цовывают внутрь, чтобы она не упиралась в кольцо 5, а нажимала на блок перегородок. Кроме того, кольцевое пространство используется для размещения уплотнения из асбестового шнура. Уплотнение нужно потому, что несгоревшее топливо, движущееся по глушителю, может выступить наружу и, загрязнившись, испортить внешний вид глушителя. Если глушителям шума выпуска уделяется должное внимание, то создание глушителей шума впуска до последнего времени считалось делом второстепенным, хотя доля шума впуска весьма значительна. Характерно, что шум впуска в большой мере зависит от степени открытия дроссельной заслонки и достигает максимума при ее полном открытии.вестной степени затрудняется наличием алюминиевых шторок, закрывающих карбюратор. Форма глушителя может быть разной. Однако он должен представлять собой резонатор, то есть иметь входную трубку диаметром 40—45 ммй длиной 100—150 мм. Эту трубку можно поместить в любом месте, а также внутри самого объема, так, чтобы через нее поступал воздух из наименее запыленной зоны — сверху, из-под седла. В нижней части корпуса глушителя шума впуска образуется неглубокая ванна, в которую заливают немного масла (излишек его будет унесен потоком воздуха в двигатель). В процессе работы двигателя часть топлива, в состав которого входит иНА ЯРОСЛАВСКОМ МОТОРНОМЦ а Ярославском моторном заводе лго" б ят технические виды спорта. Здесь есть свои команды мотоциклистов, автомобилистов, водномоторников. Один только факт — команде завода была оказана честь выступать на межобластных мотоциклетных соревнованиях в качестве представителя области — говорит о больших достижениях. Не удивительно, что спортсмены-досаафовцы приняли самое активное участие в проходившем на заводе обсуждении журнала «За рулем» и задали тон всему разговору. — Журнал мы очень любим, — с казал конструктор Г. Кукличев, — но хотелось бы видеть в нем более полное отражение всех соревнований по «моторным» видам спорта. Очень нужны статьи по подготовке автомобилей к ралли и по их проведению. Несколько статей по подготовке двигателя к ралли уже было. Это — хорошее начало. Теперь нам нужны описания штурманских приборов. И конечно, следует больше внимания уделять не только всесоюзным и международным, но и областным, межобластным соревнованиям. Разбор их на страницах журнала может оказаться хорошим уроком для начинающих спортсменов. Ту же самую точку зрениявыразили инженер-испытатель В. Малышев. Ему тоже хочется видеть побольше статей о подготовке автомобиля к соревнованиям — причем с разбором реконструкции каждого узла и агрегата. Мотористу-испытателю В. Исакову хотелось бы видеть больше рекомендаций по топливам и маслам для мотоциклов. И это относится не только к спортивным машинам. Появилось очень много «Яв», а сравнения чешских масел с отечественными нет. Помимо спортивных мате» риалов, надо давать больше советов по эксплуатации. По-иному прозвучало выступление шоф ера В. Малиова. Он, наоборот, считает, что журнал слишком много пишет о спорте и мало о шоферах. Его желание — видеть больше материалов об организации труди в автохозяйствах. С его точки зрения, нужны страницы, посвящ енные эксплуатации новых дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. На завод приходит много рекламаций, но 50 процентов из них вызваны лишь неумением правильно эксплуатировать эти сложные машины. Выступление слесаря В. Удальцова было коротким: «Пытался выписать журнал — ие смог. Надо подумать об увеличении тиража». Инженер-конструктор Е. Фомичеа — председатель областной секции водномоторного спорта отметил, ч то не всегда до спортсменов вовремя доходят изменения в правилах проведения соревнований. Было бы правильно каждый раз в начале года печатать на страниц ах журнала все измененияза прошедший год. Надо больше давать описаний контрольных приборов. применяемых для определения состояния судов на соревнованиях. Быть может, нужно раз в год публиковать отчет обо всей проделанной работе иорешенияхфедераций на будущий год. Освещая соревнования, меньше надо уделять внимания формальному перечислению фактов (кто пришел первый, кто второй и т. д.), а больше — анализу причин успехов и неудач с подробным рассмотрением технического состояния машин, мастерства спортсменов и т. д. Мнение инженера П. Хиленно таково: больше надо печатать материалов о тур изме — о маршрутах, об организации поездок. Об автостопе —успехах и трудностях на его пути. О правильном подборе автотуристского снаряжения. Обсуждение журнала вылилось в разговор о множестве проблем — спортивных. туристских, технических.Поэтому наиболее важно глушение шума впуска для мотоциклов малого литража, двигатели которых большую часть времени работают на полном дросселе. Для мотоцикла ИЖ-56 это время несколько меньше. Объем глушителей шума впуска современных мотоциклов должен быть в 10—12 раз больше рабочего объема двигателя, и тем больше, чем выше литровая мощность двигателя. Для ИЖ-56 объем глушителя шума впуска (рис. 3) следует принять равным 2,5—3 литра. Правда, это а из-масло, попадает в масляную ванну глушителя, вспенивается там потоком воздуха и частично поступает на воздухоочищающий элемент, тем самым в какой-то степени увлажняя его. Воздухоочищающий элемент можно сделать из специальной металлической сетки, а еще лучше — из капроновой путанки. Толщина фильтра 15—20 мм. Итак, два источника шума нейтрализованы. Остается убедиться в герметичности крепления выхлопной трубы. В. ИВАНОВ, г. Серпухов. инженер.СТАТЬВОДИТЕЛЕМРазумеется, все, кто желает получить квалификацию водителя, должны пройти медицинское освидетельствование, Справки о годности к управлению транспортными средствами действительны в течение года со дня их выдачи. Кроме того, все водители автомототранспорта через каждые пять лет, а водители городского электротранспорта — через каждые три года должны проходить медицинское переосвидетельствование. Осталось сказать в заключение, что водители автомобилей, не работавшие по специальности более одного года, н управлению автомобилями допускаются только после повторных экзаменов в госавтоинспекции по правилам движения и вождению; а те, у кого этот срок превышает три года, кроме того, должны пройти медицинское переосвидетельствование. Водители автомобилей, имеющие перерыв в работе более 10 лет, утрачивают свою квалификацию и должны проходить обучение вновь. Несомненно, что единые для всей страны требования во многом упорядочат обучение водителей и улучшат качество их подготовки. H. ПЛЯШКЕВИЧ. старший госавтоинспектор ГАИ РСФСР.Квалификация водителя второго класса присваивается теперь при стаже работы водителем третьего класса не менее трех лет, а квалификация первого нласса — не менее двух лет работы водителем второго класса. Обучение при этом (очное или заочное) обязательно. Но это не все. Кроме установленного стажа работы и специальной подготовки, непременными условиями для присвоения квалификации являются хорошие производственные показатели и высокая трудовая дисциплина водителя. Присвоение квалификации второго или первого класса объявляется приказом. Номер и дату приказа руководителя автохозяйства, предприятия, учреждения или решения правления колхоза заносят в свидетельство об окончании обучения и заверяют подписью руководителя и печатью. При утере документа, подтверждающего присвоение квалификации второго или первого класса, вопрос о ее восстановлении рассматривается руководителями автохозяйств, предприятий и учреждений после предъявления дубликата свидетельства об обучении и проверни аттестационной комиссией знаний и навыков водителя в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.25