из-под колес грузовика. На торможение мотоциклисту уже не хватило времени. Осталась одна возможность — объехать ребенка. Он резко вывернул влево и ударился своим передним колесом о грузовик. К счастью, на мотоциклисте, был шлем. Могут сказать: виноват ребенок, перебегавший дорогу перед близко идущим транспортом. Да, виноват. Но виноват и мотоциклист. Он действовал в основном правильно, однако упустил из виду одну из важнейших рекомендаций24