ПУСТЬ ДРУГУ ПОМОЖЕТ ДРУГ!то разговор о нашем труде, друг-шофер. Труде нелегком, но почетном и ответственном. Нам есть чем гордиться: по дорогам Советской Родины на автомобилях перевозятся многие миллионы тонн важных срочных грузов. Сегодня ни одно предприятие — от гигантской стройки до самой маленькой заготовительной конторы — не обходится без автотранспорта. И значение его все возрастает. Профессия водителя стала у нас одной из самых массовых и нужных в стране. Вместе со всем народом АЛЫ трудимся над созданием материально-технической базы коммунизма. Во имя этого и для этого шоферы работают не покладая рук, не жалея своих сил, честно исполняют высокий гражданский долг. В этом созидательном труде утверждаются и новые отношения между людьми, те, что золотыми буквами записаны в моральном кодексе строителя коммунизма. Они для нас не отвлеченная схема, а живое руководство к действию. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь и выручка придают нам новые силы, помогают идти вперед. ,- Но давайте посмотрим, в полной ли 'мере мы проявляем эти качества, всегда ли на высоте оказывается наша профессиональная культура, культура отношений между товарищами по труду? Увы, если смотреть правде в глаза, надо сказать, что ряд ом со значительным большинством хороших работников и замечательных товарищей еще встречаются и такие, кто рассматривает жизнь с точки зрения корыстных интересов, люди безразличные, равнодушные. Не перевелись еще у нас старые привычки — грубость, сквернословие, хамство. Особенно нетерпимо наблюдающееся в некоторых автохозяйствах, на наших дорогах неправильное отношение к людям, только что получившим водительские удостоверения — эту путевку в жизнь, в большой труд, в нашу рабочую семью шоферов. Чего греха таить, порой мы оставляем новичка один на один с машиной, с дорогой. А дороги для молодого шофера не всегда гладки в прямом и переносном смысле слова. Хуж е того, кое-кто норовит подставить ножку неопытному парнишке. Случилось что в дороге — не остановится, не поможет; видит, неуверенно ведет парень машину, так возьмет да прижмет к кювету или еще какую-нибудь пакость придумает. Некоторые лихачи, стараясь продемонстрировать свое «мастерство», играют на нервах новичка: поторапливают, если замешкался с выполнением маневра, а частенько и не дают его закончить, при обгонах «подрезают» угол и т. п. А ведь обязанность каждого опытного шофера проявить благожелательность, понимание трудностей, которые испытывает новичок в водовороте транспортных потоков. Да только ли в этом мы видим свои недостатки? Почему на наших дорогах еще не перевелись аварии и несчастные случаи? Что у нас, правила движения неудачные или шоферы народ непонятливый? Ни то, ни другое. Каждый, кто приезжает в нашу страну из-за рубежа, неизменно отмечает четкую организацию движения и хорошую подготовку наших водителей. Но вот чего нам действительно не хватает, так это предупредительности и внимательности по отношению друг к другу. Думаем, каждый согласится, что какими бы всеохватывающими ни были правила движения, они не могут предусмотреть все возникающие на дорогах ситуации. Во многих случаях верные решения нам быстрее подсказывают взаимопонимание и дух товарищества, присущие лучшей части наших шоферов. Возьмем простой пример. На улице у самой осевой замерла машина, ей надо въехать, скажем, во двор. Но сделать это, оказывается, совсем не просто — навстречу сплошным потоком идут и идут автомобили. Формально все по правилам: раз поворачиваешь, должен пропустить двигающихся прямо. И вот посредине улицы или дороги застревает машина (чаще всего не очень быстрый и маневренный грузовик), ждет минуту, другую, пятую. Мешает всем. А ведь достаточно М. ПРИСТАВКА, шофер автобазы № 20 Мосстройтранса, Герой Социалистического Труда;»\упрофессии, uioqienвстречным притормозить на десять-двадцать секунд — и «проблема» будет решена. И как приятно, когда встречаешь таких водителей! Сразу чувствуешь, что за рулем сидит друг, товарищ, который думает не только о себе, но ио тех, кто трудится рядом с ним, старается сделать так, чтоб всем работалось легко и радостно. Предупредительность — качество, которое украшает водителя, пешехода, пассажира, автоинспектора, словом, каждого, чье поведение прямо влияет на обстановку и условия нашего труда. И здесь не может быть скидок для пожилых или мо лодых, начальников или подчиненных, спокойных или нервных, усталых или отдохнувших. Взаимопомощь, взаимовыручка — вот что отличает советских людей. На дороге может случиться всякое. Умей в любой беде прежде всего оставаться другом тому, кто трудится или просто находится рядом с тобой. Кто-то встал на обочине — остановись, узнай, не нужна ли твоя помощь. Произо.шла авария — не беги от ответственности, бросив пострадавших. Нет ничего отвратительнее трусости, подлости. Пусть редко, но подобные люди, к сожалению, еще встречаются. Находятся и такие, кто, увидев несчастье, старается обойти его стороной, мол, «моя хата с краю», на это есть милиция, автоинспекция, скорая помощь. Но разве может так рассуждать советский человек-труженик? Нельзя проходить и мимо такого позорного явления, как пьянство. Нетрезвый человек за рулем — это страшная беда. Видимо, воздействовать лишь морально на таких людей недостаточно. Нужно их строже наказывать. Может быть, лишать водительских прав на более длительное время, ущемлять материально. Глубоко убеждены, что если всем миром возьмемся да встряхнем пьяниц как следует, ЧП на дорогах убавится вдвое-втрое. Машины, которые мы получаем в свои руки, становятся все совершеннее и сложнее. Значит, и знания нужно постоянно обновлять, углублять. Путей к этому много : курсы, к ом бинаты, заочное обучение. Но никак нельзя обойтись и без самообразования, постоянной работы с технической книгой, научно-популярной литературой. А у нас нет-нет и встретишь шофера, который окончил курсы лет десять — пятнадцать назад, да так и живет старым багажом. М ожно ли такому человеку доверить новую машину? Жизнь не стоит на месте. Вот сейчас введены в действие новые Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР. Задача каждого из нас — разобраться в них досконально, знать этот шоферский кодекс в совершенстве. И в этом товарищеская помощь опытных водителей тем, кто еще не постиг всех секретов шоферской профессии, особенно необходима. Ведь госавтоинспекция никакой специальной переподготовки и экзаменов по правилам движения проводить не будет. Значит, на нас надеются, и это доверие мы должны оправдать. Хочется затронуть и такой вопрос. Шоферов давно уже освободили от многих обязанностей по уходу за автомобилем, передав их автослесарям. И это правильное разделение труда. Но не секрет, что водители по-прежнему стремятся сами присутствовать при ремонте,- опасаясь, что без них работы не будут проделаны в полном объеме. К сожалению, для таких сомнений нередко есть основания: работники технической службы не всегда чувствуют высокую ответственность, которая ложится на их плечи, иногда выпускают машины на линию с дефектами, и порой такими, которые могут привести к катастрофическим последствиям. А нам хотелось бы и здесь всегда встречать настоящих друзей, кровно заинтересованных в том, чтобы машина, как мы говорим, ходила, и ходила надежно и долго. О многом, конечно, мы еще не сказали, но надеемся, что начатый разговор будет продолжен. Большие дела еще ждут нас с тобой, друг-шофер. И браться за них надо всем вместе, дружно, идти плечом к плечу. И. ФОМИН, шофер автокомбината № 5 Главмосавтотранса, Герой Советского Союза.1