20
21
дельной при оживленном, плотном движении в параллельных рядах, во всех случаях, когда на дороге складывается неопределенная обстановка, при проезде мимо шествий, колонн и т. д. . Наконец, следует помнить об особенностях и состоянии транспортного средства, которым еы управляете: его устойчивости, конструкции тормозов, степени износа шин, а также Статья 2-я* особенностях перевозимого груза. Еще два ограничения скорости вы найдете в других разСКОРОСТЬ делах Правил — при буксировке на гибкой сцепке она не должна превышать 20 км/час, а при перевозке пассажиров на грузовых автомобилях — 50 км/час. Основные статьи этого раздела Правил не претерпели коНельзя думать, что вне населенных пунктов для скорости ренных изменений и поэтому, казалось бы, не требуют спедвижения нет никаких пределов. В зависимости от технических циального разговора. Однако необходимость в этом есть. показателей дорог для каждой из них установлена расчетная Статистика дорожных происшествий показывает, что до сих максимальная скорость: для дорог I категории (при ширине пор почти половина их является следствием превышения скопроезжей части для одного' направления 7 м) — 120 км/час; рости движения. II и III категорий (при ширине проезжей части 3,5 м) — Люди со стажем за рулем, вероятно, еще не забыли вре100 км/час; IV иV категорий (ширина проезжей части 3,0 м ) — мени, когда правила устанавливали жесткие границы скоро80 км/час. Но и эти скорости можно развивать лишь на легстей — 5, 15, 30 и более километров в час. Теперь этого нет. ковых автомобилях; на грузовых они должны быть ниже, так В последние годы выбор безопасной скорости движения докак их тормозной путь больше. верен самим водителям. И новые правила определяют тольРазумеется, водитель должен принять меры к снижению ко верхние пределы скоростей, да и то лишь в городах и скорости или остановке транспортного средства, когда воз-л населенных пунктах (см. рисунок). Какие же факторы следует никла опасность для движения. учитывать, выбирая скорость движения? В городе большое значение имеет правильный выбор Во-первых, дорожные условия, а значит — ширину проезскорости при проезде перекрестков. К сожалению, здесь вожей части, тип и состояние покрытия, профиль пути (подъедители нередко допускают серьезные ошибки. Некоторые из мы, спуски, повороты и т. п.). них, подъезжая к перекресткам, увеличивают скорость, стреО многом здесь предупредят водителя соответствующие мясь поскорее миновать их при разрешающем сигнале сведорожные знаки, но многое он должен уметь оценивать сам. тофора. Понятно, что при смене сигналов они либо идут на Скажем, узкие дороги требуют снижения скорости не нарушение правил, продолжая движение, либо прибегают к только потому, что встречный разъезд на них затруднен, но и резкому торможению, при котором возникает опасность потому, что их поперечный профиль имеет значительную столкновения, а мотоцикл, например, может и опрокинуться. крутизну наклона, а следовательно, автомобиль при движеВот почему последняя статья этого раздела Правил спении по правой стороне дороги теряет обычное сцепление циально посвящена выбору скорости на перекрестках. Она колес с ней, менее эффективно затормаживается, легче понапоминает водителям, что, приближаясь к перекрестку, надо падает в занос. вести транспортное средство с такой скоростью, чтобы иметь На величину тормозного пути влияет и тип покрытия возможность остановиться при запрещающем сигнале свето(грунтовая дорога, булыжник, асфальт, цементо-бетон и т. д.), фора или при появлении транспортного средства, пользующеа также его состояние (сухо, дождь, лед и т. п.). Например, гося преимущественным правом проезда. на асфальте он длиннее, чем на щебеночном покрытии или цементо-бетоне, а во время снегопада или дождя возрастает ОБГОН почти вдвое по сравнению с сухим асфальтом. И конечно, нельзя не учитывать при определении скороДаже в одних и тех же условиях транспортные средства сти продольный профиль пути, особенно спуски, на которых движутся по улицам и дорогам с разной скоростью. Это обтормозной путь увеличивается на 10—15 процентов. стоятельство нередко вынуждает водителей прибегать к обКроме этих чисто дорожных условий, правила обязывают гону. В отличие от прежних правил, под обгоном сейчас поводителей принимать во внимание видимость на трассе, то нимается любой маневр, при котором один водитель обхоесть степень освещенности и метеорологические условия дит другое движущееся транспортное средство. Однако из(туман, снег и т. п.), а также обзорность, которую могут ограменения ширины проезжей части, профиля пути, а также ханичивать различные постройки, зеленые насаждения. рактера встречного движения создали необходимость конВыбираемая вами скорость находится в прямой зависимокретизировать в Правилах движения виды обгона и опредести от интенсивности и характера движения других транспортлить условия, при которых каждый из них возможен. Таких ных средств, а также пешеходов. Она не может быть превидов обгона различают три — обгон в параллельных рядах, с выездом из занимаемого ряда ис выездом на полосу встречного движения. * Первую статью см. в журнале «За рулем», 1964, J* 9.ВОДИТЕЛЬ.въезжая в город или населенный пункт,\ На трассе общественники1«гЕпомнио верхнем пределе скорости!ерноморское побережье Кавказа манит к себе тысячи и тысячи автоМобильных туристов. Шоссейные трассы в горах сложны, порой опасны. Такой является и дорога Анапа — Батуми, проходящая через наш Хостинский район города Сочи. Здесь в свое время было немало дорожных аварий. Вот тогда-то и возникла мысль создать совет общественных автоинспекторов. Это было три года назад. В него вошли руководители автохозяйств, заведующие гаражами, инженеры, механики, шоферы. Председателем совета избрали водителя одного из Хостинских санаториев Б. В. Лыкова. Первоначально актив наш был невелик — 15—20 человек. Но со временем к нам приходили новые и новые общественники. Теперь триста шестьдесят энтузиастов безвозмездно отдают свободное от работы время для пропагандыЧ WДВЧЖЁНЩ*Но сначала об одном общем положении. В условиях малоинтенсивного движения, на достаточно широкой и свободной проезжей части обгон не представляет особых затруднений и опасности. Однако в узких местах, а особенно при встречном движении, этот маневр весьма опасен и требует от водителя очень точного расчета, опыта в управлении. В такой обстановке подчас трудно соразмерить время, необходимое для обгона, и расстояние до приближающегося навстречу транспортного средства, скорость которого точно определить довольно сложно. Малейший просчет, невнимательность или неуверенность мо ­ гут привести к непоправимым последствиям. Вот почему серьезный разговор об обгоне Правила начинают с главного требования: «Обгонять разрешается только при хоро*шей видимости и свободном пути, если это не заставит других водителей круто сворачивать или тормозить». Обгон при движении в параллельных рядах (как с левой, так ис правой стороны) почти не регламентируется Правилами. Мы говорим «почти», потому что в одном случае даже он запрещен. Речь идет о трамвае, которого за 20 м до остановки нельзя обгонять никому (фото 1). При этом имеют в виду трамвай, движущийся посредине проезжей части.чем за 5 секунд до него предупредительный сигнал, следует особо подчеркнуть и напомнить, что начинать обгон слишком близко от впереди идущего транспортного средства весьма опасно. Ограниченная видимость не дает вам возможности вовремя увидеть и правильно оценить обстановку на дороге. Следя за обстановкой на дороге, не упускайте из поляПри обгоне в параллельных рядах предупредительный сигнал подавать не надо, ибо направления вы не меняете, он будет лишь дезориентировать водителей. Д ругое дело обгон с выездом из занимаемого ряда. Здесь водитель обязан перед началом маневра подать сигнал левого поворота, а перед завершением обгона — правого. Из сказанного вы уже поняли, что такой обгон разрешается тольк ос левой стороны от обгоняемого. Так как новые Правила не устанавливают расстояния, на котором можно предпринимать выезд из занимаемого ряда для обгона, требуя лишь подать не менее»М«««-«Ли*МЧЫал1*»У,^3«»ЧЫ»«4»Л»ЛГЛ№*^^зрения и обгоняемый автомобиль, Его водитель, услышав или увидев сигнал об обгоне, обязан вне населенных пунктов подать ответный' сигнал (правого поворота), давая тем самым знать, что на пути движения препятствий нет. Если же он подает сигнал левого поворота, значит обгонять- по каким-то причинам опасно. Взаимная предупредительность помогает водителям своевременно принимать правильные решения. Вы спросите: что делать, если обгоняемый не подает никакого сигнала? О бго ­ нять его, разумеется, можно, но лишь полностью убедившись в его дальнейших намерениях. При необходимости дополнительным сигналом обгона может служить звуковой сигнал, если он не запрещен, а в темное время суток при отсутствии движения навстречу — периодическое переключение света. Если же вы сами выступаете в роли обгоняемого, помните непреложное требование Правил: запрещается повышать скорость движения или иными действиями мешать обгону. Интересы безопасности движения требуют в отдельных случаях ограничивать обгон с выездом из занимаемого ряда: при гололедице, а также когда видимость менее 20 метров (туман, ливень, сильный снегопад); при подаче впереди едущим водителем сигнала поворота налево (фото 2); в тоннелях, а также на железнодорожных переездах и ближе 100 метров перед ними; когда транспортное средство перед вами совершает обгон или объезд с выездом из занимаемого ряда («двойной обгон»). И последнее. При отсутствии встречного транспорта обгон с выездом из занимаемого ряда допустим и по полосе встречного движения. Исключением являются перекрестки и пешеходные переходы, мосты (путепроводы, эстакады), а также непосредственно те места опасности, перед которыми установлены предупреждающие дорожные знаки. Однако, если такой маневр может быть осуществлен на «своей» стороне проезжей части, обгон разрешен ив этих случаях. На фото 3 вы видите, как «Волга» использует для обгона на мосту полотно трамвайных путей, не выезжая на полосу встречного движения.безопасности движения, дежурят на дорогах и улицах города, проводят много полезных дел. Возглавляет работу общественности совет. Он заседает регулярно, раз в месяц. Здесь утверждаются планы, производится разбор происшествий. Часто на заседания приглашаются механики, руководители автохозяйств, грешащих по части технического состояния выпускаемых на линию автомобилей. Расскажу о деятельности секций. Вот секция дорожного надзора. Общественники, входящие в ее состав, несут дежурство на дорогах и улицах. Особой бдительности требует шоссе Анапа — Батуми. Кто был в наших краях, знает эту очень извилистую дорогу. Летом здесь весьма интенсивное движение. Дежурные, получив подробный инструктаж, следят за тем, как водители соблюдают правила, дистанцию движения, как ую скорость держат на спусках и подъемах. При : нарушениях, если они незначительны, останавливают транспорт ипредупреждают водителя. Одновременно проверяют путевой лист, правильность его оформления, записывают номер, модель машины и ее принадлежность, фамилию водителя и характер нарушения. При серьезных нарушениях и авариях составляют первичный документ и дожидаются прибытия госавтоинспектора. Если по согласованию с технической секцией на это число запланирована проверка транспорта, то общественные автоинспекторы, дежурящие на линии, определяют техническое состояние машин. Конечно, общественники не останавливают автобусы, работающие по графикам, такси, санаторные машины. Все, что выявлено, фиксируется в специальной книге, хранящейся в отделении милиции. Секция дорожного надзора занимается также наблюдением за состоянием дорожных знаков, зон безопасности, пешеходных переходов. Эта секция является самой массовой. Техническая секция занимается проверкой технического состояния транспорта как на линии, так и непосредственно в автохозяйствах перед выпуском и по возвращении в гараж. Обычно утром, за 30—40 минут до выхода первых автомобилей, три-четыре общественника вместе с госавтоинспектором приходят в автохозяйство, приглашают механика, ответственного за выпуск, и проверяют все машины. По окончании осмотра составляется акт, где указываются выявленные недостатки и сроки их устранения. Кроме того, члены секции проводят с водителями беседы, собрания. Много интересных мероприятий провела агитационно-массовая секция. Основное направление ее работы — лекции в автохозяйствах, санаториях, школах о правилах уличного движения, показ киножурналов. Общественники выпускают стенную газету «Светофор». А. БУЛАЕВ, председатель секции дорожного надзора совета общественных автоинспекторов.г. Сочи.21