О твоей профессии,шоферолнце встает из моря. Оно отсюда в 30 километрах. Но трудовой день в колхозе начинается еще до восхода, и когда жаркие солнечные лучи прольются на просторный двор гаража, он уже пуст — машины ушли в степь. Десятки самых различных дорог расчертили ее, словно параллели и меридианы географическую карту. День и ночь пылят по ним автомобили. Везут они зерно и строительные материалы, корма, песок, лес и другие грузы. Нелегка и ответственна работа сельских шоферов, их труд играет значительную роль в борьбе за преумножение колхозного богатства. Мало вырастить хороший урожай, не менее важно—вовремя и без потерь перевезти его, обеспечить колхозы и совхозы всем необходимым для расширения производства, доставить на село сухопутными безрельсовыми путями тысячи тонн промышленных и бытовых товаров. Многое, очень многое зависит от четкой, слаженной работы сельского автотранспорта. А степь необъятна, как море. Как море в штиль, колышутся на ветру поля пшеницы и ячменя, волнами-рядами набегают на дороги виноградники. Как море, бороздят этот бескрайний простор машины — сухопутные корабли. Штурвалы их в руках опытных и умелых «капитанов». Степные капитаны! Да, так можно, пожалуй, назвать водителей, которые трудятся за рулем здесь, в причерноморских крымских степях. Наш рассказ о тех, чьи «корабли» приписаны к колхозу «Борьба за мир» Белогорского производственного управления, ...Лес нужен, что называется, до зарезу: колхоз начинает строительство Дома культуры. Мы едем за ним в Феодосию. Печет нещадно, высунешься из кабины — и то не легче: воздух прогрет и зноен. Лишь когда выбираемся на асфальт и прибавляем скорость, в лицо ударяет упругий и прохладный ветер с моря. Наш «капитан» молод. Шоферу Михаилу Кравцову всего 23 года. Но он уже водитель второго класса с нелегким армейским стажем за плечами. А много ли легче его теперешняя работа? Пожалуй, нет. Страдная пора — как большое наступление: машины могут потребоваться на самых различных участках «фронта», для самых различных заданий, и как ни планируй эти «направления ударов», погода вносит свои коррективы, заставляя быть готоСвым к дальней дороге и днем и ночью, устанавливает свои рабочие смены — и часто от зари до зари. Правда, мы попали в колхоз, когда уборка еще не началась, но дыхание жатвы уже ощущалось. А автотранспортниками особенно. Надо было спешно заканчивать все основные перевозки грузов, обеспечить и завтрашний день, потому что во время сбора урожая с поля нельзя будет снять ни одной машины. Небольшой коллектив водителей (в колхозе два десятка автомобилей) уже сейчас работал с полной нагрузкой. Вот и Михаил Кравцов накануне привел свой «газик» в гараж поздно ночью: сенокос не дает ждать, а сегодня с рассвета — вновь в рейсе. Но, видно, молодости такое по плечу. — Это что! — смеется Михаил. — Уборка придет — поспать некогда будет. Работа? Конечно, нравится. Вроде одно и то же, а каждый день что-то другое: новые задания, новые дороги, встречи. Он убавляет газ: мы въезжаем в город. Вот и товарная, штабель строительного леса. 8 ожидании, пока отойдет пришедший перед нами ЗИЛ Федора Саенко, я узнаю, что Кравцов уже успел поработать в гараже не только шофером, но и диспетчером, что недавно сельские коммунисты приняли его в партию и что есть у него заветная мечта — попробовать свои силы на одной из разворачивающихся строек коммунизма. Наконец и наша очередь. Маневрировать с прицепом на маленькой площадке не так просто, но Михаил чувствует себя уверенно. Готово, можно начинать, Наблюдая за погрузкой, я понимаю, почему накануне, когда в гараже обсуждался вопрос, кого направить на вывозку леса, в пару с опытным Саенко был поставлен молодой водитель Кравцов. Присущее ему высокое чувство ответственности — вот что, пожалуй, предопределило выбор. И сейчас Михаил не ожидал сложа руки конца погрузки, он принимал в ней самое деятельное участие. Помогал товарищам управляться с огромными бревнами, следил за правильной укладкой их и распределением веса на машине, сам проверял крепление груза. 'Работа была закончена раньше срока. Однако на обратном пути этот выигрыш времени, выражаясь языком шахматистов, пришлось вернуть: лопнула шина прицепа, и когда до места-то оставалось всего два километра. Как ни торопились, а время потеряли. Что и го-По бескрайним полям шоферы колхоза «Борьба за мир» везут строительные материалы для нового клуба. ворить, неприятное происшествие, но Михаил и тут улыбается: наверстаем! Снова в пути, видно, под впечатлв-"нием случившегося разговор заходит о всяких дорожных ЧП, о техническом состоянии машины, правилах эксплуатации. — Видели в соцобязательствах гаража такой пункт—работать без аварий и нарушений правил движения? Наши шоферы выполняют его полностью, ни того ни другого за ними не водится. Причины? Хорошая квалификация водителей (из 22 шоферов у нас 18 имеют второй класс) и постоянная исправность автомобилей. Каждый знает: в горячую пору некогда будет заниматься ремонтом, а встанешь — подведешь всех. Парк небольшой, каждая машина на счету. Так что «готовь телегу зимой», и чтоб до следующей — без всяких ЧП. Надо сказать, с этой работой колхозные шоферы справляются с честью. В нынешнем году по результатам технического осмотра они заняли первое место в районе. В отличное технической готовности парка как раз и есть, пожалуй, главная причина больших трудовых успехов шоферов, высоких экономических показателей их работы. Вот уже много лет крупное и многоотраслевое хозяйство колхоза обходится на всех работах своим автотранспортом, не привлекая силы со стороны. Не менее чем на 150 процентов ежемесячно выполняет автохозяйство план перевозок. Но не только этим гордится коллектив. Здесь добились самой низкой себестоимости тонна-километра. А это стало возможным благодаря вдумчивому планированию работы автомобилей. 57 тысяч тонн грузов взялись перевезти в нынешнем году шоферы колхоза, и это обязательство будет выполнено: уже за первые пять месяцев перевезено около 22 тысяч тонн. Сегодня в тяжеловесную копилку добавил «своих» несколько тонн и Михаил Кравцов. Последняя ездка. Солнце уже опускается за Агармыш. До моря всего около 30 метров. После жаркого душного дня неудержимо тянет к воде, окунуться хоть на несколько минут. Но времени не хватает, надо спешить назад. Может быть, только поздно вечером удастся смыть пот и усталость у Горячих ключей — источника, открытого недалеко от колхозной усадьбы...6 -4— Н ашимолодые стали достойной сменой старых шоферов, — рассказывал нам на следующий день заведующий гаражомДмитрий Матвеевич Корытько. — Конечно, поначалу имне хватало мастерства, у менияэкономно водить машины по сложным сельским дорогам , а иной рази просто по бездорожью . М ногие никак не могли уложиться в нормы расхода бензина, смазочных ма ­ териалов. На этих первых шагах над но ­ вичками взяли шефство опытные водители. А сегодня они сами уже соревнуются со «старичками»: Михаил Кравцов сАлексеем Соболевым, Василий Петров сФедоромСаенко , А лексей Якушев сПетром Голомагой. А лексей Якушев старше Кравцова на три года, но водительский стаж его совс ем скромный — один год. С лужилвармии связистом, работал в колхозе электриком , но полюбил машину и вот овладел специальностью шофера . П од началом Якушева тоже «газик», но со специальным кузовом — самосвал. П о ­ этому и грузы его специфические: п е ­ сок, гравий, металл, камень. С егодня задание трудное: в Феодо SCMKJ — металлолом, обратно — песок, Т рудное потому, что посылать с одной машиной грузчиков невыгодно, да и просто невозможно . Значит, придется грузить самому. Вдали от города Алексей , о сторожно выбирая дорогу, выводит машинук самой кромке воды и берется за лопату. П опробуйте под палящим солнцем перекидать две-три тонны мокрогомор ­ ского песка, а после этого суметь вывести груженуюмашину по зыбкой, о се ­ д ающей под колесами дороге на твердый грунт; и вы почувствуете, сколько для этого требуется и силы имастер ­ ства. Почувствуете и невольно проникнетесь уважениемкмноготруднойра ­ боте сельского шофера . Д о того как стать шофером , Я кушев один год возглавлял комсомольскую организацию колхоза. У этого невысокого веселого парня настоящий комсо ­ мольский характер. К ак ни тяжела рабо ­ та за рулем , к ак ни трудно порой выкроить свободный час, А лексей готовится к поступлению в высшее учебное заведение. Первая попытка стать студент омОдесского технологического института окончилась неудачно — срезался на физике. Сейчас надо готовиться к НО7 вым экзаменам , да ишоферскую квалификацию повышать. Иначе нельзя. В коллективе водителей учатся многие, почти треть шоферов занимается вшколе рабочей молодежи . К огда знакомишься с работой Михаи ­ ла Кравцова, А лексея Якушева и их то ­ в арищей , то невольно замечаешь , что в водительском почерке их очень многосхожего. Та же неторопливость и спокойствие в управлении машиной , то же постоянное внимание к «самочувствию» автомобиля, е го « ж алобам » и «просьбам». Такое бывает улюдей , п рошед ­ ших хорошуюи одинаковую школу. Так оно и есть. И они, и Виктор Агафонов, Александр Ромашенкин, Василий Петров, Василий и Николай Крячко , д аимно ­ гие другие водители закончили одну и ту же «академию» — Старо-Крымский самодеятельный автомотоклуб ДОСААФ . Д обрым словом вспоминают молодые люди коллектив, г де прошли шоферскую выучку, приобрели необход имую колхозу специальность. Самодеятельный автомотоклуб ДОСААФСтарогоКрыма известен да ­ леко за пределами района и даж е области. Почти три четверти шофе ­ ров, р аботающихв колхозах и совхозах района, — е го воспитанники. Только впрошлом году клуб подготовил для села около 300 водителей всех классов. И не только водителей: з а год было обученотакже более ста трактористов икомбай ­ неров. Если добавить к этому числу почти 300 мотоциклистов и свыше 500 водителей, п рошедших на базе клуба техм инимум по правилам движения транспорта, то, думается, наши читатели по ­ лучат достаточное представление о масштабах работы самодеятельного до саафовского коллектива. Конечно, язык цифр, которые мы при ­ вели, у бедителени красноречив. Но дело не только в том, что сельское хозяйство района ежегодно получает не ­ обходимое пополнение специалистов автотранспорта. Важно и то, что, п ри ­ ступая к самостоятельной работе, выпускники клуба показывают хорошее знание машины, достаточные практические навыки, серьезное отношение к труду, то есть все, что входит в понятие «высокое качество обучения». Вот это, пожалуй, самое главное. Ведь «воюют не числом, а умением » . И этом уумению будущих шоферов обучают вклубе отличные наставники, мастера своего дела. Большое впечатление производит ма ­ териально-техническая база самодеятельного клуба. Здесь есть все, что не ­ о бходимоовладевающему профессией шофера : светлые учебные классы, слесарная и ремонтная мастерские, п ро ­ филакторий и класс для практических занятий, г араж , 9 автомобилей и3мо ­ тоцикла, полный перечень наглядных пособий и оборудования. Впечатление усиливается, когда узнаешь, что клуб начинал содного учебного класса и полуразвалившегося ГАЗ-АА. Годовые планы работы клуба всегда составлялись с перспективой, с направленностью на постоянное расширение учебной базы организа ­ ции. Четыре года назад, 1 располагая лишь четырь1 ' У мя автомобилями, клуб \ '•—£' закончил строительство ji \ фундаментального гарад 1 * «^ ж а на семь стояночных ШГ ЦШ мест (а сегодняужеи •*Jm этого не хватает!), з атемпоявились мастерские и классы для технического обслуживания, прибавилось автомобилей и оборудования — были запланированы ипостроены склад зап ­ частей и хранилище наглядных пособий. Эта работа продолжается и сегодня. — Так, наверное, всегда будет, — г о ­ ворит начальник клуба Н, И, Иванов. — Вот построили гараж , думали, на мно ­ гие годы. А жизнь заставляет ежегодно что-то менять, достраивать, приобретать, искать новые возможности и средства. Действительно, инициатива и целеустремленность активистов заслуживают самой высокой похвалы. Но ведь одной настойчивости мало. В чемже источник успехов? — Наиболее точно, п ожалуй : в ра ­ з умном использовании имеющейся техники и сил, — отвечает Николай Ильич , — с трогом контроле за расходованием средств. Первый шаг мы сделали с пом ощью районного комитета, но уже чер езгод смогли выстроить еще один учебный класс и приобрести второй автомобиль. П ри дальнейшем строительстве широко использовали имеющиесяу нас машины (в часы практического вож ­ дения), прибегли кпомощи самих кур ­ сантов и членов клуба. Это позволило нам провести егос наименьшей затратой денежных средств: вместо 45 тысяч рублей по сметной стоимости израсходовали лишь 32 тысячи. Широко практикуем и перевозку впроцессе обучения народнохозяйственных грузов. Полученные от этого средства помогают поддерживать автомобили в технически исправном состоянии, развивать материальную базу. В наших ближайших планах — открыть авт оремонтнуюи вулканиэационную ма ­ стерские. М ы подсчитали, что они дадут нам средства для приобретения спор ­ тивной техники и строительства мото ­ дрома.У шофера Михаила Кравцовазавтра напряж енный день. Надо еще раз проверить каждый агрегат, хорошо подготов ить автомобиль к дальним рейсам .Этим короткимрепортажем из рай ­ онного автомотоклуба заканчивался наш рассказ о степных капитанах из колхоза «Борьба за мир». О днако когда ма ­ териал уже был внаборе , п роизошли события, не сказать о которых нельзя. В газетах было опубликовано приветствие ЦККПССи Совета Министров СССР сельским труженикамКрымав связи с большой трудовой победой — успешным выполнением плана продажизерна государству. Задолго доконца жатвы хлеборобы Крыма первыми в республике выполнили план заготовок хлеба и обязались сдать сверх плана еще шесть миллионов пудов зерна. В этом замечательном трудовом подвиге земледельцев большая заслуга и механизаторов села — трактористов, ш о ­ феров, к омбайнеров . Отлично трудятся они на колхозных и совхозных полях над выполнением намеченного партией курса на интенсивное развитие всех от ­ раслей сельскохозяйственного производства. Их достижения — достойный ответ на огромную заботу государства о повышении благосостояния народа, и в частности тружеников села, ярким свидетельством которой явилась четвертая сессия Верховного Совета СССР ипри ­ нятые ею законы. Г. ЗИНГЕР,наш спец. корр. Белогорский район Крымской области — Старый Крым.