ГАЗ-53ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Электрооборудование автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53Ф включает ряд новых, более совершенных и надежных по сравнению с электрооборудованием ЗИЛ-164А и ГАЗ-51А приборов и узлов. Каковы особенности их устройства? Рассмотрим сначала подробно электрооборудование ЗИЛ-130. Источники тока Генератор Г130 — двухполюсный, двухщеточный, параллельного возбуждения, охлаждаемый обдувом от вентилятора шкива привода. Мощность его 350 вт — почти на 50 процентов больше, чем у генератора автомобиля ЗИЛ-164А. Номинальное напряжение составляет 12 в. Нужно подчеркнуть, что на автомобиле ЗИЛ-130 нет амперметра. Для контроля за разрядом аккумуляторной батареи служит специальная лампа, которая расположена на щитке приборов под красным стеклом. Она соединена параллельно с контактами реле обратного тока и включается через замок зажигания. Отличительная особенность аккумуляторной батареи 6СТ-78 ЭМСЗ — двойные сепараторы. Одна их сторона, обращенная к положительным пластинам, выполнена из стекловойлока, другая — из мипласта. Батарея размещается в гнезде слева под кабиной. Учащимся необходимо сообщить, что сухозаряженная батарея перед установкой на автомобиль должна пройти крат* Окончание. Первые семь статей см. в журнале «За рулем», 1963, №№ 11 И 12; 1964, JMW* 2. 5, 6. 8 и 9.ЗИЛ-130Статья 8-я*ковременный заряд на станции. В исключительных случаях можно обойтись и без него. Но тогда пускать двигатель стартером следует не раньше чем через три часа после заливки электролита, который должен проникнуть в пористую активную массу пластин. После пуска двигателя нужно подзаряжать батарею в течение 30—45 минут. Приборы зажигания В катушке зажигания Б13 значительно увеличено число витков (26 тысяч) провода вторичной обмотки (сечение 0,07 мм) и уменьшено сопротивление первичной обмотки и вариатора, изготовленного из никелевой проволоки. Сделано это для обеспечения бесперебойного зажигания в восьмицилиндровом двигателе на больших оборотах. Для улучшения изоляции обмоток в корпус катушки залито трансформаторНое масло. Оно способствует также улучшению отвода тепла от обмоток на массу автомобиля; э.д.с. взаимоиндукции достигает во вторичной обмотке 28 000 в, а в первичной — 300 в. Прерыватель-распределитель Р4-В установлен в задней части блока цилиндров двигателя с наклоном в левую сторону. Он приводится в действие от валика привода масляного насоса. Учащиеся должны знать, что вследствие повышенной силы тока в первичной обмотке катушки зажигания перенос металла контактов прерывателя (образование выступа на одном из них и углубления на другом) происходит более интенсивно, нежели у прерывателей двигателей с меньшим числом цилиндров и меньшей степенью сжатия. Чтобы не сократить срок службы контактов, зачищать их следует не до полного устранения углубления, а выступы металла удалять только при регулировке зазоров. Конденсатор емкостью 0,25—0,35 мкф устанавливается не снаружи, а внутри корпуса распределителя. Обкладкой его служат две свернутые в рулончик полоски, на которые с одной стороны нанесен тонкий слой олова и цинка. Такой конденсатор с металлизированной бумагой обладает способностью самовосстанавливаться. При пробое он не выходит из строя, потому что тонкий слой цинка и олова в этом месте и вблизи него выгорает, а бумага, очищаясь bi металла, обеспечивает нужную изоляцию. Свечи зажигания А15Б (для средних условий работы автомобиля) или более «холодные» А13Б (для работы вжар ­ кое время года ив южных районах) — неразборные, с резьбой М14Х1.25 и изолятором из борокорунда. Зазор между электродами должен быть 0,60,75 мм , а зимой 0,45—0,50 мм . Провода высокого напряжения имеют изоляцию из полихлорвинилового пластиката, стойкого против бензина и масла. Неметаллическая жила выполнена из хлопчатобумажной ткани или пластмассы, пропитываемых электропроводящим составом, который обеспечивает распределенное высокоомное (30 000 ом/м) сопротивление. Такие провода способствуют эффективному подавлению радиопомех. Стартер, приборы освещения и сигнализации Стартер СТ130 мощностью 1,5 л. с. представляет собой четырехполюсный электродвигатель с усовершенствованным приводом, имеющим муфту свободного хода. Управление им дистанционное. Включается при повороте ключа зажигания в дополнительное нефикси-fСхема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53Ф: 1 — подфарник; 2 — ф ара ; 3. 4 — соединительные панели проводов; 5 — датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости: 6 — подавительные сопротивления; 7 — стартер; 8 — катушк а зажигания; 9 — распределитель; 10 — свечи; 11 — генератор; 12 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 13 — датчик давления масла; 14 — подкапотная лампа; 15 • стеклоочиститель; 16— кнопка сигнала; 17 — реле-регулятор; 18 — сигнал; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — включатель «стоп»; 21 — переключатель указателей поворота; 22 — предохранители; 2 3 — ш тепсельная розетка; 24 • прерыватель; 25 — переключа— тель стеклоочистителя; 26 — выключатель зажигания; 27 — электродвигатель отопителя; 28 — у казатель температуры воды; 29 — л ампы освещения приборов; 30 — контрольная лампа указателей поворотов; 31 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи; 32 — датчик уровня бензина; 33 — ф онарь освещения кабины; 34 — ц ентральный переключатель света; 35 — включатель фонаря освещения кабины; 36 — ножной переключатель света; 37, 38 — задние фонари.