артинг по праву можно назван» школой массового технического творчества. В программе III Всесоюзной спартакиады ему отведено видное место. Не только опытные спортсмены строят карты. Много любителей картинга среди юношей, школьников. Первые карты школьников были сделаны в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей Курского Дворца пионеров и на Рижской станции юных техников. Это были карты в классе 3 50 см . В прошлом году их впервые увидели на стартах официальных соревнований — первенстве страны среди школьников, ведь теперь ребята имеют право участвовать в соревнованиях на 3 автомобилях карт 50 смс 14. лет. В этой статье мы хотим поделиться опытом строительства картов в самом 3 доступном классе — 50 см . Параметр ы — б азу , колею и диаметр передних и задних колес, расположение двигателя и т. д. (см. схему на вкладке) — выбирают в соответствии с техническими требованиями к автомобилям формулы «карт». Передний мост. Поворотный кулак следует изготовить по отдельным частям, так как в этом случае не потребуется сложного оборудования. Достаточно токарного станка, газовой сварки, слесарного инструмента. На токарном станке вытачивают (см. рис. ^ ц ап фу основную шкворневую втулку 6, две втулки 5и втулку 19 для рулевого шарнира. Шкворень А делают из шестигранника S = 1 7 . Рычаг поворотного кулака 19 изгибают из плоского железа толщиной 1,5 мм по форме буквы «П». Цапфу подгоняют к втулке 6 под углом 8 градусов и приваривают, К полученной заготовке припиливают рычаг поворотного кулака с таким расчетом, чтобы геометрическая ось цапфы образовала с осью, проведенной через центр рулевого шарнира и центр втулки 6, угол 110 градусов. Установка углов — самая ответственная операция. На хвостовике правой цапфы нарезают правую резьбу, а на хвостовике левой — левую. При подготовке к сварке нужно быть внимательным, чтобы не спутать их. Приварив рычаг к цапфе, вымеряют его плечо (80—100 мм) и излишек отпиливают, а к концу рычага подгоняют и приваривают втулку 18. Затем в основную втулку запрессовывают втулки 5. Их обрабатывают под размер шкворневого пальца соответствующей разверткой. Если правильно выбрать материал, точно произвести подгонку иРн с. 1. Передний мост: 1 — передняя дуга (легированная сталь 18ХНВА или 12ХНЗА, диаметр 18 мм); 2 — рама трубы диаметром 22, 20 и 18 мм; 3 — проушина (сталь 3); 4 — шкворневой палец (сталь 35): 5 — втулка подпятника (бронза); в — основная втулка шкворня (сталь 3): 7 — сальниковая шайба (алюминий); 8 — подшипник № 202; 9 — ступица (сталь 3 или сталь 45); 10 — шпильки М-в; 11 — подшипник М 201; 12 — ось б (сталь 18ХНВА или 12ХНЗА); 13 — шайба (сталь 3); 14—-гайка 1М12; 15втулка распорная; 16 — диск колеса (сталь' 3); 17 — втулка резиновая; 1« — втулка поворотного кулака (сталь 3J: 19 — поворотный кулак (сталь 35); 20 — упор шкворневого пальца.Ксварку, то деталь получится прочной и надежной. Бронзовые втулки подгоняют по высоте в размер проушины 3 балки переднего моста. При полной затяжке гайки шкворневого пальца цапфа с поворотным кулаком должна легко вращаться относительно проушины 3и со-размеру шарнирной резиновой втулки 17. На противоположном запрессована втулка с внутренней резьбой 1М10, в которую ввернут резьбовой стержень второй проушины. Это устройство позволяет изменять длину тяги, регулировать сход передних, управляемых колес, который должен быть равен 3мм . Собирая передний мост, необходимоDвершенно не иметь люфтов. Готовую проушину припиливают к балке (трубке) переднего моста также под углом 8 градусов и затем приваривают. При этом надо выдерживать избранную ко лею передних колес (850 мм). Она на 80—100 мм больше колеи задних ко лес — это улучшает управляемость и маневренность карта. Колеса крепят шпильками Мб к ступицам 9. Диск 16 колеса состоит из двух половин, в посадочные места ступицы устанавливают подшипники № 202 и № 201. С внешних сторон подшипники закрывают сальниковыми шайбами 7. Крепится ступица корончатой гайкой 1М12, которая зажимает внутренние обоймы подшипников. М ежду ними стоит распорная втулка 15. При полной затяжке ступица должна легко вращаться на подшипниках. В собранный мост устанавливают поперечную рулевую тягу, сделанную из трубки диаметром 15—18 мм . К одному ее концу приварена проушина по 1MJ0 также обратить серьезное внимание на обеспечение правильного развала ко лес, так как он влияет на управляемость карта. Большие положительные углы развала нежелательны. Лучше брать нулевое значение или небольшой отрицательный развал, который имеет ряд преимуществ: уменьшается боковое скольжение передка при вираже, увеличивается легкость и правильность поворота. Для сварки рамы собранный передний мост необходимо выставить на плоскости с учетом наклона шкворня назад на 6 градусов (об установочных углах, их необходимости и значении можно прочитать в журнале «За рулем» № 10 за 1963 год). Рулевой привод. 8 карте его устройство очень просто (см. схему на вкладке). Замкнутое рулевое колесо с плечом примерно 200 мм сварено с трубчатой колонкой (диаметр 20—25 мм ) , которая вращается в двух скользящих подшипниках, изготовленных из пластмассы. К колонке приварена сошка с плечом 60—65 мм , аналогичная по конструкции рычагу поворотного кулака. Она шарнирно соединена с рычагами поворотных кулаков рулевой тягой. Многое зависит от правильного выбора углов рулевой трапеции. Наименьший радиус поворота должен быть 2 метра (о расчете рассказано в журнале «За рулем» № 10 за 1963 год). При выборе пара2 3 метров колеи, равной / базы, углы < ( р будут порядка 110 градусов. Практически трапецию можно построить так: на оси «симметрии машины в 200—250 мм от оси заднего моста находится точка р. Через нее и центры (шкворней) проводятся прямые, на которых и лежат шарниры поворотных кулаков. Задний моет — один из основных уз лов карта. На нашей машине он собран по схеме, приведенной на рис. 2. Эта схема имеет ряд преимуществ: вал защищен от повреждений; нужны только ' две закрытых подшипниковых опоры; облегчены сборка и разборка для смены звездочек и тормоза. Сам вал 9 диаметром 18—20 мм изготовляют из высокопрочной стали 18ХНВА; левый хвостовик заканчивается левой резьбой 1М12, правый — правой резьбой. На хвостовиках фрезеруют по .шпоночной канавке. Подшипниковые опоры 7и 18 вытачивают из стали 3с учетом легкой напрессоеки на защитную трубу 8. Подшипник № 202 зажимается по внешней обойме резьбовой шайбой 11. Правую ступицу 14 конструктивно делают так, чтобы можно было крепить к ней диск колес с шиной размером 260X80 и цепную звездочку 12 (/Г,2=24), а левую — с учетом установки на ней тормозного барабана 2 от мотоцикла К-125. Опорный тормозной диск 5 приклепан к фланцу левой подшипниковой опоры 7. В обеих ступицах долбят шпоночные канавки. Опоры приваривают к трубе только тогда, когда весь мост собран, а ступицы затянуты гайками. М ожно выбрать идругую схему вала заднего моста (см. рис. 3). Рама. При изготовлении ее надо выдерживать выбранные параметры всего автомобиля, особенно базу и дорожный просвет, симметричность передних и задних колес относительно продольной оси. В нашей конструкции рама представляет собой пространственную ферму, сваренную из трубок диаметром 18 мм (сталь ЗОХГСА). Дополнительно введена задняя защитная дуга как часть рамы, расположенная выше колес, Рама — основной узел карта. От правильности изготовления и сварки ее зависит точная сборка всей машины. Сваривать раму надо после того, как будут в отдельности собраны передний и задний мосты с установленными на них ко лесами. На свободном месте в мастерской размечают базу, колеи передних и задних колес. По разметке устанавливают оси и тщательно выверяют базу — расхождения ее размера с правой и левой сторон не допускаются. Затем раму «вяжут», но перед тем как сварить ее элементы, их «прихватывают». Убедившись а том, что рама собрана правильно, выдержаны все размеры и углы, не2*Р и с. 2. Задний мост: 1 — л евая ступица (сталь 3 или сталь 45); 2 — тормозной барабан (К-125); 3 — т ормозная накладка; 4 — т ормозная колодка; 5 — о порный тормозной диск; 6 — р ычажок тормозного кулачка; 7 — л еваяподшипниковая опора; 8 — труба (элемент рамы); 9 — в ал (сталь 18ХНВА); 10 — подшипник М 202; 11 — р езьбовая шайба; 12 — ц епнаязвездочка (Z2 - 24); 13 — диск колеса; 14 — ступица; 15 — г айка 1М12; 16 — п равыйхвостовик вала; 17 — ш понка ; 18 — п одшипниковая опора; 19 — л евый хвостовик вала. нарушено взаимодействие узлов, м ожно переходить к окончательной сварке. Варить следует «вразброд», чтобы избежать коробления. Двигатель Ш-50 — наиболее подходящий из отечественных двигателей этого класса. Он форсирован до мощности около 2,5 л. с. при 5500 об/мин. Степень сжатия 14. Расположен двигатель с правой стороны. Крепится в двух точках: передняя —- на головке цилиндра, задняя — на картере коробки передач (см. фото на вкладке). Двигатель может ко лебаться вокруг передней опоры. Задняя опора имеет резьбовой стержень, вставленный в кронштейн рамы. При помощи двух гаек его можно выдвигать и уменьшать. Такое устройство позволяет регулировать натяжение цепи. Звездочки коробки передач и заднего вала должны лежать в одной плоскости. Глушитель и выхлопная труба — стандартные, труба укорочена. Бензобак — плоский, сварен из железа 0,5 мм по контуру спинки сиденья. Топливо подается к карбюратору самотеком. Спинка сделана из дюралюминиевого (Д16АТ) листа толщиной 0,5 мм ; на него наклеен 10-миллиметровый слой губчатой резины, обтянутый дерматином. Схема расположения педалей и рычагов управления соответствует общепринятой автомобильной. Высота педалей сцепления и тормоза 180 мм , педали газа — 120—150 мм . Рычаги можно делать из плоского железа (толщиной 5 — 6 мм ) или из трубок (диаметром 10 мм ) . На верхнем конце рычага крепится площадка с наклеенной рифленой резинкой. Рычаг коробки передач удобнее всего располагать под рулевым колесом, Все приводы осуществляются тросами в гибких оболочках (мотоциклетного типа). Необходимо предусмотреть регулировочное устройство. Для рычагов сцепления и газа устанавливают ко нечные упоры. На карте класса 50 см3 , имеющем небольшой вес и сравнительно невысокую максимальную скорость (наша модель весит 28 кги развивает 75 км/час), д о статочно установить один колодочный тормоз от мотоцикла К-125, действующий на оба задних колеса (см. рис. 2). Привод к тормозу осуществляется от правой ножной педали. После испытания и устранения недостатков машину окрашивают. Красить лучше в яркие цвета нитрокраской. Постройка гоночного микроавтомобиля — не единственная цель. Важен и сам по себе большой творческий поиск при выборе параметров, расчете узлов и конструктивном решении всей машины. Л. КОНОНОВ, руководитель экспериментальной лаборатории микроавтомобилей..Дворца пионеров. г. Курск.Рис. 3. Схемы валов заднего моста: 1. Открытый вал; две основные подшипн иковые опоры и одна дополнительная. Цепная звездочкакрепитсяк муфте, установленной между основной и дополнительной опорами . Располож ение двигателя правое. Тормоз типа К-125 установлен слева. 2. Открытый вал натрех опорах. Двигатель установленвсерединерамы . На средней опоре крепитсятормоз . 3. З акрытый вал в трубе, о нажеяв л яется элементом рамы ; две подшипн иковые опоры. Ц епная звездочка крепитсякправой ступице, к левой ступице крепится тормоз.ОСНОВНЫЕ ПОДШИПНИКОВЫЕ ПППРЫи