10
11
артинг по праву можно назван» школой массового технического творчества. В программе III Всесоюзной спартакиады ему отведено видное место. Не только опытные спортсмены строят карты. Много любителей картинга среди юношей, школьников. Первые карты школьников были сделаны в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей Курского Дворца пионеров и на Рижской станции юных техников. Это были карты в классе 3 50 см . В прошлом году их впервые увидели на стартах официальных соревнований — первенстве страны среди школьников, ведь теперь ребята имеют право участвовать в соревнованиях на 3 автомобилях карт 50 смс 14. лет. В этой статье мы хотим поделиться опытом строительства картов в самом 3 доступном классе — 50 см . Параметр ы — б азу , колею и диаметр передних и задних колес, расположение двигателя и т. д. (см. схему на вкладке) — выбирают в соответствии с техническими требованиями к автомобилям формулы «карт». Передний мост. Поворотный кулак следует изготовить по отдельным частям, так как в этом случае не потребуется сложного оборудования. Достаточно токарного станка, газовой сварки, слесарного инструмента. На токарном станке вытачивают (см. рис. ^ ц ап ­ фу основную шкворневую втулку 6, две втулки 5и втулку 19 для рулевого шарнира. Шкворень А делают из шестигранника S = 1 7 . Рычаг поворотного кулака 19 изгибают из плоского железа толщиной 1,5 мм по форме буквы «П». Цапфу подгоняют к втулке 6 под углом 8 градусов и приваривают, К полученной заготовке припиливают рычаг поворотного кулака с таким расчетом, чтобы геометрическая ось цапфы образовала с осью, проведенной через центр рулевого шарнира и центр втулки 6, угол 110 градусов. Установка углов — самая ответственная операция. На хвостовике правой цапфы нарезают правую резьбу, а на хвостовике левой — левую. При подготовке к сварке нужно быть внимательным, чтобы не спутать их. Приварив рычаг к цапфе, вымеряют его плечо (80—100 мм) и излишек отпиливают, а к концу рычага подгоняют и приваривают втулку 18. Затем в основную втулку запрессовывают втулки 5. Их обрабатывают под размер шкворневого пальца соответствующей разверткой. Если правильно выбрать материал, точно произвести подгонку иРн с. 1. Передний мост: 1 — передняя дуга (легированная сталь 18ХНВА или 12ХНЗА, диаметр 18 мм); 2 — рама трубы диаметром 22, 20 и 18 мм; 3 — проушина (сталь 3); 4 — шкворневой палец (сталь 35): 5 — втулка подпятника (бронза); в — основная втулка шкворня (сталь 3): 7 — сальниковая шайба (алюминий); 8 — подшипник № 202; 9 — ступица (сталь 3 или сталь 45); 10 — шпильки М-в; 11 — подшипник М 201; 12 — ось б (сталь 18ХНВА или 12ХНЗА); 13 — шайба (сталь 3); 14—-гайка 1М12; 15втулка распорная; 16 — диск колеса (сталь' 3); 17 — втулка резиновая; 1« — втулка поворотного кулака (сталь 3J: 19 — поворотный кулак (сталь 35); 20 — упор шкворневого пальца.Ксварку, то деталь получится прочной и надежной. Бронзовые втулки подгоняют по высоте в размер проушины 3 балки переднего моста. При полной затяжке гайки шкворневого пальца цапфа с поворотным кулаком должна легко вращаться относительно проушины 3и со-размеру шарнирной резиновой втулки 17. На противоположном запрессована втулка с внутренней резьбой 1М10, в которую ввернут резьбовой стержень второй проушины. Это устройство позволяет изменять длину тяги, регулировать сход передних, управляемых колес, который должен быть равен 3мм . Собирая передний мост, необходимоDвершенно не иметь люфтов. Готовую проушину припиливают к балке (трубке) переднего моста также под углом 8 градусов и затем приваривают. При этом надо выдерживать избранную ко ­ лею передних колес (850 мм). Она на 80—100 мм больше колеи задних ко ­ лес — это улучшает управляемость и маневренность карта. Колеса крепят шпильками Мб к ступицам 9. Диск 16 колеса состоит из двух половин, в посадочные места ступицы устанавливают подшипники № 202 и № 201. С внешних сторон подшипники закрывают сальниковыми шайбами 7. Крепится ступица корончатой гайкой 1М12, которая зажимает внутренние обоймы подшипников. М ежду ними стоит распорная втулка 15. При полной затяжке ступица должна легко вращаться на подшипниках. В собранный мост устанавливают поперечную рулевую тягу, сделанную из трубки диаметром 15—18 мм . К одному ее концу приварена проушина по 1MJ0 также обратить серьезное внимание на обеспечение правильного развала ко ­ лес, так как он влияет на управляемость карта. Большие положительные углы развала нежелательны. Лучше брать нулевое значение или небольшой отрицательный развал, который имеет ряд преимуществ: уменьшается боковое скольжение передка при вираже, увеличивается легкость и правильность поворота. Для сварки рамы собранный передний мост необходимо выставить на плоскости с учетом наклона шкворня назад на 6 градусов (об установочных углах, их необходимости и значении можно прочитать в журнале «За рулем» № 10 за 1963 год). Рулевой привод. 8 карте его устройство очень просто (см. схему на вкладке). Замкнутое рулевое колесо с плечом примерно 200 мм сварено с трубчатой колонкой (диаметр 20—25 мм ) , которая вращается в двух скользящих подшипниках, изготовленных из пластмассы. К колонке приварена сошка с плечом 60—65 мм , аналогичная по конструкции рычагу поворотного кулака. Она шарнирно соединена с рычагами поворотных кулаков рулевой тягой. Многое зависит от правильного выбора углов рулевой трапеции. Наименьший радиус поворота должен быть 2 метра (о расчете рассказано в журнале «За рулем» № 10 за 1963 год). При выборе пара2 3 метров колеи, равной / базы, углы < ( р будут порядка 110 градусов. Практически трапецию можно построить так: на оси «симметрии машины в 200—250 мм от оси заднего моста находится точка р. Через нее и центры (шкворней) проводятся прямые, на которых и лежат шарниры поворотных кулаков. Задний моет — один из основных уз ­ лов карта. На нашей машине он собран по схеме, приведенной на рис. 2. Эта схема имеет ряд преимуществ: вал защищен от повреждений; нужны только ' две закрытых подшипниковых опоры; облегчены сборка и разборка для смены звездочек и тормоза. Сам вал 9 диаметром 18—20 мм изготовляют из высокопрочной стали 18ХНВА; левый хвостовик заканчивается левой резьбой 1М12, правый — правой резьбой. На хвостовиках фрезеруют по .шпоночной канавке. Подшипниковые опоры 7и 18 вытачивают из стали 3с учетом легкой напрессоеки на защитную трубу 8. Подшипник № 202 зажимается по внешней обойме резьбовой шайбой 11. Правую ступицу 14 конструктивно делают так, чтобы можно было крепить к ней диск колес с шиной размером 260X80 и цепную звездочку 12 (/Г,2=24), а левую — с учетом установки на ней тормозного барабана 2 от мотоцикла К-125. Опорный тормозной диск 5 приклепан к фланцу левой подшипниковой опоры 7. В обеих ступицах долбят шпоночные канавки. Опоры приваривают к трубе только тогда, когда весь мост собран, а ступицы затянуты гайками. М ожно выбрать идругую схему вала заднего моста (см. рис. 3). Рама. При изготовлении ее надо выдерживать выбранные параметры всего автомобиля, особенно базу и дорожный просвет, симметричность передних и задних колес относительно продольной оси. В нашей конструкции рама представляет собой пространственную ферму, сваренную из трубок диаметром 18 мм (сталь ЗОХГСА). Дополнительно введена задняя защитная дуга как часть рамы, расположенная выше колес, Рама — основной узел карта. От правильности изготовления и сварки ее зависит точная сборка всей машины. Сваривать раму надо после того, как будут в отдельности собраны передний и задний мосты с установленными на них ко ­ лесами. На свободном месте в мастерской размечают базу, колеи передних и задних колес. По разметке устанавливают оси и тщательно выверяют базу — расхождения ее размера с правой и левой сторон не допускаются. Затем раму «вяжут», но перед тем как сварить ее элементы, их «прихватывают». Убедившись а том, что рама собрана правильно, выдержаны все размеры и углы, не2*Р и с. 2. Задний мост: 1 — л евая ступица (сталь 3 или сталь 45); 2 — тормозной барабан (К-125); 3 — т ормозная накладка; 4 — т ормозная колодка; 5 — о порный тормозной диск; 6 — р ычажок тормозного кулачка; 7 — л еваяподшипниковая опора; 8 — труба (элемент рамы); 9 — в ал (сталь 18ХНВА); 10 — подшипник М 202; 11 — р езьбовая шайба; 12 — ц епнаязвездочка (Z2 - 24); 13 — диск колеса; 14 — ступица; 15 — г айка 1М12; 16 — п равыйхвостовик вала; 17 — ш понка ; 18 — п одшипниковая опора; 19 — л евый хвостовик вала. нарушено взаимодействие узлов, м ожно переходить к окончательной сварке. Варить следует «вразброд», чтобы избежать коробления. Двигатель Ш-50 — наиболее подходящий из отечественных двигателей этого класса. Он форсирован до мощности около 2,5 л. с. при 5500 об/мин. Степень сжатия 14. Расположен двигатель с правой стороны. Крепится в двух точках: передняя —- на головке цилиндра, задняя — на картере коробки передач (см. фото на вкладке). Двигатель может ко ­ лебаться вокруг передней опоры. Задняя опора имеет резьбовой стержень, вставленный в кронштейн рамы. При помощи двух гаек его можно выдвигать и уменьшать. Такое устройство позволяет регулировать натяжение цепи. Звездочки коробки передач и заднего вала должны лежать в одной плоскости. Глушитель и выхлопная труба — стандартные, труба укорочена. Бензобак — плоский, сварен из железа 0,5 мм по контуру спинки сиденья. Топливо подается к карбюратору самотеком. Спинка сделана из дюралюминиевого (Д16АТ) листа толщиной 0,5 мм ; на него наклеен 10-миллиметровый слой губчатой резины, обтянутый дерматином. Схема расположения педалей и рычагов управления соответствует общепринятой автомобильной. Высота педалей сцепления и тормоза 180 мм , педали газа — 120—150 мм . Рычаги можно делать из плоского железа (толщиной 5 — 6 мм ) или из трубок (диаметром 10 мм ) . На верхнем конце рычага крепится площадка с наклеенной рифленой резинкой. Рычаг коробки передач удобнее всего располагать под рулевым колесом, Все приводы осуществляются тросами в гибких оболочках (мотоциклетного типа). Необходимо предусмотреть регулировочное устройство. Для рычагов сцепления и газа устанавливают ко ­ нечные упоры. На карте класса 50 см3 , имеющем небольшой вес и сравнительно невысокую максимальную скорость (наша модель весит 28 кги развивает 75 км/час), д о статочно установить один колодочный тормоз от мотоцикла К-125, действующий на оба задних колеса (см. рис. 2). Привод к тормозу осуществляется от правой ножной педали. После испытания и устранения недостатков машину окрашивают. Красить лучше в яркие цвета нитрокраской. Постройка гоночного микроавтомобиля — не единственная цель. Важен и сам по себе большой творческий поиск при выборе параметров, расчете узлов и конструктивном решении всей машины. Л. КОНОНОВ, руководитель экспериментальной лаборатории микроавтомобилей..Дворца пионеров. г. Курск.Рис. 3. Схемы валов заднего моста: 1. Открытый вал; две основные подшипн иковые опоры и одна дополнительная. Цепная звездочкакрепитсяк муфте, установленной между основной и дополнительной опорами . Располож ение двигателя правое. Тормоз типа К-125 установлен слева. 2. Открытый вал натрех опорах. Двигатель установленвсерединерамы . На средней опоре крепитсятормоз . 3. З акрытый вал в трубе, о нажеяв ­ л яется элементом рамы ; две подшипн иковые опоры. Ц епная звездочка крепитсякправой ступице, к левой ступице крепится тормоз.ОСНОВНЫЕ ПОДШИПНИКОВЫЕ ПППРЫи