Братская Монголия отмечает славный праздник — 40 лет со дня провозглашения Монгольской Народной Республики. Победа Октября открыла новую эру в жизни монгольского народа, в его борьбе за национальное и социальное раскрепощение. Советский Союз помог Монгольской народно-революционной армии разгромить и белогвардейских атаманов, и японских интервентов. В свою очередь монгольская армия внесла ценный вклад в дело разгрома японских агрессоров в августе 1945 года. Советские люди как братья приходили на выручку монгольскому народу в пору военной опасности. В годы мирного труда они помогают ему развивать свою „экономику, создавать отечественную промышленность. Материал, который мы перепечатываем из газеты «Комсомолец Киргизии», воскрешает одну из многих страниц этого братского содружества и взаимопомощи наших народов.по нескольку суток, бездорожье, а ехать надо. Мелкими теперь кажутся пережитые когда-то трудности. Что они по сравнению с разбушевавшейся стихией! В кабине полумрак. Аджибаев сильно нажимает плечом на дверцу, чтобы на ходу очистить поминутно забрасываемое снегом стекло. Буран тысячами острых игл вонзается в лицо. Коченеют руки. Солдат с трудом делает вздох и быстро опускается на сиденье. Сердито урчит двигатель. Наконец — остановка. Еле уловимый запах дыма домашнего очага защекотал ноздри. Солдат опустился на сиденье, устало закрыл глаза, прислушиваясь к размеренному рокоту двигателя. Прошел озабоченный офицер. — Нет четырех машин, — сообщил он, — придется подождать... «Ну а если их не будет? — промелькнуло в голове Куттубека. — Искать?..»метры. Но Куттубек, казалось, не чувствовал усталости. Он думал о товарищах, он шел им на выручку. Когда спидометр отсчитал пятый десяток и командирская машина остановилась, Аджибаев выскочил из кабины, побежал навстречу сослуживцам. Помощь подоспела вовремя...Мощный ЗИЛ-157, взламывая снежную целину, оставляет за собой колею почти полуметровой глубины. Вслед за ним тянется вереница таких же автомобилей, груженных ком бикормом для овец и продуктами питания для аратов. • Страшная стихия — «белый дзуд» — обрушилась на монгольских скотоводов. Сильные снегопады с ураганными ветрами, трескучие морозы свирепствовали дни и ночи. Создалась тяжелая обстановка. В этот критический момент на помощь братскому монгольскому народу пришли воины-забайкальцы. За рулем одного из грузовиков ком сомолец Куттубек Аджибаев. Сквозь узкую полоску смотрового стекла солдат зорко нащупывает прерывающуюся ниточку-колею. Силен буран. Гудит, ревет, остервенело швыряет в машину снег. Щетки стеклоочистителей не в силах справиться с работой, а струя теплого воздуха от системы отопления — противостоять пятидесятиградусному морозу. Стекла замерзают. Нет, шофер никогда не видел такого. Рядовой Аджибаев родился и жил до призыва в армию в селе Грозном Фрун зенской области. Там он окончил семилетку, работал в колхозе имени Калинина. В 1958 году вступил в комсомол. Последние два года Куттубек работал водителем в совхозе «Кок-Сай». Всякое пришлось испытать. Бывало, дождь льетВспомнил Куттубек давно прошедшие занятия по тактике. Вот таким же трудным был ночной марш. Лил дождь. Ухабистая дорога петляла по косогорам, ныряла в овраги. Бронетранспортер то и дело накренялся, сползал по наклонной. Сползал и снова поднимался, неся разжиженный грунт мощными протекторами шин. Косая сетка дождя путалась в узких пучках света, бросаемых под колеса полузакрытыми фарами. Образцово действовал рядовой Аджибаев. Об этом старший начальник написал в село Грозное письмо. Офицер сообщал матери Куттубека об отличном выполнении ее сыном служебного долга. Это было восемнадцатое поощрение рядового Аджибаева....Отставшие машины не пришли. Командир не стал терять времени. — Кто согласен ехать на поиски? — спросил он у подчиненных. Молчание длилось секунды. — Разрешите мне, — первым вызвался Куттубек Аджибаев. Офицер пристально посмотрел в обветренное, потемневшее от мороза лицо солдата. — Не боитесь трудностей? Ведь знаете, что ждет впереди? — Нельзя оставлять товарищей в беде, — ответил комсомолец. Скоро несколько автомобилей вытянулись в направлении обратного маршрута. Снова потянулись вьюжные килоБушует, гудит снаружи юрты буран. Старый монгол прислушивается к завыванию вьюги. Пуще прежнего беснуется ветер. Не протянуть долго, падет скот. А что делать без скота? Арат закрывает лицо руками, опускает голову. Оцепенение сковывает его. Но вот старик резко распрямляет сгорбленную спину, поворачивает голову. Чуткое ухо скотовода улавливает гул моторов. Машины? Не может быть! Возможно ли это? Откуда и как они могли попасть сюда в такую погоду? Кто-то долго царапает полог озябшими руками. Тугая волна снежного вихря врывается в юрту. Один за другим порог переступают советские солдаты. О, старый арат слышал много хорошего о советских воинах, об их храбрости и сердечности. Верные, добрые друзья, они всегда готовы подать руку помощи труженику. Это они в июне 1921 года помогли монгольским частям освободить Ургу, а потом и всю Мон голию. И раз появились сейчас здесь советские солдаты — значит, снова пришла помощь. Старый арат не ошибся. В кузовах автомобилей лежали мешки с зерном. «Рейсом жизни», «колонной дружбы» назвали монгольские братья тысячекилометровый переход советских солдатавтомобилистов сквозь буран. «Дружба!», «Найрамдал!» — этими словами встречали повсюду воинов-забайкальцев наши друзья и дарили им улыбки, рукопожатия, сувениры. Всю грудь украсили они рядовому Аджибаеву памятными значками. В Улан-Баторе состоялось чествование советских воинов, подавших в критический момент братскую руку помощи трудящимся Монголии. В торжественной обстановке Председатель Президиума Великого Народного Хурала товарищ Самбу огласил Указ о награждении наиболее отличившихся героев «рейса жизни» орденами и медалями МНР. Высокую награду — орден «За боевые заслуги» он вручил простому парню из киргизского села — рядовому Куттубеку Аджибаеву. Капитан М. ДУЛЯ.