дельной при оживленном, плотном движении в параллельных рядах, во всех случаях, когда на дороге складывается неопределенная обстановка, при проезде мимо шествий, колонн и т. д. . Наконец, следует помнить об особенностях и состоянии транспортного средства, которым еы управляете: его устойчивости, конструкции тормозов, степени износа шин, а также Статья 2-я* особенностях перевозимого груза. Еще два ограничения скорости вы найдете в других разСКОРОСТЬ делах Правил — при буксировке на гибкой сцепке она не должна превышать 20 км/час, а при перевозке пассажиров на грузовых автомобилях — 50 км/час. Основные статьи этого раздела Правил не претерпели коНельзя думать, что вне населенных пунктов для скорости ренных изменений и поэтому, казалось бы, не требуют спедвижения нет никаких пределов. В зависимости от технических циального разговора. Однако необходимость в этом есть. показателей дорог для каждой из них установлена расчетная Статистика дорожных происшествий показывает, что до сих максимальная скорость: для дорог I категории (при ширине пор почти половина их является следствием превышения скопроезжей части для одного' направления 7 м) — 120 км/час; рости движения. II и III категорий (при ширине проезжей части 3,5 м) — Люди со стажем за рулем, вероятно, еще не забыли вре100 км/час; IV иV категорий (ширина проезжей части 3,0 м ) — мени, когда правила устанавливали жесткие границы скоро80 км/час. Но и эти скорости можно развивать лишь на легстей — 5, 15, 30 и более километров в час. Теперь этого нет. ковых автомобилях; на грузовых они должны быть ниже, так В последние годы выбор безопасной скорости движения докак их тормозной путь больше. верен самим водителям. И новые правила определяют тольРазумеется, водитель должен принять меры к снижению ко верхние пределы скоростей, да и то лишь в городах и скорости или остановке транспортного средства, когда воз-л населенных пунктах (см. рисунок). Какие же факторы следует никла опасность для движения. учитывать, выбирая скорость движения? В городе большое значение имеет правильный выбор Во-первых, дорожные условия, а значит — ширину проезскорости при проезде перекрестков. К сожалению, здесь вожей части, тип и состояние покрытия, профиль пути (подъедители нередко допускают серьезные ошибки. Некоторые из мы, спуски, повороты и т. п.). них, подъезжая к перекресткам, увеличивают скорость, стреО многом здесь предупредят водителя соответствующие мясь поскорее миновать их при разрешающем сигнале сведорожные знаки, но многое он должен уметь оценивать сам. тофора. Понятно, что при смене сигналов они либо идут на Скажем, узкие дороги требуют снижения скорости не нарушение правил, продолжая движение, либо прибегают к только потому, что встречный разъезд на них затруднен, но и резкому торможению, при котором возникает опасность потому, что их поперечный профиль имеет значительную столкновения, а мотоцикл, например, может и опрокинуться. крутизну наклона, а следовательно, автомобиль при движеВот почему последняя статья этого раздела Правил спении по правой стороне дороги теряет обычное сцепление циально посвящена выбору скорости на перекрестках. Она колес с ней, менее эффективно затормаживается, легче понапоминает водителям, что, приближаясь к перекрестку, надо падает в занос. вести транспортное средство с такой скоростью, чтобы иметь На величину тормозного пути влияет и тип покрытия возможность остановиться при запрещающем сигнале свето(грунтовая дорога, булыжник, асфальт, цементо-бетон и т. д.), фора или при появлении транспортного средства, пользующеа также его состояние (сухо, дождь, лед и т. п.). Например, гося преимущественным правом проезда. на асфальте он длиннее, чем на щебеночном покрытии или цементо-бетоне, а во время снегопада или дождя возрастает ОБГОН почти вдвое по сравнению с сухим асфальтом. И конечно, нельзя не учитывать при определении скороДаже в одних и тех же условиях транспортные средства сти продольный профиль пути, особенно спуски, на которых движутся по улицам и дорогам с разной скоростью. Это обтормозной путь увеличивается на 10—15 процентов. стоятельство нередко вынуждает водителей прибегать к обКроме этих чисто дорожных условий, правила обязывают гону. В отличие от прежних правил, под обгоном сейчас поводителей принимать во внимание видимость на трассе, то нимается любой маневр, при котором один водитель обхоесть степень освещенности и метеорологические условия дит другое движущееся транспортное средство. Однако из(туман, снег и т. п.), а также обзорность, которую могут ограменения ширины проезжей части, профиля пути, а также ханичивать различные постройки, зеленые насаждения. рактера встречного движения создали необходимость конВыбираемая вами скорость находится в прямой зависимокретизировать в Правилах движения виды обгона и опредести от интенсивности и характера движения других транспортлить условия, при которых каждый из них возможен. Таких ных средств, а также пешеходов. Она не может быть превидов обгона различают три — обгон в параллельных рядах, с выездом из занимаемого ряда ис выездом на полосу встречного движения. * Первую статью см. в журнале «За рулем», 1964, J* 9.ВОДИТЕЛЬ.въезжая в город или населенный пункт,\ На трассе общественники1«гЕпомнио верхнем пределе скорости!ерноморское побережье Кавказа манит к себе тысячи и тысячи автоМобильных туристов. Шоссейные трассы в горах сложны, порой опасны. Такой является и дорога Анапа — Батуми, проходящая через наш Хостинский район города Сочи. Здесь в свое время было немало дорожных аварий. Вот тогда-то и возникла мысль создать совет общественных автоинспекторов. Это было три года назад. В него вошли руководители автохозяйств, заведующие гаражами, инженеры, механики, шоферы. Председателем совета избрали водителя одного из Хостинских санаториев Б. В. Лыкова. Первоначально актив наш был невелик — 15—20 человек. Но со временем к нам приходили новые и новые общественники. Теперь триста шестьдесят энтузиастов безвозмездно отдают свободное от работы время для пропагандыЧ