ЕРЕВАНСКОЕза рубежом, мастера шоссейно-кольцевых гонок. Но независимо от титулов каждый из них (за исключением призеров первенства СССР 1963 года) должен был подтвердить свою квалификацию в текущем году — занять одно из первых пяти мест в ралли не ниже второй группы Единой всесоюзной спортивной классификации. Таково было непреложное требование положения о соревнованиях. Его жертвами едва не стали азербайджанские раллисты: в республике не было ни одного соревнования, в котором эни могли бы выполнить это требование. Но спортсменам не пришлось нести ответственность за бездеятельность руководителей автоспорта — для них было сделано исключение. Семь экипажей, закончивших дистанцию звездного сбора, все же превратились в зрителей: они были сняты по результатам прохождения СКВ на последнем участке. Оставшиеся 90 экипажей благополучно прошли техническую комиссию и наутро приняли старт на первом круге основного маршрута. За рулем каждой машины сидел один из Двух участников. 460 километров сложных горных дорог с их серпантинами, закрытыми поворотами, непрерывно сменяющимися подъемами и спусками оказались куда более серьезным экзаменом, чем все 3 тысячи километров звездного сбора. Но этот круг был только своего рода прологом, хотя и вывел на обочину 11 участников. Второй круг обошелся с их напарниками, следовавшими по тому же маршруту ночью, намного круче — он отсеял 21 претендента на медали. И наконец, третий — 640-километровый круг , который экипажи шли в полном составе, сумели закончить по всем правилам 38 участников: 28 на «Волгах» и 10 на «Москвичах» — те самые 36 процентов, о которых шла речь в начале. Для остальных тройное ереванское сито стало непреодолимым. Цифра для наших «внутренних», даже самых серьезных ралли необычная. Пожалуй, она вызвала бы немалую тревогу, если бы мы не знали о суровых условиях соревнований за рубежом, в которых участвовали наши раллисты. Все громче раздававшееся требование приблизить по трудности первенство страны к международным ралли было в этом году удовлетворено, и выбор пал на самую молодую, горную кавказскую трассу, «открытую» для ралли в прошломТРОЙНОЕ СИТОгоду. Она столь же коварна, сколь и красива. С перевалов виден горделивый Кавказский хребет. Но чтобы забраться, скажем, на один из перевалов (высота 2685 метров над уровнем моря), надо преодолеть 34 узких серпантина на протяжении 24 километров подъема по не освоенной еще для регулярного движения дороге. Горы оказались негостеприимными. Первенство закончилось триумфом хозяев трассы. Экипажи Г. Заргарян — Г. Терманян и М. Машиошвили — В. Айвазян завоевали первое и третье места в классе «Волг», а также в абсолютном зачете и вместе с экипажем 3. Пилтоян — А. мрутюнян обеспечили сборной команде Армении первенство среди команд союзных республик. Кроме того, чемпионы и"' бронзовые призеры, составлявшие команду Ереванского таксомоторного парка № 1, вышли победителями среди коллективов физкультуры ДСО и ведомств и автомотоклубов ДОСААФ, а второе место в этом зачете заняли их земляки из низового коллектива «Спартака». Большого успеха добились Львовские спартаковцы Е. Боженов и Б. Ревякин. Им одним удалось пройти марафонскую дистанцию без штрафных очков, и лишь худшая сумма баллов в дополнительных соревнованиях отбросила их на второе место. В классе «Москвичей» бесспорным было преимущество заводских спортсменов. Чемпионами страны стали Н. Сучков и В. Щавелеа, выступавшие на отлично подготовленной машине. Они показали абсолютно лучший результат в дополнительных соревнованиях. Серебряные медали завоевали Н. Чумаков и Э. Лифшиц, набравшие в своем классе наименьшую сумму штрафных очков в дорожных соревнованиях. Информация о победителях будет неполной, если не сказать еще раз о бронзовых медалистах в группе «Волг». Впервые во всесоюзном чемпионате раллистов призовое место заняла женщина. Этот почин принадлежит Манвеле Машиошвили. спортсменке Ереванского автомотоклуба. Для того чтобы занять третье место, ей с ее напарником В. Айвазяном не потребовался даже поправочный коэффициент 0,97, на который со. гласно положению умножался суммарный результат смешанных экипажей. Среди участников таких было тринадцать. Число это и впрямь оказалось неЛично-командное первенство СССР по автомобильному раллиДорожные соревнованияпревратились по существув шоссейно-кольцевую гонку. Посмотрите, к ак спешит этот спортсмен сверить время на КВ. Кстати, неплохо было бы устанавливатьздесь перекидные таблицы (типа календаря) с крупным обозначением времени.нконе flu зать,0.Если применимы в спортивном лексижитейские оценки, то можно скачто этот сравнительно молодой у нас вид автомобильных соревновании уже вступил в пору зрелости. Сложная трасса, высокие скорости, жесткий регламент, преобладание чисто скоростных дополнительных состязаний — все эти черты современного ралли в полной мере характеризуют закончившееся недавно первенство Союза. И хотя (скажем об этом, забегая вперед) зачетные очки заработали только 36 процентов экипажей, хотя не обошлось без накладон в организации и судействе, спортсмены получили от соревнований истинное удовлетворение, которое коротко и точно выразил их участник мастер спорта Л . Шувалов: «Это было самое спортивное из всех ралли». 105 пар раллистов приняли старт: 34 начали соревнования в Москве, 32 выехали из Тбилисси. 28—из Киева и 11—из Могилева. Через два дня 97 из них зарегистрировались на КВ-10 в Ереване, где заканчивался звездный сбор и начиналась вторая, главная часть соревнований. Напряженность борьбы предвещал прежде всего состав участников. Среди них были чемпионы СССР и республик разных лет, те, кому довелось выступатьэ ооооооооооооооооооооооооооца Команда мотоциклистов г. Элисты — победительниВсесоюзных соревнований по мотоболу 1964 года.ПОБЕДИЛА КОМАНДА ЭЛИСТЫВсесоюзные соревнования по мотоболу закончены Всего лишь год назад состоялись первые всесоюзные соревнования по мотоболу на кубок журнала «За рулем», С этого, можно сказать, началась вторая жизнь этой увлекательной спортивной игры, ее повсеместное признание. Закончившиеся в г. Элисте всесоюзные соревнования «моторизованных футболистов», которые по своему значению можно приравнять к первенству страны, порадовали любителей мотоспорта прежде всего широким представительством. Если в прошлом году в матчах на кубок выступило 9 команд, то уже в этом году в одном только первенстве Российской Федерации участвовало 19 коллективов. Возрос интерес зрителей, ряды которых пополняются квалифицированными болельщиками, научившимися разбираться во всех деталях своеобразного рисунка игры. Борьбу за звание команды-победительницы начали 9 коллективов, представляющих шесть союзных республик и Москву. В финальный этап, который должен был решить главный вопрос — кто же сильнейший, — по условиям соревнований вошли четыре команды: Элисты, Тулы, Новосибирска (все — РСФСР) и Казахстана. Заключительный матч, в котором встретились прошлогодний обладатель кубка журнала «За рулем» команда Казахстана и победитель всероссийских соревнований нынешнего года команда Элисты, прошел исключительно остро. Элистинский стадион «Строитель» был переполнен.JU^:V/V'^tTtVirV.^U^^bt.w^.«VAi^<,^7»l^a»rt*''.V»-«'JW.V*i4,^ntV.".lWar5.-.; очень счастливым: закончило соревнования только четыре. Результаты смешанных экипажейрешающим образом сказались на итогах командной борьбы. Дело в том, что в этом году стало обязательным участие женщинв команде республики. И если Машиошвили помогла сборной Армении выиграть переходящий приз, а В. Кульбановская белорусской команде выйти на второе место, то неудача В. Гудиной лишила на первом же ереванском нруге команду Москвы возможности бороться за первенство. Достойно закончили соревнования киевлянк а Т. Севастьянова ибакинка М. Кушнарева, и не их вина в том, что команды Украиныи Азербайджана оказались далеко от призовой тройки, У частники все время чувствовали заботу, которую взяла на себя досаафовская организация Армении (председатель республиканского комитета ДОСААФ А. А. Казарян). Они никак не могли пожаловаться и на отсутствие интереса, который проявили к соревнованиям и официальные лица и жители городов и сел, находившихся на трассе. На улицах дежурили автоинспекторы и активисты ДОСААФ, вместе с сотнями добровольных помощников следившие за порядком. На пунктах KB участников ожидали колхозные дары, исключавшие всякую необходимость запасаться провизией в долгий путь. Прекрасно действовала техническая помощь. К соревнованиям самый горячий инте^-рес проявили сотни тысяч людей. Кировакан иЛенинакан на втором кругеучастники проходили ночью. Жители вышли йа главные площади, чтобы посмотреть дополнительные соревнования по слалому. Не случайно на открытие основного этапа ралли было продано 96 тысяч билетов. И единственное, пожалуй, чего не учли организаторы, — это энтузиазм болельщиков, которых едва мог вместить в тот день ереванский ипподром. В результате даже пришлось отменить соревнования по фигурному вождению и ипподромную гонку, с которых начинался маршрут. В первенстве Союза в этом году проходили проверку делом новые Общие условия ралли. Они явились результатом обобщения собственного и зарубежного опыта, широкого обмена мнениями, в том числе и на страницах журнала «За рулем». Теперь тезисы доказывались и опровергались на трассе, а после соревнований по инициативе редакции было организовано обсуждение самих новых условий и первого большого опыта их применения. Много было сказано о пункте, требующем «в возможно короткий срок ликвидировать опоздание независимо от принципа ралли», если экипаж задержан на трассе организаторами или судьями вследствие непредвиденных обстоятельств. Этот пункт, к сожалению, нашел в соревнованиях самое широкое применение. У частки скоростных состязаний не успевали «переваривать» стартующих, и, естественно, возникали задержки. А дальше экипажи попадали в неравные условия: одни задерживались больше,другие — меньше, и 10 процентов времени, которые они должны были нагонять, превращались в разные величины, стоили для них по-разному. К тому же одним судьи делали в карте отметку о задержке, другим — нет. Дороже всех обошлись эти неувязки экипажам двух «Запорожцев», которые шли под последними номерами. Не сумев нагнать опоздание, они не успели к закрытию KB и лишились зачета на последнем, финишном круге. Есть и другая причина, почему целый класс машин (с двигателем рабочим объемом до 1000 смЗ) оказался «вне игры» и по существу было сорвано первенство среди заводских команд, — непосильные скорости. Для второго и третьего зачетов («Москвичи» и «Волги») средняя скорость на основном этапе составила 55,4 км/час, а для первого («Запорожцы») — 54,6 км/час. А ведь с «Волгами» не смогли конкурировать даже «Москвичи». В данном случае организаторы соревнований (ФАС СССР иЦАМК ) плохо распорядились Общими условиями, разр ешающими более гибкий выбор режи ма движения. В настоящую гонку превратилась на последнем круге езда по городу — и все из-за того, что перед самой границей Еревана установили СКВ. Вполне понятно, что спортсмены не могли создать себе необходимого запаса времени, а льготы было явно недостаточно. Только благодаря помощи ГАИ и любезности местных водителей дело обошлось без происшествий. Разгорелись страсти вокруг СКВ, назначенного на участие звездного сбора. Для семи экипажей , нак уже сказано, он оказался роковым. Другие пострадали меньше, но все же ощутимо. Пришлось здесь проститься с расчетами на медали и нескольким вероятным претендентам. Согласно Общим условиям во время звездного сбора СКВ можно назначать только на участке совместного движения. Но начало этого участка не было объявлено, и лишь по некоторым косвенным признакам участники могли определить его, причем были признаки и «против». И надо согласиться с теми, кто считает, что нельзя подменять штурманское искусство задачами на разрешение юридических казусов. Справедливым было предложение заблаговременно обнародовать схему трассы с подробной легендой. Тогда все участники будут в равных условиях, а сохранить подробности в полном секрете все равно невозможно. В конце концов мастерство должно опираться на знание, а не на незнание. Новые Общие условия ликвидировали многие поводы для конфликтов между участниками и судьями. Но одновременно они породили новые споры. Участники обсуждения — их было свыше 100 человек — сошлись на том, что текст Общих условий нуждается в тщательном редактировании. Раллист, конечно, обязан быть грамотным, но основной документ все равно должен быть изложен доходчиво и исключать разночтения.Участники уходят на трассу. Десятки тысяч ереванцев пришлина ипподром проводить ихв трудный путь.Сколько динамикивэтомкадре ! Недаром сбитые (и еще больше — несбитые) кегли вызывали бурную реакцию зрителей. А ведь *1еред вами всего лишь финишное упражнениефигурки — «Остор ожная остановка».Фото В.Егорова.• ЯНадо надеяться, к следующим ответственным стартам главные документы, определяющие подготовку к ним, можно будет принять не только «за основу», но и «в целом».нОБ. МАНДРУС, спец. корр. «За рулем».г. Ереван.ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО 3-й зачет («Волга»): 1. Г. З аргарян — Г. Терманян (Ереван) 2. Е. Боженов — Б. Р евякин (Львов); 3. М. Машиошвили — 8. А йвазян (Ереван). 2-й зачет («Москвич»): 1. Н. Сучков - В. Щавелев (Москва); 2. Н. Чумаков - Э. Л ифшиц (Москва); 3. В. Боровик — Л. Рабинович (Ленинград). 1-й зачет (« Запорожец»): первенство не разыграно . КОМАНДНОЕ ПЕРВЕНСТВО Среди союзных республик. 1. Армянс кая ССР (Г. З аргарян — Г, Терманян, М. Машиошвили — В. Айвазян, 3. Пилтоян — А. Арутюнян); 2. Белорусская ССР; 3. Л атвийская ССР; 4. г. Москва; 5. Эстонская ССР; 6. Украинская ССР; 7. Литовская ССР; 8. г. Ленинград; 9. Т уркменская ССР; 10. РСФСР (сборная областей, к раеви АССР); 11. Грузинская ССР; 12. А зербайджанская ССР. Среди коллективов физкультуры ДСО и ведомств и автомотоклубов ДОСААФ: 1. Таксомоторный парк № 1 г. Еревана (Г. Зарг арян — Г. Терманян, М. Машиошвили — 8. Айвазян); 2. «Спартак», Ереван; 3. Спортклуб «Чайка» (Горьковский автозавод), 1 я команда.о оооооооооооооооПод несмолкаемые приветствия зрителей на поле выезжают команды и выстраиваются в центральном круге. Пионеры преподносят игрокам букеты живых цветов. В первые минуты матча команды «прощупывают» друг друга. Затем к энергичным действиям приступают элистинцы, но их угрозы ликвидирует уверенно игравший вратарь каэахстанцев мастер спорта Б. Старков. Моментами остро контратакуют алма-атинские мастера спорта М. Зальцман и Н. Фомин, но и им не удается взломать оборону соперников. Матч таки закончился безрезультатно — 0 : 0 . Команда Элисты, набрав 5 очков, стала победительницей первых всесоюзных соревнований по мотоболу. Награды участникам заключительного матча вручал председатель организационного комитета финала соревнований, заместитель председателя Совета Министров Калмыцкой АССР А. Павлов. За активное участие в развитии мотобола в Калмыцкой АССР, а также за хорошую организацию соревнований грамотой Центрального автомотоклуба СССР награжден председатель республиканского комитета ДОСААФ Б. Чавычалов. Для жи телей калмыцкой столицы финальные игры мотоболистов стали большим спортивным праздником. Нельзя не сказать о возросшем мастерстве игроков. Отличное владение мотоциклом в сочетании с мастерством футболиста характерно для лучш их игроков команд Элисты, Алма-Аты. Новосибирска. Продуманней стала тактика игры, вырос ее темп. тренер Центрального А. КВАН, автомотоклуба.Оно ооооооо• внн•ог. Элиста.25