„4BTO/IMIEI4YEJI>Тс'доггедовдмх:;?'.»)».*^^Карбюратор — сердце двигателя. Это выражение автомобильных ветеранов метко определяет зависимость мощности, приемистости, экономичности, легкости пуска, устойчивой работы двигателя от качества и состояния карбюратора. Пожалуй, это самый важный прибор автомобиля и самый «сложный»: правильность работы отдельных его устройств трудно оценить даже при разборке и осмотре. В этом отношении карбюратор сложнее приборов электрооборудования, где большую часть неисправностей можно выявить при помощи амперметра и вольтметреНа сентябрьском заседании мы немного познакомились с «родословной» карбюратора и определили его «обязанности»: установили, что в карбюраторе производится необходимая дозировка топлива и предварительное распыливание. Основной процесс (испарение и образование смеси) происходит (и продолжается) во впускном тракте ив цилиндрах. Узнали, что поэтому не следует устанавливать никакие дополнительные «распылители», ибо они не могут дать экономии, а только снижают мощность. • Мы установили также, что уже более пятидесяти лет, как «конструкция* карбюратора сложилась, и чтоСегодняшнее заседание (заключительное в этом году) продолжает основное направление клуба — «Университета технической культуры» автолюбителя, имеющего целью расширить и углубить знания по устройству нашего друга — автомобиля. Мы, конечно, знаем карбюратор, но сегодня узнаем его глубже, получим (надеемся) новые интересные и полезные сведения. Это уже второй разговор о карбюраторе. Впереди третья беседа — о техническом обслуживании, исправлении дефектов, регулировке (особенноЗАСЕДАНИЕавтомобильные и карбюраторные заводы сегодня могут правильно выбирать основные размеры карбюратора. Познакомились с программой работ по их выбору и со способами проверки результатов. Сегодня мы подробнее узнаем, как устанавливается наивыгоднейший размер диффузора и почему нельзя его изменять; как устанавливаются размеры жиклеров, как точно они выдерживаются при массовом производстве ив каких случаях возможна индивидуальная доводка; узнаем, что система холостого хода только так называется, что смесь распределяется по цилиндрам неравномерно (больше всего это касается «Запорожца»), что... В общем, пора предоставить слово специалисту. Инженер-исследователь Московского завода малолитражных автомобилей В. Н. БЕЛЯЕВ продолжит беседу о карбюраторах. разрежения почти нет и из распылителя главной дозирующей системы топливо не вытекает. В это время двигатель работает на топливной эмульсии, поступающей из системы холостого хода карбюратора. Как еидно из рис. 1, на этом режиме в топливо дважды «подмешивается» воздух: первичная эмульсия образуется воздухом, поступающим через возду ^ ч ный жиклер холостого хода 1, а затем к ней, до выхода в смесительную камеру, добавляется воздух, идущий через переходное отверстие 3. Топливная эмульсия направляется в смесительную камеру через выходное отверстие, которое регулируется винтом «качества» 4. -Из рисунка также видно, что в жиклер холостого хода топливо попадает через главный топливный жиклер 2. Постепенное открывание дроссельной заслонки и увеличение скорости вращения коленчатого вала вызовет увеличение разрежения в диффузоре, но истечения топлива все еще не будет (рис. 2). По-прежнему «питать» двигатель будет система холостого хода, работа которой на этом режиме показана на рис. 2, Топливная эмульсия поступает также и через переходное отверстие 3. К ней подмешивается воздух, проходящий через образовавшиеся щели между кром ­ ками дроссельной заслонки 5и стенками камеры (красные стрелки). Только когда разрежение в узкой части диффузора достигнет определенной величины (вспомним, что уровень топлива в распылителе несколько ниже его верхней кромки), начнется истечение топлива из главной дозирующей системы, а истечение из системы холостого хода начнет сокращаться. Как видно из рис. 3, дальнейшее открытие дроссельной заслонки привело к увеличению разрежения в диффузорах 6и 7, что вызвало истечение топлива из распылителя главной дозирующей системы. У двух отверстий системы холостого хода, наоборот, — разрежение уменьшилось, в связи с чем сократи-Д&ФФУЗОХ*Истечение топлива из распылителя вызывается разрежением. Скорость воздуха в диффузоре и разрежение меняются в очень широких пределах при работе двигателя с различным числом оборотов и при разных положениях дроссельной заслонки. Чем меньше будет узкое сечение диффузора, тем большее получится разрежение при определенной скорости воздуха в карбюраторе. Но малый диффузор создает значительное сопротивление, ухудшающее наполнение цилиндров горючей смесью. Поэтому для получения большей мощности двигателя стремятся делать сечения диффузора и смесительной камеры возможно большими. «ХОЛОСТОЙ ХОД»—НЕ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ Когда дроссельная заслонка прикрыта (режим минимально устойчивых оборотов холостого хода), в диффузореРис. 1. Работа карбюратора на режиме минимально устойчивых оборотов холостого хода. Рис. 2. Работа карбюратора на переходном режиме до вступления глазной дозирующей системы. Рис. 3. Работа карбюратора на переходном режиме в начале вступления в работу главной дозирующей системы. Рис. 4. Работа карбюратора на переходном режиме в начале вступления в работу главной дозирующей системы при чрезмерно увеличенном диффузоре («п вал»).