принявших участие в ралли, установило, что советские мотоциклисты набрали 163 020 очков и заняли общеепервое место. Вышедшая на второе место команда Италии получила только 85 881 очко ( к ак видим, разрыв болеечем внушительный). С реди национальных клубов первое место завоевал клуб городаИжевска , получивший 59 724 очка. Н авторомме сте — клуб Белграда, у которого19150 очков. В межклубномзачете первые четыре места заняли мотоциклисты Ижевска , Еревана, Таллина, Коврова; на пятом месте — клуб Белграда. П ред ставители этих же клубов завоевали со ответственно первые пять призов за наибольшее пройденное ими расстояние (у Белградского клуба оно равнялось 1478 километрам ) . Специальными призамигородаЖе невы награждены все шесть советских мотоциклисток из г. Таллина за наиб ольшее ( с редиженщин ) расстояние — 4492 километра. Таким образом , советская команда во второй раз завоевала главный перехо д ящий приз Международноймотоцик летной федерации . Большой серебряный кубок снова отправился вМоскву . Вместе сним из Женевы было увезено более десятка других призов, которых удостоились члены нашей команды. Это была достойная изаслуженная награда за умениеи выносливость советских мо тоциклистов, за превосходные качества отечественной мотоциклетной техники. Ряд призов получили идругие национальные команды. У чрежденныймото циклетной федерациейШвейцариипе реходящий приз Марселя Хэкера за наибольшее число участников междун ародного ралли остался у команды Италии. О наже вторично выиграла уч режденный клубом Монако переходящ ий приз за наибольшее число моторол леров (в итальянской команде их было 46). П ереходящийпризФранции , п ри суждаемый команде, и меющей большее количество мотоциклов с двигателем рабочимобъемом не выше 125 см3 , п о лучили голландские мотоциклисты. Н есколько призов специально для мо торалли ФИМ этого года привезла вЖеневу советская делегация . П риз , у ч р ежденный нами для команды, в составе которой имеется самый молодой мотоциклист, получил клуб города Вены, пославший на соревнования 18-летнего водителя. Д ругой приз — клубу, представленному наибольшим числом мотоциклистов, — был вручен милан с кому клубу «Ламбретта» (31 человек). Редакция журнала «За рулем » у чре дила приз для награждения клуба — с тарейшего участника моторалли ФИМ . К сожалению , ж юри не располагало документальными данными, которые позволили бы правильно определить так ой клуб. Решение этого вопроса было отложено до очередного конгресса Международной мотоциклетной федерации, на котороми будет вручена награда. М отораллиФИМ 1964 года, собравш ее 592 участника из одиннадцати европейских государств, явилось серьез ной и ответственной проверкоймастер ства советских мотоциклистов, н адежно сти наших мотоциклов. Эта проверка убедительно показала, что советский мотоциклетный спорт находится на кру т ом подъеме, что ему по плечу больш ие свершения..О твоей жапаптяаавтасвк профессии, шоферСхватка с огнембывалых, опытных людях говорят обычно: п рошел огонь и воду. А что скажешьо человеке, к которому эти слова относятся не впереносном , а всамомпрямом смысле, кто приэтомсамуцелели других спас? Бесстрашие, находчивость, мужество? И то, и другое , и третье. И По праву — человек подвига. Л юди подвига — это не только космонавты или покорители полюса, летчики-испытатели или ученые - а томщики . Подвиг совершает всякий, кто втруд ную, часто опасную для жизни минуту не испугался, выстоял, выполняя поручен н оеему задание. Ш офер Василий Михайлович Ковалев «воду прошел » в грозные годы войны, к огда тонул на Балтике. С тех пор , к ак говорят, и много воды утекло. А вот согнем он повстречался на мирных крымских дорогах, по которым за пятнадцать лет работы немало всяких машин водил, н емало километров наездил. Н ои тут не спасовал человек. А случилось вот что. Стоял жаркий июньский полдень. С мена подходила к концу. Автобус Сим ферополь — К урортное , к оторым управлял Василий Михайлович, отправился в последний рейс. Все шло как обычно. З а Новоселовкой петляющая лента шоссе начала уходить в гору. Л иАЗ , напрягаясь, м едленно брал подъем. С трелкаука зателя температуры воды такжемедленно ползла котметке «100 градусов». Н о это не волновало опытного водителя: п ойдем вниз — остынем. И вдруг мо т орумолк . Автобус тут же остановился, а вследующеемгновенье начал сползать назад. Водитель затянул ручной тормози включил один - д ругойраз стартер. Безрезультатно: двигатель не заводился. Ковалев приотпустил тормози отъехал метров на 25 ниже , уведя на всякий случай автобус от обрыва на другую сторону дорогикземляному склону го ры. Д верирешилне открывать: не уследишь, к ак выскочит кто-нибудь на проез ж ую часть, — беды не оберешься . П одложив под колеса камни , он вернулся в кабину и открыл капот. Где искать причину? П осмотримзажигание . Снял провод, крышку, распределителя — все впорядке , искра есть. Значит — система питания. Хотя Василий Михайлович и работал на автобусе недавно, но слышал, что при высоких температурах воздуха или перегреве двигателя в системе питания могут возникать паровые пробки , н арушающие подачу бензина. Руки привычно отвинтили штуцерукарбюратора — так и есть: б ензин не шел . Прокачать воздух в системе оказалось делом не простым. Н аконец по легко м у сопротивлению рычага бензонасоса стало ясно, что бензин пошел. Василий Михайлович сел за руль и включил стартер. Н о тут случилось непредвиденное : скопившиеся вколлекторе пары бензина вызвали сильный взрыв. О гненная струя выплеснулась из карбюратора , и преждечемшофер успел отпрянуть, на нем вспыхнула одежда . Рванув ворот рубашки , Ковалев метнулся из кабины... Когда-то, е щеслужа на флоте, Василий Михайлович освоил и сварное дело. З нание повадок огня теперь его спасло. О нзаметилвкюветенепросохшую луж ицугрязи и, скатившись в нее, перевернулся несколько раз, загасив пламя. В следующее мгновение шофер был уже на ногах. Ведь в автобусе оставались люди , а огонь уже полыхал в кабине. П ревозмогаястрашную боль от ожо гов, он вскарабкался в кабину и рванул ручку открытия дверей — пассажиры на чали покидать машину . Теперь надо было спасать автобус. О бгоревшимирука м и он вытащил из-за сиденья огнетушитель и ринулся в схватку согнем . О дин на один. И победил ! П ока подоспели помощники , огонь уже отступил. С момен та взрыва прошло не более пяти минут. Н о эти 300 секунд потребовали от сим феропольского шофера , водителя первого класса Василия Михайловича Кова лева большогомужества , находчивости, с амопожертвования . О н проявил все эти качества советского человека в полной мере . Л юдиимашина были спасены. П очерневшего от копоти иожоговгероя , п оддерживаяс двух сторон, п оти хоньку повели вмедпункт села. Нести было нельзя: к обожженному телу не в озможно было притронуться. Неизвестный человек, п роезжавшиймимо на мо тоцикле, вызвался разыскать телефони сообщить в « С коруюпомощь » . О днако , пока пришла машина , Василий Михайлович, к ак говорят, успел заглянуть в лицо смерти — наступило шоковое состояние. Врачи спасли этого отважного человека. Анатолий Алексеевич Соколов, М а рия Михайловна Гусева иАлександра Николаевна Катишина не отходили от по стели больного. Руководил лечениемпрофессор Евгений Илларионович Захаров. И эта борьба за жизнь была тоже подвигом. Его совершили работники областной клинической больницы имениСемашковСимферополе . Сотни автобусов доставляют людей во все уголки Крыма — нашей всесою зной здравницы. И штурвалы машинв надежных руках людей сбесстрашнымсердцем . Таких, к ак Василий Михайлович Ковалев, достойный представитель шо ф ерской профессии. Г. ЗИНГЕР,Ог. Симферополь. На снимке : шофер I класса Василии Михайлович Ковалев.*Jt*OTfir'»3».»*<W.5Ibi»^^t»;^,RC«w|rt*^^/«^наш спец. корр.