н автомобилисты — вторые призеры fluСоветскиеД ЕБЮТ«Трофея наций»В.оБ Он е.По предложению Федерации автоспорта СССР в этом году было положено начало розыгрышу «Трофея наций» — командного соревнования сильнейших раллистов Европы. Это состязание (в нем приняли частие национальные команды Англии, Польши, СССР, Швеции и Йталии,проводилось в три этапа других стран) — на трассах ралли «Монте-Карло», «Полуночное солнце» и «Рейд польский» параллельно с личным чемпионатом Европы по ралли. Советские спортсмены впервые участвовали в таких соревнованиях. О первом этапе их — тяжелом четырехдневном ралли «Монте-Карло» мы уже сообщали («За рулам» Нг 3). Победу тогда одержала команда Англии. О том, как прошел розыгрыш «Трофея наций» в Швеции и Польше, рассказывает в своих заметках участник соревнований мастер спорта А. Дмитриевский.0.«ПОЛУНОЧНОЕ СОЛНЦЕ»IВ .Неа северном побережье Ботнического залива у Хапаранги мы пересекаем границу между Финляндией и Швецией. Неширокая дорога с плавными поворотами уходит на юг. В Швеции левостороннее движение, и нам нужно сразу перестроить выработанные за 15—20 лет водительского стажа привычки. Каждая ошибка может кончиться тяжелой аварией — лобовым ударом во встречный автомобиль. Первый день мы двигаемся колонной. Это значительно легче. А на следующий день каждый экипаж едет самостоятельно. Осевая линия на дороге и специальные стрелки на перекрестках заставляют двигаться по своей стороне. Когда руль слева, видимость при обгоне ограниченна. Но у автомобилей, выпускаемых в Швеции, именно такое расположение руля. При обгоне грузовых машин и автобусов приходится выезжать на правую сторону дороги, чтобы увидеть путь. Шведские водители очень внимательны. Увидев приближающийся сзади автомобиль, водитель сигналом левого или правого Автомобиль «Волга» (водители — мастера спорта С. Тенишев и А. Дмитриевский) на трассе ралли «Полуночное солнце».щ#$1$Ш.после них ведущие автомобильные фирмы устанавливают хорошо оборудованные летучки. Одна из основных задач их — сохранить силы участников. Поэтому все работы выполняются механиками летучек, снабженных необходимым инструментом, включая сварочные аппараты. Периодически, в зависимости от характера предстоящего соревнования, ставятся покрышки с соответствующим профилем протектора, Четыре «Волги» большую часть трассы идут вместе. Это дает возможность штурманам контролировать друг друга, а первым водителям отдыхать. Но вот в конце первого круга из-за поломки поворота показывает, свободен ли путь крышки коренного подшипника сходит для обгона или нет. Поравнявшись, вос дистанции «Волга» с финским экипадитель обгоняющей машины поднятием руки или кивком головы благодарит за жем. Отказал стартер на нашей «Волвнимание. Обгоняемый отвечает ему ге». Хорошо, что перед стартом не тем же. нужно глушить двигатель. Сейчас большой запас времени, но летучка будет В шведских ралли «Полуночное солнтолько на следующем пункте, после коце» трасса объявляется заранее. Это торого короткий участок, проходящий дает возможность гонщикам в течение через несколько городов с ограниченнескольких месяцев тренироваться на ной скоростью движения. На смену скоростных участках. Нам удалось пестартера остается всего 15 минут. Уже ред соревнованием проехать только по смеркается. Мы успеваем вовремя на» трем скоростным участкам (из двадцати старт очередного скоростного участка одного). Это позволило получить лишь подъема на холм. некоторое представление о характере Начинает светать, хотя всего два часа шведских дорог, включенных в трассу ночи. Пройдены еще несколько скоралли. ростных участков. К вечеру спортсмены Через каждую минуту автомобили возвращаются в Стокгольм, пройдя участников уходят на трассу. Дорожные около 1800 километров. Эдесь отдых — соревнования особых затруднений не 12 часов, А| утром — снова на трассу. представляют. Время на все скоростНеожиданно стрелка термометра ухоные участки нейтрализуется полностью, дит вправо —закипела вода в системе и после каждого специального испытаохлаждения от поломки крышки генерания участники получают новое время • тора. Хорошо, что кругом лес. Находим старта. толстые сучья, забиваем их между генеОсновные условия успешного прохожратором и блоком, чтобы обеспечить дения дистанции — это не сбиться с натяжение ремня. Едва успеваем на ' трассы, которая почти не имеет спепункт контроля времени. Скоростные циальной разметки, и не нарушить праучастки следуют через каждые 30—50 вил движения по дорогам. километров, и поэтому не удается созПервый скоростной участок был отдать запас времени для смены генераменен по требованию владельца территора. Приходится идти осторожней и тории, по которой он пролегал. Скопосле каждого скоростного участка порость здесь ограничена до 35 км/час. глубже заколачивать деревянные клинья. Все участники строго выдерживают это Но вот наконец выбираемся на достаусловие, и, как выясняется вскоре, не точно длинный дорожный участок, где напрасно. За поворотом лесной дороги можно создать запас времени и замеустановлен полицейский пост. Специальнить генератор. ное оборудование позволяет точно фикПройден последний скоростной учасировать скорость прохождения, сток, и вечером в конце четвертого дня Большая часть скоростных испытасоревнования участники возвращаются ний — это гонки по узким лесным доров Стокгольм. гам, покрытым гравием, с крутыми заФинишируют лишь 144 экипажа, крытыми поворотами, резкими подъеостальные 70, в основном из-за аварий мами и спусками. Скоростных участков на скоростных участках или технических на дистанции—пятнадцать: длиной от 5 неисправностей, дистанцию не заканчидо 22 километров. Кроме того, нужно вают. пройти гонки на аэродроме с элеменВпереди шведский гонщик Трана, вытами слалома,' кольцевую гонку на авступавший на автомобиле «Вольво» в тодроме, подъем на холм и т. д. классе улучшенных автомобилей литраПри подъезде к скоростному участку жом от 1600 до 2000 см 3 , на втором в любое время суток и при любой поместе Калстром (Швеция) на автомобигоде приходится обгонять длинные коле «ВМС Купер», класс до 1000 см 3 , не лонны автомобилей болельщиков. За третьем—Солерстром на «Форд-Корнесколько километров до старта вдоль тина». Шведские гонщики на автомобиобочин дорог и на свободных полянках лях «Сааб» (до 1000 см 3 ) вышли на персотни автомобилей разнообразных мавое место среди заводских команд. рок. В некоторых местах указатели: Среди национальных команд первое ме«Стоимость стоянки —-1 крона». Это власто заняла Швеция, второе — Италия. дельцы дач предлагают свои услуги боУспешно выступили и советские спортслельщикам. мены, занявшие в общем зачете третье (призовое) место (С. Тенишев и А. ДмиНо вот мы подъезжаем к плакату «До триевский, А. Карамышев и Г. Добропункта контроля 100 м». В зависимости вольский на «Волгах», Н. Сучков и от длины участка участники приезжают В. Щавелев на «Москвиче-403»), а в сюда с опережением . от 15 минут до классе свыше 2000 см 3 — пятое и шечаса. За это время можно заправить стое места. Теперь предстоял заключиавтомобиль, сделать необходимый ретельный старт в Польше. монт. Перед скоростными участками и24•